Красота в творчестве Александра Блока

               

               

Аннотация: В своей работе мы решили обратиться к творческому пути Александра Блока, поскольку его мироощущение в какой-то мере кажется близким нам, недавно перешедших Рубеж веков.
     Рубеж веков — это сцена эпох не только в философии и истории, но и в истории культуры. Именно в этот период формируется новая человеческая личность, чья душа до предела обнажена перед лицом жизни и времени, которое трагически противоречиво, полно ожиданий страшных катастрофических изменений в мироздании, тревоги за судьбы человечества. А. Блок писал о своем времени в 1919 г., вспоминая прошлое, «что везде неблагополучно, что катастрофа близка, что ужас при дверях — это я знал еще перед революцией» [1, с. 23]. В статье прослеживается влияние на творчество А. Блока философии Вл. Соловьева, его богословских идей о спасительной силе Красоты, ее преображающей возможности изменить мироздание. Показаны религиозные предчувствия поэта Серебряного века в предреволюционную эпоху.
Ключевые слова: рубеж веков, предреволюционная эпоха  серебряный век, красота, преображение, преодоление, религиозные предчувствия.
Информация об авторе: Сергей Михайлович Заяц — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Приднестровский госуниверситет, ул. 25 октября д.128 г. Тирасполь, Республика Молдова. E-mail: smz67@mail.ru

