По следам Северной войны

Что делали младенцы в крепости Кексгольм?

Чтобы уснуть в новогоднюю ночь, я решила "лечить" подобное подобным. За окном ракеты, пальба и запах пороха, а у меня открыта книжка финского ученого про то, какая кровавая драма развернулась на берегу Вуоксы в 1710 году.

Осада крепости Кексгольм (она же Корела, Кякисалми), что расположена в Приозерске, на финском языке преподнесена не так, как мы, русскоязычные, привыкли. Для нас это одна из побед царя-реформатора, рубившего окно в громадной избе под названием империя. А для финнов, особенно если учесть время написания книги - 1939 год, это так называемая "микроистория", вызывавшая конкретные чувства. В отличие от макроистории, которая до сих пор в российской историографии правит бал, микроистория рассказывает о судьбе обыкновенных людей, подробностях быта, исторических деталях обитания человека.
 
Финский славист Миккола рассказывая о тех военных событиях пользуется документом, в который заносились погибшие, находившиеся в крепости. Первыми жертвами осады (длилась больше двух месяцев) стали малолетние дети и женщины, умершие от голода. Подчеркивалось, что фамилии в основном карельские (в списке сразу мне бросилась в глаза фамилия Янис, потому что у меня есть знакомый в Финляндии - J;nis A.), но много и финских.
 
Возник вопрос: причем тут население, карелы, ведь воевал шведский король с нашим царем? Почему дети с женщинами прятались в крепости? Ответ нашла в книге SAKKOLAN HISTORIAA, сборник под редакцией V;in; Kaasalainen, издательство Sakkolan historiatoimikunta 1951.

Вот буквальный (прошу прощение за механичность) перевод.
 
Через Кивиниеми, Сакколу ( Громово) и Пюхяярви (озеро Отрадное) русские войска продвинулись к Кякисалми (тогда Кексгольм), который защищал полковник Юхан Штирншанц *  из полка Саво с армией из 400 человек.
 
Для защитников было достаточно боеприпасов и еды, но комендант попросил еще соли и табака, а так же сто человек для воинского пополнения. До начала осады дополнительный ресурс не успел попасть в крепость. В течение двух месяцев гарнизон держался и был способен отражать атаки. За это время потери среди солдат были значительными, гарнизон сократился почти вдвое.

Крепость сдалась, и область Сакколы вместе с остальной частью перешейка перешла под власть России более, чем на два столетия. Владея этими регионами, Петр стремился обеспечить безопасность новой столице, Санкт-Петербургу, который он основал на землях финских поселений.

Русские сообщали жителям уезда Кякисалми и Инкери, что придут в качестве освободителей. Так, командующий осадной армией Кякисалми генерал Роберт Брюс вскоре после прибытия в страну разослал декларацию для прочтения в церквях Карелии, в которой призвал жителей оставаться в своих домах.  27 июля 1710 года он снова объявил, что население может сохранять свою лютеранскую веру, статус свободного хлебопашца, а так же наделы земли, торговать и пользоваться своими прежними правами. Он объявил, что жители не будут обязаны обеспечивать пропитанием войска, если не будет в этом необходимости.
Любой, кто принесет присягу на верность царю, получит документ о лояльности (?). Тем, кто не подчинится приказу, угрожали наказанием за мятеж. Среди жителей наблюдались разброд и шатания: кто-то покинул свои дома, кто-то присоединился к партизанским отрядам, сформированным ингерманландскими крестьянами, а остальные понесли самые суровые наказания.

Жители уезда Кякисалми не были приняты в российскую армию, но их часто использовали в качестве рекрутов. Возможно, люди из деревни Саккола строили Санкт-Петербург, на фундаменте которого легли костьми погибшие во время непосильных работ.

