Дверь судьбы, не пройти мимо

Север живет по неведомому для нас календарю. А Крайний Север — это вообще обособленная территория со своими периодами и циклами природных изменений. Времена года здесь меняется по своим строгим, только ей, природе ведомым, установленным  законам, и никто не в силах это изменить, как и не могут изменить порядок всевозможных природных явлений и катаклизм. В этих местах, не важно, что на дворе только сентябрь, и не зависимо от дня недели, но 26 сентября, ложился первый снег….
День, 26 сентября в ежегодном календаре, для моей семьи памятен еще и тем, что 26 сентября 1977 года я впервые спустился с трапа самолета Ан-12 на землю Аэропорта 56-км, г. Магадана.
А еще в этот день, много лет раньше, родился прекрасный человек, ворчун старой формации, ветеран Колымы, известный далеко за пределами Крайнего Севера, человечище, умЕющий достать ВСЕ, - Петр Борисович Троицкий, - начальник снабжения Тенькинского автотранспортного предприятия.  Многие о нем ходили легенды, но правдивую его биографию, думаю не знал никто. Не буду и я на этот счет уважаемому читателю рассказывать свою версию. Может как-то в другой раз! Дни рождения Петра Борисовича праздновались широко, с приглашение практически всего руководства, не только Тенькинского района, но и всех руководителей предприятий.
Поскольку вместить такое количество приглашенных не могло ни одно из имеющих в поселке Транспортный помещений, по традиции «стол-поляна» накрывалась на невысоком травянистом берегу, тихой в этот период года, небольшой речушки Тюкюль-Юрях. Само место, у колымчан носило название «Турецкий берег». Никаких, как военных, так и исторически значимых баталий, как мы понимаем в этих краях, связанных с Турцией, никто не припоминает, но вот как название, так и маршрут к нему проезда был известен всем уважающим себя северянам Золотой Теньки. Однажды назначенное место встречи на «Турецком берегу» нельзя было отменить, не требовались и уточнения его места нахождения. Всем было известно, без навигатора, — это окрестность, южнее пос. Транспортный!!!......
В средине двухтысячных годов, когда я работал на одном из крупных предприятий Оренбуржья, за рюмкой водки, седовласый военный пенсионер, поведал свою личную историю, связанную с 26 сентября…
На дворе стоял 1983 год. Подполковник одного из подразделений военной разведки советских спецслужб, неохотно уселся в командирское кресло подземного бункера системы дальнего обнаружения, находившейся к югу от Москвы. У него был выходной, но заболел его напарник, и офицера в последний момент вызвали на службу. Задача подполковника и его подчиненных заключалась в том, что бы смотреть и слушать, при этом стараясь отметить любой признак движения, любое необычное явление, говорящее о том, что Соединенные Штаты Америки осуществляют ядерное нападение. Это была игра нервов, игра блефа и встречного блефа. Кто ударит первым? Будет ли у другой стороны шанс нанести ответный удар?......
Все произошло внезапно. Вспыхнула световая сигнализация, засверкали яркие красные буквы на белом фоне – «ПУСК, ПУСК». Оглушительно заревела сирена. Компьютер показывал, что Соединенные Штаты только что развязали войну. …….
Следующие десять минут офицер провел в холодной испарине, считая время подлета ракет до Москвы. Но не было ни яркой вспышки, ни взрыва в 150 раз мощнее Хиросимы. Вместо этого замолкла сирена и погасло предупредительное табло…..
Тревога 26 сентября 1983 года оказалась ложной. Позднее выяснили, что датчики спутника приняли за летящие ракеты обыкновенные облака на большой высоте……
Мир был спасен благодаря хладнокровию подполковника и его подчиненных. Судьба!
