Ил-2 над Никополем - ударная группа к-на Родинки

     Из цикла «Солдаты Победы».

     *  *  *

     Летчикам-штурмовикам, разрушившим 6 февраля 1944 г. немецкие переправы через реку Днепр в районе города Никополь, Украина, и оградившие, таким образом, город и его жителей от разрушительной лавины немецких войск, хлынувших под натиском войск Красной Армии на запад с полу-окруженного немецкого плацдарма на левом берегу Днепра, посвящается.

     *  *  *

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода,-
Ни приметы, ни следа.

         Александр Твардовский
 
     *  *  *

     ФОТО-ЛЕГЕНДА (4 фото, справа):

     «Летчик-штурмовик РОДИНКА Сергей Лаврентьевич».
     «Летчик-штурмовик ГРИГОРЬЕВ Иван Иванович».
     «Летчик-штурмовик ЕСИПОВ Петр Васильевич».
     «Летчик-штурмовик ГОРБУНОВ Валентин Васильевич».
   
     - место съемки: не установлено;
     - время съемки: 1945 – 1950 гг.

     Авторы не установлены – фото скопированы из учетно-послужных карточек (УПК), хранящихся в ЦАМО РФ (г. Подольск Московской области).

     РЕЗУЛЬТАТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ:

     - гвардии капитан РОДИНКА Сергей Лаврентьевич, 1916 г.р., 93-й гвардейский штурмовой авиационный полк (5-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й сводный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), летчик, командир звена, командир эскадрильи. Украинец. Место рождения: с. Варваровка (ныне Карловского района Полтавской области), Украина. Призван в РККА в 1938 г. Красноградским РВК, Харьковская область, Украинская ССР. В 1941 г. окончил Батайскую авиационную школу пилотов. К середине мая 1944 г. совершил 119 боевых вылетов, уничтожил 14 вражеских самолетов на земле и 4 – в воздушных боях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Умер 25.04.1977 г. Похоронен в Москве, Россия;

     - гвардии старший лейтенант ГРИГОРЬЕВ Иван Иванович, 1922 г.р., 93-й гвардейский штурмовой авиационный полк (5-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й сводный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), летчик, командир звена, командир эскадрильи. Русский. Место рождения: с. Плешково (ныне Зонального района Алтайского края), РСФСР. Призван в РККА в 1941 г., Барнаульским РВК, Алтайский край, РСФСР. В 1943 г. окончил Пермскую военную школу летчиков. К марту 1945 г. совершил 155 боевых вылетов, участвовал в 31 воздушном бою и сбил 5 вражеских самолетов. Погиб в боевом вылете 8 мая 1945 г. Похоронен в Польше. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза;

- гвардии лейтенант ЕСИПОВ Петр Васильевич, 1919 г.р., 93-й гвардейский штурмовой авиационный полк (5-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й сводный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), летчик, командир звена, заместитель командира эскадрильи. Русский. Место рождения: с. Нижняя Катуховка (ныне Новоусманского района Воронежской области), РСФСР. Призван в РККА в 1940 г. Центральным РВК, г. Воронеж, РСФСР. В 1941 г. окончил Егорьевскую военную авиационную школу пилотов. К марту 1945 г. совершил 134 боевых вылета на штурмовку аэродромов, переправ, скоплений живой силы и техники противника. В 23 воздушных боях сбил 2 вражеских  самолета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Умер 25.02.1975 г. Похоронен в Воронеже, Россия;

- младший лейтенант ГОРБУНОВ Валентин Борисович, 1922 г.р., 93-й гвардейский штурмовой авиационный полк (5-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й сводный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), летчик-стажер. Русский. Место рождения: г. Ульяновск, Ульяновская область, РСФСР. Призван в РККА в 1940 г. Кагановичским РВК, г. Ярославль, Ярославская область, РСФСР. В 1941 г. окончил  Кировобадскую военную авиационную школу пилотов. Как один из лучших ее выпускников, был направлен летчиком-инструктором в запасной авиационный полк для восстановления навыков пилотирования летчиками после длительного перерыва в полетах. В конце 1943 г. был направлен на боевую стажировку на фронт – в 93-й ШАП, где произвел 15 боевых вылетов. Во время Великой Отечественной войны награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны освоил несколько типов реактивных самолетов. Всю свою 32-летнюю летную жизнь в ВВС посвятил обучению военных летчиков. Ушел в запас в 1972 г. в звании полковника, с должности заместителя Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков. Дал «путевку в небо» нескольким летчикам-космонавтам СССР. Умер в начале 2000-х. Похоронен в г. Чернигове, Украина.

