Париж 9. В Лувре

 Мое пребывание  в Париже совпало с  13 июля, Это был знаменательный день в моей жизни. Это день моего рождения. Причем не простой, а юбилейный. Мне исполнилось 75 лет. Подарком мне в этот  день было посещение  одной из крупнейших сокровищниц мира – ЛУВРА.               

Лувр - это не только архитектурный памятник, как дворец французских королей, но и один из самых известных музеев мира. Я был во многих музеях СССР, и в Третьяковке, и в Музее изобразительных искусств, и в ленинградских Эрмитаже, и в Русском музее. Я всегда посещал художественные музеи в городах, где я побывал, а их  было более 170. Но Лувр, или другие музеи такого ранга, всегда были моей неосуществимой мечтой. И, наконец, мечта осуществилась, я в Лувре. И самое интересное, это случилось в день моего семидесятипятилетия. Хороший подарок, правда!? Конечно, даже, для того, чтобы получить общее представление о музее, времени у нас было очень мало. В Лувре собрана богатейшая коллекция разнообразных экспонатов. Здесь можно найти барельефы из ассирийских дворцов, египетскую живопись и многое другое.

Лувр это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. На архитектуре дворца остались свидетельства его более чем 800 летней истории. Средневековая крепость, которая в последствии превратилась во дворец, была построена Филиппом  Августом в конце XII века. В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре, кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик дворца.
В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе. После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. Современный вид замок приобрёл в 1871 году. Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, начатая им в XVI веке. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV.
10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побеж-денной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400,000 экспонатов. Коллекция Лувра включает экспонаты, датирующиеся периодом зарождения древних цивилизаций. Этим подтверждается энциклопедичное призвание музея.
Через 200 лет после Французской революции президент Франсуа Миттеран предложил проект «Большого Лувра». Миттеран хотел превратить дворец, построенный в XIII веке, в самый большой музей в мире. Его идеей было также продление исторической оси Парижа - девятикилометровой перспективы, проходящей по Елисейским Полям.
Так называемый Триумфальный путь берёт своё начало от конной статуи Людовика XIV, расположенной у пирамиды Лувра, проходит через Триумфальную арку Дефанс.(О новом районе Дефанс следующий рассказ)                С 1985 по 1989 по проекту знаменитого архитектора Йо Минг Пея, американца китайского происхождения, была построена пирамида, полностью состоящая из стеклянных сегментов, которая, кроме всего прочего, обеспечивает оптимальное освещение подземного холла. Пирамида была окружена фонтанами и тремя пирамидами поменьше.
Сначала проект стеклянной пирамиды подвергся критике, но пирамида ни-чуть не испортила роскошный императорский дворец, придав ансамблю нотку современности. Проект освещения разрабатывал американский светодизайнер Клод Энгл, установивший галогенные лампы по внутреннему периметру пирамиды. Через 15 лет руководство Лувра заменило прежние лампы металлогалогенными, обладающими меньшей мощностью и большей светоотдачей. Так пирамиде был придан более современный облик благодаря «холодному» освещению. Дизайнерское решение Энгла осталось нетронутым.
 Коллекции музея подразделяются на следующие отделы: памятники Древнего Востока, памятники Древнего Египта, древнегреческие, этрусские и древнеримские памятники, произведения прикладного искусства, живопись, скульптура, графика, а также «Средневековый Лувр» и «История Лувра».
Понятно, что все разделы за два часа даже бегом не оббежать, поэтому наш экскурсовод решила частично показать нам два раздела: скульптуры и живописи.
Отдел скульптуры начал формироваться в 1817 г., когда в Лувр было передано собрание музея французских памятников, созданное после революции на базе произведений, изъятых из храмов и покинутых особняков эмигрантов. Позднее в Лувр поступили скульптуры из Фонтенбло, Сен-Клу, Версаля и других королевских дворцов.
Здесь преобладают произведения французских скульпторов от раннего Средневековья до XIX в. Особого внимания заслуживают произведения лучшего французского скульптора эпохи Ренессанса Жана Гужона (рельефы Фонтана нимф и Фонтана невинных), а также скульптурный памятник Жермена Пилона, заказанный вдовой Генриха II - Екатериной Медичи: три женских фигуры, олицетворяющие добродетели, несут на голове урну, которая предназначалась для сердца короля.                Выдающимися произведениями представлены все ведущие скульпторы Франции XVII-XIX вв: Куазевокс, Франсуа Жирардон, Кусту, Пажи, Ж.-Б.Пигаль, Фальконе, Гудон и др
Из мастеров иностранных школ лучше всего представлены итальянцы, в т.ч. Бенвенуто Челлини, работавший некоторое время во Франции. Созданный им рельеф Нимфа Фонтенбло является одним из самых прославленных шедевров коллекции. Наибольшей известностью пользуются две скульптуры Микеланджело, т.н. Рабы, которые предназначались для мавзолея папы Юлия II в Риме (проект не был осуществлен).
Представлены здесь и произведения последнего великого скульптора Италии конца XVIII - начала XIX в., Антонио Кановы, как например, вариант группы Амур и Психея. (другой вариант находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.)