А на лужайке «Турецкого берега», в этот день 26 сентября 1983 года, и не смотря что это был понедельник, друзья, и порой даже не знакомые между собой люди, уже с-обеда, усевшись на расстеленные камазовские тенты, громко праздновали очередной день рождения, легенды Колымской трассы, начальника снабжения Тенькинского автотранспортного предприятия Троицкого Петра Борисовича. 
День был солнечный, слегка морозный, с-утра выпавший снежок покрыв опавшею листву, контрастней выразил ярко зеленые убранства, еще стоячего стланика. На бело - снежном фоне, с мелкими бурульками, хлюпали голубые воды речушки Тюкюль-Юрях. Звонкие слова тостующих эхом отзывались по долине, отражаясь от окружающих берег сопок. Только нежный дымок от мангалов, у углей который искусно орудовали два армянина, Владимир и Вартан, уверено указывал на то, что празднество только начинается, и многое ещё сегодня будет исполнено, как по регламенту северных, колымских  обычаев, так и по просьбе именинника….
Была и вольная борьба. Водитель боевой народ….
Природа «Турецкого берега», в этот день получила свой «приз»! Именинник потерял, а поиски не дали результатов, шикарное, объёмное как по весу, так и по диаметру обручальное кольцо, - из красного золота. Место пикника, еще несколько дней подвергалось «прочесыванию» листвы, щебня, песка и снега, но драгоценный металл решил вернуться в свое первоначальное логово обитания, - в колымскую землю! По негласной сговорчивости, между участниками празднования Дня рождения, была достигнута договоренность о том, что на следующий День рождения, Петру Борисовичу, от нашего имени, будет подарен аналог утерянного перстня....
В тридцатые годы на Колыме основали полсотни исправительных лагерей. В пятидесятые они стали обычными поселками, в которых еще полвека жили потомки бывших заключенных.
В сентябре 1977 года я приехал в один из таких поселков, поселок Транспортный, расположен от областного центра, в глубь материка, в сторону Якутска – 480 км. Это одна из двух веток Колымской трассы, - трасса Тенькинская. Которая из них сложнее, которая из них коварней, об это знают только шофера-трассовики. Но трасса в 70-80 годы жила полнокровной жизнью. На каждом сто километровом перегоне трассы, в обязательном порядке, располагались дорожные участки или дорожные управления, столовые, комнаты отдуха (гостиницы) с буфетами горячего питания, душевыми кабинами и теплыми туалетами. В крупных поселках в обязательном порядке были боксы для ремонта автомобилей и столовые.
В нашем поселке проживали более четырех тысяч жителей. Были свои ясли и детский садик. Средняя школа, пищекомбинат (он же хлебокомбинат) «Тенькинский», мясомолочный комбинат, Цех по ремонту линий электропередач, почта, гостиница, цех по ремонту горной техники прииска им. «Гастелло», четыре магазина (промтоварный, продовольственный, овощной и хозяйственный) и Тенькинское автотранспортное предприятие (ТАТП) Магаданского транспортного управления, объединение «Востокавтотранс». Сейчас все перечисленное прекратило свое существование. О том, как последние десятилетия жил и умирал этот поселок, может расскажут те, кто еще и сегодня живут в надежде своего цивилизованного отселения.
Один из моих знакомых, как-то заметил: «Сейчас на Колыме почти не осталось поселков, их история и, истории о местах проживания рассеиваются по стране вместе с людьми». Сложно даже предположить, что удастся хотя бы сохранить что-то, собрать, придать истории края, форму и передать поколениям…
Летом 1983 года, нашему сыну Сашеньке исполнился годик, и к осени он уже уверено стоял на ножках, а иногда и, скороспешно делал несколько шагов. Но любимое его место были руки отца. Здесь он чувствовал себя уверено, знакомым лицам улыбался, помахивая одной из ручек. На Колыме, как и все ее обитатели, так и дети взрослеют быстро…..