                *  *  *

     Из журнала боевых действий 5-й гв. ШАД:

     «…5 февраля 1944 г. ЗАПОРОЖЬЕ. В период 16.30 – 16.42 штурмовыми действиями двух групп по 2 Ил-2 уничтожали автомашины, живую технику отходящих войск противника в районе Никополь.
     Потерь нет.
     В течение дня находились в готовности для разрушения переправ в районе Никополь».

                *  *  *

     «…6 февраля 1944 г. ЗАПОРОЖЬЕ. Группами 3 – 9 Ил-2 под прикрытием истребителей 288 ИАД, содействуя 6-й и 8-й гв. А в ликвидации Никопольского плацдарма, дивизия уничтожала живую силу и технические средства отходящих войск противника в районах: ст. ЧЕРТОМЛЫК, южная часть ПЕРЕВИЗСКИЕ, ГРУШЕВКА, ГРУШЕВЫЙ КУТ, НОВОВОРОНЦОВКА, южная часть ДМИТРИЕВКА и по дорогам: ДМИТРИЕВКА – НИКОПОЛЬ, НОВОИВАНОВКА – ЧКАЛОВО – НИКОПОЛЬ, НИКОПОЛЬ – ПАРЕВИЗСКИЕ, БОЛЬШАЯ ЗНАМЕНКА – УШКАЛКА – НИЖНИЙ РОГАЧИК.

     Разрушала переправы через Днепр в районе южной окраины ДОВГАЛЕВКА, юго-восточной окраины НИКОПОЛЬ*.

     *В 1944 г. в городе Никополь (включая с. Довгалевку, в то время пригород) действовали две временные немецкие переправы: одна в черте города (в том месте, где в 1965 г. установлен памятник «Пушка»), - ее уничтожение ударной группой гвардии капитана КОЧМАРЕВА, 95-й гв. ШАП, не упоминается в журнале боевых действий 5 гв. ШАД, но записано в журнале боевых действий 95-го гв. ШАП, и вторая – в 1 км выше по течению Днепра – в южной части с. Довгалевки (цель гвардии старшего лейтенанта СУВОРОВА, 94-й гв. ШАП).
     В 1943 г. в 4 км ниже по течению Днепра, ближе к Каменке, немцами был построен большой стационарный мост на железобетонных опорах (цель гвардии капитана РОДИНКА, 93-й гв. ШАП).

     На боевое задание летали 45 Ил-2.

     Произведено 107 самолето-вылетов, из них: на штурмовку колонн и скопления войск противника – 86, по переправам – 13, на разведку – 8 самолетовылетов.

     По данным контрольной разведки полностью разрушена переправа на южной окраине ДОВГАЛЕВКА и частично разрушена переправа на юго-восточной окраине НИКОПОЛЬ.

     Переправа у ДОВГАЛЕВКА разрушена бомбардировочно-штурмовым ударом 6 Ил-2 группы старшего лейтенанта СУВОРОВА.

     Переправа у НИКОПОЛЬ частично разрушена группой капитана РОДИНКА*.

     *Имеется ввиду стационарный мост.

     Потери – не вернулись с боевого задания 4 экипажа:

- 93 гв. ШАП: гвардии капитан РОДИНКА – командир АЭ, в/стрелок сержант МОРГУНОВ, самолет №3179 по наблюдению экипажей подбит ЗА у переправы в районе НИКОПОЛЬ, с дымящим мотором ушел на свою территорию в направлении ШОЛОХОВО;

- 94 гв. ШАП: гвардии лейтенант СУВОРОВ – командир АЭ, в/стрелок сержант СТЕПКИН, самолет №1682 врезался в землю 1 км южнее КРАСНОГРИГОРЬЕВКА /подбит ЗА в районе переправы ДОВГАЛЕВКА/, самолет и летчик СУВОРОВ сгорели, в/стрелок сержант СТЕПКИН выбросился из самолета при ударе о землю, возвратился в свою часть;

- 94 гв. ШАП: летчик-стажер младший лейтенант АНДРЕЕВ, в/стрелок сержант ПОПОВ, самолет №6281 подбит огнем ЗА, ушел на свою территорию. Место посадки и судьба экипажа неизвестны;

- 95 гв. ШАП: летчик гвардии лейтенант КУЗНЕЦОВ, в/стрелок гвардии старший сержант ЗАПОРОЩЕНКО, самолет №5881 не вернулся с боевого задания. По докладу экипажей, подбитый огнем противника самолет произвел вынужденную посадку в районе АНАСТАСИЕВКА. Судьба экипажа неизвестна.

ЦАМО РФ. Ф. 5 гв. ШАД, оп. 1, д. 16, лл. 98 – 103.

