Надутые резиновые литературные великаны с госбюдже

Надутые резиновые литературные великаны с госбюджетным поддувом. Очерк современной культурной сферы.


Современная криминальная российская суб-культура сидит в своей темной избушке, на ржавом ведре, и пытается выдавить из себя признаки культурности.

Зачем ей это нужно?

Во-первых, для общеполитических целей. Информационную среду, насыщенную резкими журналистскими публикациями и расследованиями а ля Навальный, нужно разбавлять сладкой патокой.

Во-вторых, существуют около-экономические мотивы. Потенциальные покупатели какой-то - сколько-нибудь наукоемкой - российской продукции должны предполагать, что они имеют дело с цивилизованными и образованными людьми.

В-третьих, утилитарно-электоральные соображения имеют место. Вся культурная рать вылазит перед выборами из своих норок и хором шумит, что такой-то кандидат – это самый цивилизованный, самый культурный и самый человечный человек.

Сергей Сергеевич читал Александра Солженицына. «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов». Поучительное чтение. Много интересного.

Но иногда нужно и новости по радио послушать.

Однако, если отвлечешься, то после новостей начинается передача.

Интервью с одним из так называемых больших литературных фигур.

Ничего из того, что Сергей Сергеевич знал об этой фигуре, не создавало впечатления литературной солидности.

Разве что биография крупного писателя, опубликованная в серии, основанной  Максимом Горьким.

Но тот ли писал, чья фамилия стоит на титульном листе?

Сергей Сергеевич начал слушать интервью..

Ведущий предупреждает. Он читает отрывки из недавно написанной и опубликованной книги (роман), а гость высказывается, комментирует.

Началось.

Какая-то мелочевка, ерунда.

Впрочем, опыт чувствуется. Гость объясняет, как появилась  книга. Он работал в университете, а затем ему предложили перейти на крупную литературную должность. И он так был благодарен этому университету, что решил написать книгу.

О, это возвышенный мотив! Мы чувствуем уважение! Человек не лишен чувства благодарности и испытывает уважение к собственным корням!

И что же он написал?

Он написал о каком-то студенте, который жил в советские времена и был советским человеком.

- Вы ассоциируете себя с этим героем?

- Нет! Но я сочувствую его взглядам!

Увертливый чувак!

Конечно, этот роман - очередной литературный мусор! Но зачем он нужен?

А вот зачем!

Крупным литературным фигурам нужны публикации.

За рубежом эту чушь никто не читает. Впрочем, если сильно попросить, где-то могут опубликовать рецензию. Преимущественно хвалебную. Естественно, желательно в каком-нибудь зарубежном СМИ.

Главный расчет не на обсуждение. Никому подобные произведения не нужны, все это - муть и никому не нужный прах. Наивные, никому не интересные мысли малоопытного советского студента.

Но во всех биографиях литературной фигуры появится очередная строчка – написана и опубликована очередная книга! Очередной роман!

Таковы правила игры. Романы пишутся, они публикуются!

А если кто-то прочтет и представит в критическом виде свое мнение?!

Это невозможно!

Все теплые литературные места заняты друзьями и послушными фигурами.

Если даже где-то появится отрицательное мнение, на него ответят двумя десятками разнообразных хвалебных рецензий.

Тот, кто напишет что-то отрицательное, за свое мнение ничего не получит, и опубликует свое мнение где-нибудь на сервисе бесплатных публикаций, а те, кто ответит хвалебными мнениями, будут опубликованы в солидных (с советских времен) литературных изданиях, причем в ряде случаев будут выплачены еще и гонорары.

Так или иначе, все биографии, все анкеты, все списки, биографическая статья в Википедии – все это пополнится упоминанием еще одного написанного и опубликованного романа.

Впрочем, цитирование и обсуждение этого нового романа наталкивает на вопрос – а лично ли автор (гость радио-передачи) писал это литературное блюдо?

Любой отставной литературной козы барабанщик, оказавшийся на финансовой мели, способен написать подобный текст – от лица наивного советского студента. Он советский человек! У него – убеждения! Он постоянно и без разбора читает книги! Да, это глубокое, сложное произведение!

Все же в этом интервью были и интересные моменты.

Ведущий интервью и приглашенный гость расставили друг другу не очень опасные ловушки.

Ведущий интервью упомянул какого-то литератора, который посчитал-посчитал своих читателей, и пришел к выводу, что его читает из 140 миллионного населения России (таковы официальные цифры насчет населения страны) около десяти тысяч человек. (Плавно подводит гостя к теме).

Тут бы и гостю высказаться, сколько человек его читает.

Но гость непринуждённо отошел от расставленного перед ним капкана.

Но он расставил ведущему и свой капкан.

У нас в России много людей, любящих писать – графоманов. Писателей больше, чем читателей. Знаете, сколько человек размещают свои произведения на ПрозаРу?