А еще этот год, запомнился тем, что меня не приняли в Хабаровский юридический институт. Была такая формулировка - «не прошёл по конкурсу». А если на доступном языке, то в профильные высшие учебные заведения (МВД СССР) практически без конкурса, или вне конкурса принимали действующих работников системы. Никому не нужен был, в стенах юридического института, газоэлектросварщик, даже хороший специалист, работающий на автопредприятии. Во внимание не принималось и то, что я, несколько созывав избирался депутатом поселкового совета народных депутатов, был членом исполкома. При социализме кадровые вопросы, в том числе и их подготовка находилась в поле управления и регулирования государства…..
Телефонный звонок с районного центра, поселка Усть-Омчуг, не был удивительным, так как это была не редкость. Мало ли кому я мог понадобиться, ведь в райцентре базировалась пассажирская автоколонна ТАТП, в которой работали водители являющиеся членами КПСС, а секретарем партийной организации автопредприятия был я. Да иногда и с райкома партии поступали телефонные звонки от инструкторов, сотрудников аппарата с которыми у меня к тому времени установились хорошие, доверительные отношения. Но настораживало, и вызывало внутреннее беспокойство то, что звонили с райисполкома, и просили встретить рейсовый автобус, которым через водителя для меня передано письмо-пакет, от председателя райисполкома…..
Даже в плохую погоду, даже в дни жестоких колымских морозов, пассажирское сообщение, как с областным центром, так и на внутренних маршрутах осуществлялось регулярно, и, что важно - автобусы приходили согласно расписанию.  Задержкой, а иногда и отменой движения пассажирских автобусов могли быть только весенние паводки, на «спящих» круглый год колымских реках. Просыпаясь ранней весной, а по северным понятиям ранняя это, - май-июнь, речушка, ручей, ручеек превращалась в бурлящий, сносящей на своем пути водяной смерч. Обычно в году два паводка — весеннее половодье с пиком в июне и осенне-летним дождевым паводком (август-сентябрь). Каждый такой паводок, на своей памяти имеет по несколько снесенных водной стихией уникальных, деревянных, запроектированных и сооруженных ранее как первопроходцами Колымы, зэками, так построенными уже современными специалистами по возведению искусственных сооружений через водное препятствие - мостов. В эти дни паводковые воды размывали берега, сносили деревья и строения. Но на Севере, — это могло останавливать только движение транспорта, автомобильное (другого не было) но, как правило не останавливало пассажиропоток. К каждой из сторон снесенного моста, доставлялись житель отрезанных территорий, поселков, и т. д., под шум бурлящих потоков, проснувшейся реки-речушки, искусно, и что важно безопасно, методами и средствами известными только настоящим колымчанам, производился «обмен» и дальнейший путь следования пассажиров не прекращался. Сложнее было для организации движения грузового автотранспорта. Но эта тема для другого рассказа, и других героев, решающих эту проблему выживания. Одно можно с уверенность утверждать, что Колыма – жила полноценной жизнью круглый год!....
Вечерело. Автобус по маршруту «Усть-Омчуг–Омчак», в пос. Транспортный прибыл, как и всегда по расписанию.
На Севере большинство знакомых между собой жителей, чем не знакомых. Поэтому те, кто уже доехал, - выходили с автобуса, громко прощаясь с попутчиками, попадали, если не в объятия, то в крепкое рукопожатие встречающих транспортинцев. Искренне они благодарили и водителя автобуса, за безопасную поездку. Беловолосый, средних лет водитель, отработавший на этом маршруте больше десятка лет – Толя Великура, был не только знаком всем жителям Золотой Теньки, но и любим ими как уважительный, всегда улыбающийся человек. Мы с Толей были тоже хорошо знакомы, к тому же он был кандидатом в члены КПСС, и у него всегда находились вопросы к секретарю партийной организации автопредприятия, в состав которого входила и автобусная колона, в которой он работал. За сигаретой время, отведенное на маршруте для остановки автобуса, подошло к концу, поблагодарив водителя за доставленное мне письмо, спросив у него, не было ли сказано, что-то передать на словах, получив отрицательный ответ и, пожелав всем счастливой дороги, я в раздумьях о неизвестности содержания письма, пошел домой.