                *  *  *

     «…6 февраля 1944 г. тов. РОДИНКА получил боевой приказ разбить мост у г. НИКОПОЛЬ через реку Днепр.
     Группа в составе 4 Ил-2, ведущий – РОДИНКА, без прикрытия, зайдя с тыла противника, точно вышла на мост. Невзирая на сильный огонь, тов. РОДИНКА первым сбросил свой бомбовый груз на мост (каждый из 4-х Ил-2 имел по две ФАБ-250 – фугасные авиационные бомбы весом 250 кг – авт.). Мост был разбит, переправа отрезана.
     От прямого попадания зенитного снаряда самолет тов. РОДИНКА загорелся. Несмотря на это, с обожженными руками и лицом тов. РОДИНКА перетянул через линию фронта и произвел посадку».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 90155, д. 1414, л. 159.

                *  *  *

     «…6 февраля 1944 г. перед ГРИГОРЬЕВЫМ, как перед опытным летчиком, была задача разбить переправу НИКОПОЛЬ – КАМЕНКА через реку Днепр.
     Несмотря на мощную завесу огня зенитной артиллерии, группа прорвалась к переправе, и уничтожила ее, что подтверждено фото-контролем.
     В момент пикирования у самолета тов. ГРИГОРЬЕВА был перебит руль высоты. Несмотря на то, что самолет потерял управление рулями высоты, тов. ГРИГОРЬЕВ, отлично пилотируя, довел самолет до своего аэродрома и произвел посадку».
 
ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 793756, д. 12, л. 55.

                *  *  *

     «…При отступлении противника с Правобережной Украины, во время взятия г. НИКОПОЛЬ, противник отходил через реку Днепр, где имел плацдарм.
     Тов. ЕСИПОВ по приказу Командующего 17 ВА генерал-полковника СУДЕЦ с мощной бомбовой нагрузкой ФАБ-250 в составе группы 4 Ил-2 разбил переправу, в результате чего путь отхода противнику был отрезан, и группировка была уничтожена нашими войсками».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 793756, д. 15, л. 311 об.

                *  *  *

     «…Тов. ГОРБУНОВ за время прохождения стажировки в 93 гв. ШАП тов. сделал 15 успешных боевых вылетов на штурмовку техники и живой силы противника.
     Молодой, еще не имеющий боевого опыта, тов. ГОРБУНОВ показал отличные образцы боевой работы. Над целью тов. ГОРБУНОВ ведет себя смело, храбро, точно сбрасывает свой смертоносный груз на головы врага».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 2133, л. 214.

                *  *  *

     А разрушенный мост (позже это подтвердила фоторазведка, поскольку после взрывов 8 мощных 250 кг авиабомб мост был окутан дымом, и степень его разрушения летчикам группы старшего лейтенанта Родинка визуально определить не удалось) все еще хранит память о той героической отчаянной атаке летчиков – сохранилась одна из железобетонных опор, добротно отлитая военно-строительной организацией Тодта (нем.Organisation Todt), действовавшей в Германии во времена Третьего рейха.
     Теперь эта массивная железобетонная конструкция, омываемая водами построенного в 1955 г. Каховского водохранилища, служит своеобразным памятником подвигу летчиков-штурмовиков, и напоминанием ныне живущим здесь людям об их же собственной истории – в первую очередь о более крепком, чем «тодтовский бетон» монолите – боевой дружбе и сплоченности воинов многонациональной Красной Армии, спасшей Европу от «нацистского рая»…

                *  *  *

     Вечная слава оставшимся в живых!

     Вечная память павшим за Родину!

                *  *  *

     ПРИМЕЧАНИЯ

     Фото 1 (вверху): сохранившаяся опора разрушенного моста – излюбленное место отдыха морских чаек (фото из интернета, автор неизвестен).
     Фото 2 (вверху): фрагмент немецкой карты. Место бывшего расположения моста через реку Днепр на карте отмечено автором статьи.      
     Фото 3 (вверху): атакуют Ил-2 (фото из интернета, автор неизвестен).
     Фото 4 – 7 (вверху): летчики С.Л.РОДИНКА, И.И.ГРИГОРЬЕВ, П.В.ЕСИПОВ, В.В.ГОРБУНОВ.
     Фото 8 (внизу): «Схема переправ противника в районе Никополь по данным РО УКАРТ 3 гв. Армии» (ЦАМО РФ. Ф. 9798, оп. 0000001, д. 0020, л. 339).
     Идентификация и художественная обработка снимков произведены автором статьи.
      

     2020 г.

Рассказ «Ил-2 над Никополем - ударная группа к-на Кочмарева» см. по ссылке: http://proza.ru/2021/01/03/1867
Рассказ «Ил-2 над Никополем - ударная группа л-та Суворова» см. по ссылке: http://proza.ru/2021/01/01/1268
 


Рецензии