Представлена здесь также работа знаменитого скульптора  XVIII века, автора памятника Петру Первому-медному всаднику, Этьена-Мориса Фальконе – «Купальщица». Эдм Бушардон представлен Амуром,  изготавливающим лук из палицы Геркулеса. Еще работы двух французских скульпторов Гийома Кусту и Франсуа Рюда –«Кони Марли» и «Юный неаполитанский рыбак, играющий с черепахой».                Вообще, необходимо заметить, что в российских музеях лучшая организация экскурсий. Там около группы экспонатов всегда находилась только одна группа экскурсантов, другая группа подходила, только после ухода первой.
В Лувре все смешано, порой к скульптуре или картине невозможно подойти, особенно к всемирно известным шедеврам: Джоконде или Венере Милосской.
 При подъеме с этажа на этаж на площадке установлена Ника Самофракий-ская. Эта статуя найдена на острове Самофраки с недостающими руками и головой. Вероятно, она была изваяна жителями острова Родоса и относится приблизительно к 190 г. до н.э., когда родосцы нанесли ряд поражений Антиоху III. Ника, а точнее Нике, поставлена на нос судна, ведомого ею к победе.
Скульптура высотой 3,28 м выполнена из паросского мрамора и является несомненным шедевром всего Эллинистического периода.
Были мы и в зале, где хранятся регалии Наполеона, его сабля, ордена и императорская корона.
С отделом живописи нам повезло больше, и удалось побывать в нескольких залах: французской, итальянской, голландской и фламандской живописи.
Состав луврской коллекции французской живописи по своему количеству и разнообразию делает ее самым важным собранием в мире. Тем не менее, этот раздел не является старейшим в музее. В XVI веке интересы тогдашней элиты были сосредоточены на итальянской живописи, работах Леонардо да Вин-чи, Рафаэля, Тициана и др. Преобладание французской школы началось не ранее эпохи Людовика XIV. После Франциска I, Людовик XIV стал самым великим коронованным меценатом искусства. Для Версаля и других королевских дворцов  он неутомимо заказывал картины своим придворным живописцам, а также собирал произведения предшествующих мастеров. Например, король купил сразу 30 работ Н.Пуссена, которые сейчас в Лувре являются стержнем собрания академического искусства
Конечно, мы видели самую малость собрания, да и репродукции той малости невозможно  здесь поместить и о них рассказать.
Отец и сын Клуэ - придворные художники оставили портреты Франциска  I , признанного одним из великих и мудрых государей Франции, и Елизаветы Австрийской – жены Карла IX. Клуэ – старший оставил целую галерею портретов самых выдающихся людей своего времени. Его считают родоначальником французского психологического портрета.
Портрет Людовика XIV, написанный Гиацинтом Риго, полон королевского величия. Здесь королю 63 года. Персона, одетая в прекрасные одежды, не имеет ничего общего с образом короля в период его блестящей юности.
Жак-Луи Давид, преклонявшийся перед Наполеоном, которому вверил свою кисть. На картине изображен момент коронации Наполеона, произошедшей 2 декабря 1804 года в Нотр-Даме. На картине Наполеон коронует свою супругу Жозефину.
Знаменитая картина Эжена Делакруа – Свобода на баррикадах. Это картина в жанре политического плаката представляет день 28 июля 1830 года, когда восставший народ сверг короля-бурбона.
Картины Буше,  Прюдона и Энгра показывают красоту женского тела. Безупречно сложенные, победоносно зрелы и согреты деликатными и легкими красками художников.
Итальянская живопись представлена всемирно известными и не раз виден-ными в репродукциях картинами. Около этих картин всегда толпится масса народа и их не только невозможно сфотографировать, но к ним и невозможно подойти близко. Особенно это касается Джоконды Леонардо да Винчи. Эта картина висит на стене под толстым пуленепробиваемым стеклом.
Холст Монтеньи показывает, что автор мастерски овладел духом древнеримской архитектуры и флорентийским мастерством перспективы. На картине показано героическое смирение мученика.
Среди многих «вечерей», написанных Веронезе, Брак в Канне – одна из прекраснейших. В этой картине, как и в других, евангельский эпизод служит художнику только поводом для изображения величественной церемонии в венецианском  аристократическом обществе XVI века. В архитектурном обрамлении Веронезе мастерски выписал 138 персонажей.
Хочу остановиться еще на двух картинах: Рембрандтовской Вирсавии и Хальсовской цыганке. Когда Рембрандт написал это полотно, в его жизнь уже вошла  юная Хендрике Слофелс. Она была нанята для ухода за его сыном Титусом, рожденным от первой покойной жены. Она же родила художнику еще и дочь Корнелию.
Голландец Франс Хальс часто заселял свои полотна простолюдинами, пья-ными старухами и посетителями кабаков. На этом полотне изображена растрепанная смеющаяся цыганка в открытом платье с обнаженной грудью. Быстрые мазки обнажают психологию героини.
Вот и всё. Очень жаль, что нельзя привести репродукции хотя бы основных экспонатов.                Лувр пробежали, как во сне. Хочется еще раз побывать, но, видимо, это не реально.


Рецензии
Хорошее описание Лувра, Юрий! Уж точно Вы не пробежали его, как во сне, а мастерски досконально описали его сокровища. Сам я тоже там был.
С уважением

Петр Затолочный   01.01.2021 18:36     Заявить о нарушении