Александр Блок вошел в историю русской и мировой литературы как драгоценный алмаз Серебряного века. Наверно, не было читающего в России человека, который не знал бы поэзию этого замечательного поэта.
В русскую литературу он вошел, осененный тенью великого русского философа и поэта Владимира Соловьева. Они встречались однажды в 1898 году. Блоку всего 18. Оп увлечен Николаем Некрасовым и Яковом Полонским, но неуловимая сила влечет к человеку, весь облик которого напоминает ветхозаветного пророка, извергающего свои огненные проповеди на заблудившихся во времени и пространстве слушателей. Но в этом огненном слове юный поэт слышит то, что ему дорого: слово о любви, безумной, всепоглощающей, побеждающей грехи мира сего, потому что в ней заложено животворящее женское начало, вечная женственность, созидающая в человеке утерянную добродетель и Красоту, способную спасти, как у Федора Достоевского, весь мир. Эта Красота овеяна для Блока мистической тайной, в которой обязательно зародиться чудо, чудо возрождения человеческого естества и его преображения.
Случайная встреча с Вл. Соловьевым (хотя бывают ли случайности?), с этим пророком Богочеловечества, окунула творческое сознание юного поэта в мир религиозных предчувствий.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду,– тоскуя и любя.
Религиозные предчувствия Блока, конечно же, находятся в мире вполне осязаемых образов. Его Прекрасная Дама не только соловьевская Вечная Жена, но и реальная женщина, его будущая жена, Любовь Дмитриевна Менделеева. Через два года после написания данного стихотворения Александр Александрович женился на Любовь Дмитриевне. Брак был непростой, что, кстати, Блок и предсказывает в своем стихотворении:
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
Блок жаждет и предчувствует, он ищет спасения в Прекрасной Даме, но уже в юном возрасте приходит понимание, что «девушка, поющая в церковном хоре» может быть и Незнакомкой, способной изменить своему предназначенью, и в «мерцании красных лампад» появится не Прекрасная Дама, а ее подложный образ.
Юный поэт верит, что Красота, выстраданная тысячелетней культурой, обязательно спасет человека его эпохи. А эта эпоха несла в себе зерно и преображения, и разложения. Потому, наверно, в одном стихотворении и вера в Прекрасную Даму, и разочарование в ней.
Безусловно, Блок верит в свою звезду, в свою Купину, которая, как известно, горит, не сгорая. Если бы не было этой веры, то Блок мог вполне уйти вслед за своей Незнакомкой, и вместе с «пьяным чудовищем» утопить «истину в вине». Но этого не произошло, хотя после цикла стихов о Прекрасной Даме, наступит горькое разочарование. Поэту покажется, что Красота не способна спасти мир, что скорее она ведет человека не в рай, а в ад. И этот ад творится на земле. И та, которая была его Прекрасной Дамой, уходит к другу, поэту-символисту Андрею Белому.
Мир таинственной свободы рушился на глазах. Символы Блока становились жестокой реальностью. Казалось, наступило возмездие, тайное становилось явным. Кстати, стихотворение, в котором художник как бы прощался со своей Прекрасной Дамой, «О доблестях, о подвигах, о славе….» вошло в цикл, который поэт назовет «Возмездие».
Блок прощается с мечтой своей юности. К сожалению, она, «дыша духами и туманами», пытается увести не в Божественную реальность, но реальность демоническую, обладающую темным и очаровательным ликом. С этим ликом поэт хочет покончить:
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Возмездие пришло, но не за любовь к Красоте, которая спасет мир, а за измену, которую совершил поэт по отношению к своей Прекрасной Даме. Она в его представлениях тоже оказалась не на высоте своего положения.
Но главное, что пришло осознание произошедшей подмены Божественной Красоты странной чаровницей, близость к которой приносило поэту только страдания и «всемирный запой».
Блок отпустил свою даму в ночную даль, но продолжает верить в Вечную женственность. Его женой становится Русь. Она его верная жена, с ней рука об руку жаждет идти поэт  в своем жизненном пути, с ней он вновь готов выйти на поле Куликово и победить врагов внутренних и внешних. Блок жаждет огня, способного очистить его родную землю, излечить жену от кровавых язв и ран.
Надо признать, что этот таинственный певец на самом деле был непосредственным участником общественных событий, происходивших в России в начале века. Блок, несмотря на свою принадлежность к интеллигенции (а может быть, и потому, что принадлежал к ней), примет революционный пожар 1905 года. Он уже предчувствовал ужас, который при дверях, но, предчувствуя его, он не пугается, но продолжает верить в торжество свободы.
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,–
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество.
Его торжество, его свобода носит личностный характер. Это уже не эфемерная и таинственная красота, о которой грезил когда-то поэт, это реальный лик света и свободы, певцом которых объявляет себя лирический герой. Реальность побеждала символы, которые хоть и давали «право голоса», по выражению Максимилиана Волошина, но своими таинственными знаками не могли приблизить к Абсолютной свободе и Абсолютной любви. А эту абсолютность могло дать только личностное начало, способное «сущее – увековечить». Художник, как видим, не отказался от своей мечты спасти мир через, воплощенную в добре и свете, Красоту.
Но суровая действительность врывалась в мир Блока. Вначале война, а потом и революция, которую поэт воспринял как ужас, но ужас неизбежный. Победить же ужас можно было, только приняв участие в культурной работе.
Александр Блок был убежден, что красота искусства обязательно приведет к победе и торжеству добра и справедливости. Поэтому нужно не прятаться от революции, а слушать ее музыку, признать, что идет война черной кости против белой, и белая дворянская кость, к сожалению, сама виновата в градусе ненависти, царящей в России. Историческая память взывала к возмездию. Это объективный факт, с которым нельзя не считаться.
В то же время, и это надо оговорить, поэт не сотрудничал с большевиками. Его путь в революции соприкоснулся с партией социалистов-революционеров. Элита этой партии, ее вожди воспринимались Блоком положительно. Это были представители русской левой интеллигенции, идущие на смерть ради своего народа, ради его свободы и благополучия, что особо проявилось во время террористических актов, совершенных боевой организацией эсеров. Имена Савинкова, Спиридоновой, Прошьяна были на всех на устах.
Знаменитая поэма «Двенадцать» появится в журнале левых эсеров, которые в январе 1918 года входили в состав советского правительства. Надо признать, что левые эсеры требовали еще большого революционного пожара, чем большевики. И Блоку казалось, что для победы истины и добра необходимо пройти через очистительный огонь.
Достичь свободы можно только, если совершишь жертву, даже если придется расстаться с крестом:
   Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Но эта расхристанность временная, потому что мировой пожар раздувается во имя высшей справедливости, и ее должен благословить сам Господь.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи благослови!
Через кровь и смерть к счастью всемирному. А это всемирное счастье возможно только тогда, когда впереди  Абсолютная Красота:
Позади – голодный пес.
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Очевидно, что идеалом для Блока всегда был Христос. Лекции Вл. Соловьева о Богочеловечестве уже давно были частью творческого сознания художника. Он искренне верил, что русская революция осуществит заветную мечту всех поколений страдающей русской интеллигенции. Уйдут голодные псы самодержавия и старого режима, который всем виделся отвратительно-прогнившим. Поэтому его смена не вызывала у поэта сомнений. Старый мир должен рухнуть, чтоб родился новый. Русь, подобно Купине неопалимой, вновь станет великой и свободной, как и предначертано ей Богом.
Блок понимает ситуацию, верит, что его скифская Русь внесет во всемирную историю Новое слово  о справедливости.  Однако гражданская война, воспринимаемая поэтом, как очистительная от мещанства и филистерства, несла смерть и разделение бессмысленное. Победить с помощью культуры и искусства «бунт бессмысленный и беспощадный» оказалось практически невозможным делом. Христа заменили иуды с кровавыми зайчиками в глазах. Двенадцать красногвардейцев не стали на самом деле апостолами нового мира. В этом новом мире Блок видел все худшие черты мира ушедшего, с которым так радостно прощались, размахивая красным флагом. Свобода, к которой призывала революция, была фактически уничтожена пролетарской диктатурой. Человек становился винтиком общепролетарского дела. А кто не желал им быть, то его отправляли на свалку истории, а то и просто в «штаб к Духонину». Физически уничтожалась русская культура. Культура умирала, потому что нечем было дышать. В феврале 1921 года Блок в своей Пушкинской речи будет говорить, что великий русский поэт погиб от отсутствия кислорода. На самом деле Блок говорил о себе, и это поняли советские держиморды. В обществе не давали дышать не только Блоку, но всем, кто пытался нащупать пульс свободной речи.
Это было время отчаяния поэта, и именно в это тяжелое и страшное время рождается Завещание великого художника. Блок обращается к Пушкинскому Дому, который для него есть фундамент всего, что способно осуществить и увековечить. Пушкин – последнее прибежище Александра Блока, это убежище тайной свободы, бывшая для Блока синонимом спасительно Красоты
Наши страстные печали
        Над таинственной Невой,
Как мы черный день встречали
        Белой ночью огневой.