Вы когда ни будь держали в руках свою – судьбу?
Вот и, я впервые. На конверте, который мне передал водитель автобуса Великура Анатолий, размером в пол-листа А4 от руки был написан адрес: Магадан, ул. Пролетарская 14.  Указан получатель: Начальнику управления пищевой промышленности Магаданского облисполкома.
Больше всего беспокоило не содержание самого письма, а вопрос почему доставить письмо, Начальнику управления пищевой промышленности Магаданского облисполкома, председатель Тенькинского райисполкома, поручил мне, газоэлектросварщику, Тенькинского автотранспортного предприятия, да – секретарю партийной организации предприятия, да депутату и члену исполкома, Гастелловского поселкового Совета народных депутатов? Где здесь связь, в чем логика, и в чем направление мысли руководства Тенькинского района? Конверт, лежащий в нагрудном кармане куртки, обжигал грудь, и заставлял еще ритмичней биться сердце…..
Используя доступные шпионские методы, с использованием электроутюга и тонких бритвенных лезвий, в тиши дома, с плотно зашторенными окнами, и на ключ закрытыми дверями, - конверт был вскрыт! Внутри, на бланке Тенькинского районного исполнительного комитета находилось письмо - представление, адресованное Начальнику управления пищевой промышленности Магаданского облисполкома, и подписанное Председателем исполкома. В коротком тексте послания стояла моя фамилия, имя и отчество, а также дана краткая характеристика. Прочитав с женой Любочкой это письмо, вопросов не то, что стало больше, их просто невозможно было сформулировать, уже не говоря об ответе, который мог бы объяснить происходящее…..
Автобус по маршруту «пос. им. Марины Расковой - Магадан», через посёлок Транспортный, проходил рано утром, и вечером того же дня, прибывал на автовокзал города Магадана. Находящаяся рядом, через дорогу от автовокзала гостиница, с одноименным с городом названием «Магадан» - гостеприимно приняла меня на ночлег. Кстати, в здании автовокзала, на втором этаже, было расположено Магаданское транспортное управление, объединения «Востокавтотранс», в котором Первым заместителем начальника управления работал мой друг, Гарунов Владимир Иванович!.....
Управления пищевой промышленности Магаданского облисполкома находилось от гостиницы в двух шагах (ул. Пролетарская 14).  Это было трехэтажное здание, в одном и его «крыльев» располагались организации занятые разведкой и изысканием полезных ископаемых, а в крыле, вход которого выходил на площадь с памятником В. И. Ленину, на втором этаже находились кабинеты, куда я и должен был доставить указанное письмо….
Еще не было и девяти часов утра, как я уже вошёл в приёмную начальника управления пищевой промышленности, молодая, красивая блондинка, улыбаясь на мое приветствие, сказала, что Николай Дмитриевич сейчас примет, при этом без запинки произнесла мое имя и отчество. Мне показалось, что она меня давно знает. В приемной находился еще один посетитель, который поразил ухоженным внешним видом, короткой стрижкой. Взгляд был добрым, но с незначительно застывшем в глазах вопросом. Он кивнул головой, я в ответ сделал тоже….
Дверь кабинета бесшумно растворилась и на пороге появился среднего  роста, лет под пятьдесят, не значительно с потолстевший мужчина. Внешне он выглядел не поутру озабоченным, и как бы указывая, на то, что еще и вас тут «принесло». Взяв с моих рук, заранее протянутый ему конверт, он оторвал от него боковую часть, извлек содержимое письмо, бегло прочитав текст, в пол-оборота повернувшись к присутствующему в приемной мужчине, спросил его: «А что, Александр Николаевич, областной комитет партии не против назначения?». Услышав утвердительный ответ, он, обращаясь уже к секретарше сказал: «Леночка, подготовьте срочно приказ, и мне на подпись. А, тем временем у Александра Ивановича и Александра Константиновича будет время обсудить подробности»….