Ведущий засмеялся: я не писатель, я читатель… –  В ловушку не пошел.

Впрочем, это не только ловушка.

Во-первых, это дополнительный косвенный аргумент в пользу сомнений – а сам ли гость пишет «свои» произведения.

Если, например, вы прочтете биографии французских писателей 19 века, опубликованные в той же серии, основанной Горьким, то вы увидите, что эти писатели в свои молодые годы жили в среде людей, увлеченных писательством, литературой, постоянно что-то писавших, постоянно пытавшихся продать свой литературный продукт, протолкнуть его на книжный или театральный рынок. И никто их не называл графоманами.

Во-вторых, упоминание ПрозаРу - это игра на опережение. Это - утверждение своих позиций надутым литературным великаном (с госбюджетной подкачкой). Национальный книжный рынок разрушен. Авторы лишены возможности жить от гонораров за проданные книжные тиражи. Кое-что получают те, кто пишут пьесы для театров и кино-сценарии.

Дутые резиновые литературные великаны вовсе не ставят цель восстановления национального книжного рынка. Их задача приспособиться, их задача научиться эффективно существовать за счет госбюджетного поддува.

У любого человека, склонного к литературному труду, есть два основных пути.

Первый, сервильный, состоит в признании авторитета и репутации всех этих резиновых литературных великанов и в склонении перед ними головы и верхней части туловища. При таких знаках лояльности, резиновые великаны лет через пять-десять- пятнадцать-двадцать соблаговолят разрешить напечатать что-нибудь из творчества лояльного литератора и окажут ему знаки какого-то внимания.

Второй, самостоятельный (путь), - это публикация на сервисах подобных ПрозаРу. Таких авторов – самостоятельных, недостаточно лояльных, не признающих дутых резиновых авторитетов - нужно заранее нейтрализовать. Повесить на них ярлык. Они публикуются на «ПрозаРу!» «Гы-гы-гы…!!!»

Хитер ловкач!

«Сейчас не так-то легко пройти (войти) в большую литературу!»

Хотя он, резиновый ловкач, точно и не может определить, что такое «большая литература», но «мы все это понимаем, мы все это чувствуем».

Он-то, резиновый великан, явно представитель «большой литературы». Он в нее, видимо, «вошел».

Ведущий интервью от отчетливого комментария на тему «большой литературы» ушел. Или понимает, или чувствует, с кем он имеет дело?….

И ведь сидят в глубоких креслах все эти дутые резиновые литературные великаны. И имеют даже определенную международную поддержку.

Во-первых, есть корреспонденты иностранных СМИ, которые комментируют Russian (русскую? российскую?) культуру.

Во-вторых, почти во всех иностранных посольствах в России есть атташе по культуре.

В-третьих, есть полезные идиоты, которые имеют выход на выделение в зарубежных парламентах государственных средств на культурное сотрудничество.

В-четвертых, нет, наверное, такой страны, в бюджете которой не было бы ассигнований на культуру и строки «культурный обмен», «культурное сотрудничество». Существуют святые понятия: «культурное сотрудничество» и «культурный обмен». Перешли в 21 век из гуманного 20-го века.

В-пятых, вся честная компания получает моральное и юридическое право писать обращения, просьбы к разного рода меценатам и фондам - помогите, поддержите, выделите финансирование.

В-шестых, на государственные деньги и деньги меценатов организуется культурный туризм по разного рода привлекательным местам с хорошими ужинами, приятными экскурсиями,  энергичными молодыми девушками из сферы культуры, разного рода премиями, наградами и т.д.

Естественно, для таких дел нужны не те, кто публикуются на Проза Ру. - Они имеют, зачастую, склонность к максимализму и к неуступчивости. Для таких дел нужны проверенные, хорошо знакомые кадры. Люди без излишнего самомнения. Надутые резиновые литературные (и прочие культурные) великаны с госбюджетным поддувом.

В-седьмых, есть западные читатели. Они не против ознакомиться с литературными произведениями из современной России. Эти западные читатели надеются и на корреспондентов, и на атташе по культуре. Именно они представляют интересы западных читателей в далекой и не очень понятной России. Атташе и часть корреспондентов живут на деньги западных налогоплательщиков, но все без исключения претендуют на общественное доверие.

Но ничего страшного, пусть западные читатели подождут. И не предлагать западным читателям тех авторов, кто публикуется на ПрозаРу, на сервисах бесплатных публикаций?

А вся честная компания пока будет осваивать государственное и меценатское финансирование, выделенное на «культурное сотрудничество» и «культурный обмен».

Сергей Сергеевич решил продолжить чтение Александра Солженицына… Александр Исаевич в лагере всех этих не встречал. Затем общался с Твардовским. Потом – Вермонт (США), относительное уединение.

В общем, можно кратко написать о российских резиновых литературных великанах, дополнить творчество Солженицына…


30 декабря 2020 г. 23:58


Рецензии