Что за пламенные дали
        Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
        А грядущие века.

Пропуская дней гнетущих
        Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
        Сине-розовый туман.

Пушкин! Тайную свободу
        Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
        Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
        Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
        Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
        И родной для сердца звук –
Имя Пушкинского Дома
        В Академии Наук.

Вот зачем, в часы заката
        Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
        Тихо кланяюсь ему.
В этом послании поэт сказал ясно и четко, что он звал не дни этого безумного революционного пожара, а грядущие века. И спасение в Пушкине, который пел о свободе, и теперь только он способен помочь в страшной немой борьбе, ибо рот забили кляпом деятели нового мира с перевернутым сознанием в голове. В Пушкине эталон Красоты. Блок по-прежнему верит в силу культуры. Так и хочется вспомнить слова Ахматовой, оброненной в одной из частных бесед, что если в этой стране будут читать Пушкина, то еще не все потеряно.
Блок начал с Прекрасной Дамы, чтобы потом, разочаровавшись в своем придуманном идеале, обрести истинную Красоту и свободу в гениальном пушкинском творчестве, наследником которого он мог считать себя по праву.
К сожалению, Александр Блок не увидел зарю свободы для своей Руси-жены, но вера, что если у этой страны есть Пушкин, то уход в ночную тьму не страшен. Есть путеводная звезда «пленительного счастья», в которую необходимо верить, потому что, и это обязательно произойдет, «на обломках самовластья напишут наши имена».
В своем творчестве Блок объединил Русь, вечную жену, Прекрасную Даму, показывая нам, что, несмотря на страстные печали порубежной эпохи, он создал удивительные лики Серебряного века, и эти лики блистают красотой, приобщение к которой спасительно для русского сознания, изначально восхищенного Красотой, еще увиденной в византийской Св. Софии.
Литература:
1. Александр Блок. Стихотворения и поэмы. Вступ. ст. Вл. Орлова. –  Москва «Художественная литература», 1975. –192 с.
2. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений. Вступ. ст. Б. Томашевского. – М.: 1937. – 992 с.


Рецензии