Была не продолжительная беседа в областном комитете партии (Александр Иванович работал инструкторам организационного отдела, областного комитета партии, курирующего пищевую промышленность). После этого Леночка вручила мне уже подписанный, Приказ Управления пищевой промышленности Магаданского облисполкома, в котором значилось, что Оксамитный Александр Константинович – назначен директором Тенькинского хлебокомбината…..
Войдя в кабинет Первого заместителя начальника управления Магаданского транспортного управления, объединения «Востокавтотранс», меня встретил его хозяин, Владимир Иванович, он вышел из-за стола, широким шагом подошел, крепко обняв и не скрывая радости от встречи спросил: «Какой судьбой или в гости приехал?». Я молча протянул ему только что полученный мною Приказ…..
Пауза была продолжительной. Первым заговорил Владимир Иванович, он спросил, как я на такое согласился. Услышав мой ответ: «А меня, что спрашивали?», он по внутренней связи дал указание секретарше никому его не беспокоить, достал и налил в рюмки коньяк, качнув головой, давая понять, что он решение поддерживает, мы одновременно выпили…..
Вся область, и областной центр, в те годы, топливом как для малых котельных, так и Магаданской ТЭЦ, обеспечивались Северо-Восточными угледобывающими предприятиями, преобразованными в производственное объединение «Северовостокуголь». Пути доставки добываемого угля, одного из пять угольных районов, Аркагалинского, в основном проходили по Тенькинской трассе, как раз через поселок Транспортный. Поэтому, при любезной помощи Владимира Ивановича, уже ранним утром на следующий день, после нашей встречи, новенький, комфортабельный КАМАЗ, отправленный на угольный разрез, за углем, меня благополучно доставил домой. Не успев в подробностях, рассказать жене о своих похождениях, впечатлениях, по телефону, мне сообщили, что на проходной Тенькинского хлебокомбината, меня ожидает Первый заместитель председателя Тенькинского райисполкома Зубов Федор Анатольевич. Было утро 13 октября 1983 года……   
Если сегодня современным управленцам сказать, что мне, в советское время довелось работать в планово-убыточном предприятии, не редкой реакцией будет смех и некоторые возмущения: вот, мол, какой дебильным был Советский Союз. СССР, конечно, имел признаки дебильности, но планово-убыточные предприятия, особенно в перерабатывающих отраслях, а еще и расположенных в районах Крайнего Севера, - это  реальный сектор экономики, в котором за счет незначительного покрытия производственных убытков, решались региональные проблемы трудоустройства и обеспечения как коренного так и временно приезжего населения, при этом создавая рабочие места для членов тех семей, которые были заняты в основных, добывающих отраслях. Но и главное, это то, что в суровых климатических условиях, крайней ограниченности, а порой и отсутствием логистических решений в вопросах стабильного обеспечения  населения территории продуктами питания, пищевая промышленность, не только закрывал провалы недопоставок, но и решала вопросы устойчивого, бесперебойного обеспечения продуктами питания, в любых, даже в самых отдаленных поселках, поселениях территории.
Времена меняются, делаются попытки что бы на смену планово-убыточном предприятиям пришли предприятия с рыночными отношениями, в том числе и предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности. Все уверены, что рынок, в том числе и обеспечение населения продуктами питания, должны быть прибыльными. Нет, не всё так. Человеческие дети в экономическом смысле не приносят прибыли. Есть такая поговорка (кстати, из советского времени): не ребёнок, а сто рублей убытка.