Уже в конце 17 столетия неурожайные годы очень сильно ударили по жителям Кякисалмиского уезда. 1697 год был худшим, поскольку непрерывные дожди погубили зерно, а так же вредители уничтожили посевы ржи. Очень маленькие темно-желтые черви с черной головкой нанесли вред  в приходах Ряйсяля, Рауду, Саккола и Пюхяярви. Червей выкидывали лопатами за пределы усадьб, но вредители добирались до огородов и  уничтожали репу, брюкву, капусту. Тогда начались массовые сожжения пахотных земель, чтобы уничтожить червей. Урожай ржи был настолько не значителен, что крестьяне гововорили, что когда люди съедят репу и капусту, начнется мор.
В случае относительно удачного урожая положение усугублялось тем, что военные забирали бОльшую часть, жители страдали от голода. Из-за отсутствия рабочей силы и семян поля не засевались по всей территории Карелии, количество брошеных усадьб увеличивалось. В 1717-1719 годах заморозки погубили всходы, следующий год принес неперестающие дожди, что опять вызвало размножение вредителей. А когда все поголовье скота пришлось отдать в армию, казалось, иссякла всякая надежда. В качестве дополнения к другим бедствиям появились большие стада волков, которые осмеливались доходить до человеческих жилищ. Например, в Санкт-Петербурге в 1714 году волк съел солдата, стоявшего на посту, посреди бела дня волк напал на женщину в самом городе. При этом крестьяне несмотря на голод умудрялись находить зерно и  гнать живительный напиток, самогон.

КРЕПОСТЬ КАК ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД

Возникает вопрос: чьи дети и жены были в списке?
 
В церковно-приходской книге, составленной на шведском, указываются данные погибших. Позволю себе еще один перевод, из главы книги J.J.Mikkola. H;m;r;n ja sarastuksen ajoilta (О временах тьмы и просвета). WSO, 1939

В начале июля 1710 русские войска окружили крепость. Осада началась. Гарнизон насчитывал 400 человек, в основном карельской национальности, в большей части переведенных из крепостей Нарва и Орешек. Среди солдат встречаются и финские фамилии.
 
Первыми умерли дети в возрасте 1,5 года (наверное, где-то два-три года назад солдаты обзавелись семьями, иначе чем объяснить одинаковый возраст?) с такими фамилиями: Narinen, Virolainen, Nilsson, Mattson. Это произошло в течение первых пяти дней осады.
Вдова Niilo Pehrsson по имени Anna умерла от голода. Через день еще две жены с фамилиями Nissinen, Sojonen. Далее опять дети в возрасте 1,5 года солдат ;mm;l;inen, Mettinen, Myyr;, Viini.
Солдат Simo ;nkinen утонул, видимо, лодка была дырявая.
Martti Utu, Juho Hopperi скончались от ран, полученных от вражеских снарядов. Далее опять список маленьких детей, чьи отцы были:
Knuutinen, Lakoinen, J;nis, Neuvo, Antti J;nis, Juho Markkonen, Leistinen, Antti Huppuinen, Kuiski, Simo Pusa.
От бомбардировок погибли Antti Virolainen, Lasse Purtainen, Mikko Kuisma, Humoinen, Olli Pelli, Matti Koponen, H;rk;nen, Martti H;m;l;inen, Juho Lankinen, Yrj; Kukko, Matti Hannikainen, Juho Jontoinen, Matti Kurroinen, Juho Kiuru, Matti Sarvi.
Был убит при попытке бегства Johan Banick.
18 сентября последняя запись, свидетельствующая о смерти двухлетней девочки по имени Kaarina, отец Matti Larsson.
19 сентября крепость сдалась.

 
*Johan Stiernschantz, alk. Wessman  (1670 – n. 1729) комендант крепость Кексгольм, защищал, но вынужден был сдать ее и смог уйти. Был начальником полка Саво, совершал партизанские налеты на врага. В 1713 пытался остановить продвижение русских войск в сторону Турку. Конфликтовал с Армфельтом *Armfelt и не участвовал в сражении при Лапполе, *сражение Великой Северной войны, состоявшееся между русскими и шведскими войсками 19 февраля (2 марта) 1714 года у финской деревни Лаппола, по-фински Напо (фин. Napue). В 1724 перешел на службу к русским и дослужился до звания генерал-майора. Участвовал в кавказской войне, был военным губернатором в Astara * Астрахань?


Рецензии