Ликвидация в районах крайнего Севера сельского хозяйства, предприятий перерабатывающих отраслей (пищевой, мясомолочной, кондитерской, консервной и др.) губительны для территории, и не только в области стабильности обеспечения продуктами питания, но и оттоком населения. Современник не готов питаться консервами, замороженным в тазике молоком, сухими: как смесями, так и заменителями цельного продукта….
Тенькинский хлебокомбинат, один из двух в районе комбинатов, перерабатывающей отрасли в своей структуре имел два хлебозавода, кондитерский цех и цех по производству, розливу пивобезалкогольной продукции. «Баловались» в стенах комбината производством варенья с местного давальческого сырья (брусники) и как изюминка на торте, к праздникам можно было выпускать не большими партиями, так называемые слабо градусные наливки: «Стрелецкая», «Перцовая», «Зверобой» ну и др. этой серии. Они как правило имели слабый градус крепости (менее 40) поэтому, органы государственного контроля, разрешали их выпускать….
На Крайнем Севере всегда было холодно, но особенно это ощущалось зимой, а она начиналась уже в сентябре, а заканчивалась, иногда и в июне. Мы как-то с женой Любочкой в Магадане, в районе Рыбозаводской сажали картошку, а бухта Гертнера была еще во льдах.
Сердце каждого Колымского поселка, — это была котельная. И даже если она и неплохо работала зимой, все равно в поселке было холодно. А для пищевой промышленности кроме сырья для производства еще и важно было иметь: стабильное снабжение горячей водой, паром и – холодом (контролируемым).
Когда в канун Нового 1984 года мне сообщили, что на комбинат проездом заедет Первый секретарь Магаданского обкома КПСС, радость для меня, только что принявшего хлопотное, не знакомое мне по профилю и образованию хозяйство была безгранична!
Телефонный звонок вахтера вневедомственной охраны, тети Поли, бабушки, божьего одуванчика, а ее вопрос в конец заблокировал все мысли и слова. Ее вопрос в телефонной трубке звучал уверено, как и подобало принципиальному охраннику: «Подъехали две черных «Волги», говорят с Обкома партии. Мне их пропускать, или Вы подойдете встретите?»….
Я со знанием дела цитировал заученные мною цифры экономических показателей комбината, с уверенность говорил о тех показателях, которые будут достигнуты по итогам года. Под конец моей экскурсии, достаточно промерзнув, на улице стоял далеко за 40 градусов  мороз, уважаемые гости согласились отужинать, продегустировав продукцию комбината…. «Какой дурак в такие морозы пьет твое пиво», на прощание произнес Первый секретарь обкома, я попросил, эти слова повторить Первому секретарю райкома партии, требующему от меня выполнения плана по розливы пива. Долго я еще вспоминал эту просьбу….
Но, одну фразу я запомнил, похоже на вся жизнь. Уже садясь в машину, Николай Иванович, повернулся в мою сторону, и что бы другие не слышали, сказал: «Не поступишь в институт, исключим из Партии»! 
У каждого есть мгновения, дни, годы, которые невидимыми вехами, знаками судьбы, фиксируют периоды нашей жизни. В них можно верить, можно не верить, и это никак не зависит от вероисповедания, но ими нельзя пренебречь, их нельзя проигнорировать, или обойти. Каждый для себя находит, только ему одному понятное объяснение почему это происходит, и какими находящимися наверху высшими силами управляется. Но как бы там не было,  никому не ведомо какие силы посылают нам ценные подсказки, помогающие управлять судьбой, оберегающие нас от бед и невзгод, да и не столь важно, как мы называем того, кто посылает нам мистические знаки: Бог, ангел-хранитель, или дух умершего родственника.
Важно научиться распознавать эти сигналы, правильно понимать их значение, и пользоваться ими себе во благо. Главное в жизни каждого, получив однажды знак - «Дверь судьбы», не пройти его мимо.
                Декабрь 2020. Москва. А. Оксамитный


PS. Некоторые имена и фамилии изменены, но на правдивость повествования это не влияет


Рецензии