Не ради наживы, но для познания!

Друзья!

Русская — советская и российская антарктическая станция, расположенная в Западной Антарктиде на побережье Земли Мэри Бэрд, на небольшом выходе коренных пород у мыса Беркс. Три десятилетия  она была заброшена. Почему? Да все просто:   российским властям и ельцинским олигархам она была совершенно не нужна,ведь никакой прибыли не давала. А расходы на доставку грузов и штата станции были крупными! Да и опасностей судам и людям здесь поджидало немало!

"Вам кажется, что Антарктида - труднодоступное место? Это верно, но есть места, доступ в которые затруднен даже по антарктическим меркам. В одном из таких мест мне довелось побывать в феврале - это законсервированная станция с символичным названием "Русская".

Эта точка на планете расположена почти точно с противоположной стороны от Санкт-Петербурга. Это одно из самых ветреных мест на Земле, максимальный порыв ветра, зафиксированный здесь, - более 80 м/с. Исследования этой территории начались в конце 1920-х годов, а в 1980 г. была основана станция Русская, которая просуществовала всего 10 лет, до марта 1990 года.
С тех пор наши полярники лишь несколько раз высаживались здесь. За четверть века на Русской почти ничего не изменилось, это - настоящий заповедник Советской антарктической экспедиции образца 1980-х годов.

Повсюду оборудование и предметы быта 80-х годов - пишущие машинки, ламповая электроника, аппарат для газировки, газеты, журналы и книги, тяжеленная климодежда из кожи и меха, консервы и т.д. и т.п.".https://ekaykin.livejournal.com/

Тридцать лет! Почти треть века заброшена! И все же сейчас станция Русская понадобилась полярникам,которые (еще советские) здесь обосновались более 40 лет назад.

Из истории:
"Станция Русская расположена в Западной Антарктиде на побережье Земли Мэри Бэрд (Берег Хобса) в точке с координатами 74?46 ю.ш., 136?50 з.д., магнитное склонение 95?50 В. Ее название напоминает о приоритете русских людей, открывших ледяной континент, об огромном вкладе, внесенном российскими полярниками в изучение Антарктики.

Район, в котором расположена станция является одним из наименее изученных. Обширный участок антарктического побережья от моря Росса до западных берегов Антарктического полуострова протяженностью около 3000 км долго оставался "белым пятном". Лишь во время короткого антарктического лета на пути от базы Мак-Мердо со стороны моря Росса в этот район изредка заходили американские ледоколы . После закрытия в 1958 г. станции Литл-Америка и в 1972 г. - станции Бэрд климатических данных по центральной части Тихоокеанского сектора фактически не было, даже несмотря на развитие спутниковой информации. В результате из сферы рассмотрения исследователей выпадала огромная территория между 9О и 16О 50 0 з.д. Открытие станции Русская в какой-то мере должно было восполнить этот пробел.

Земля Мэри Бэрд, на побережье которой расположена станция (одна из самых обширных Земель Западной Антарктиды), была открыта во время одного из многочисленных полетов самолетов Первой экспедиции известного американского исследователя Р.Бэрда (1928-193О гг.) и названа им в честь его жены. В 1939 г. Р.Бэрд вновь отправляется в Антарктику, на этот раз во главе экспедиции Антарктической службы США. Тогда во время целой серии разведовательных полетов с судна "Бэр оф Окленд" были открыты многочисленные берега, которые получили имена американских ученых, исследователей и финансовых покровителей экспедиции. Один из Берегов был назван именем У.Хобса - гляциолога, профессора Мичиганского университета .

Советские полярники впервые появились в этом районе в 1972 г., когда участники 17 САЭ под руководством Е.С.Короткевича обследовали побережье Земли Мэри Бэрд от о.Крузен до мыса Дарт с целью выбора места для создания новой научной станции.

В 1973 г. на мысе Беркс участниками 18 САЭ под руководством П.К.Сенько были начаты работы по созданию станции Русской. Однако из-за тяжелых ледовых и погодных условий снабдить ее всем необходимым не удалось, и станцию законсервировали. В результате сильных ураганов станционные сооружения были почти полностью разрушены.

В июле 1978 г. Коллегия ГУГМС приняла решение об открытии станции Русская. Работы по ее открытию были начаты в летний сезон 1979 г. (24 САЭ). Для выполнения научных программы был определен состав станции в количестве 9 человек во главе с В.М.Степановым. Однако из-за тяжелых ледовых условий и невыполнения НЭС "Михаил Сомов" графика работ в Антарктике еще во время нахождения судна в районе станции Ленинградская было принято решение о прекращении работ по созданию новой станции.

26 февраля 198О г. (25 САЭ) д/э "Гижига" подошел к кромке однолетнего припая в районе мыса Беркс. 27 февраля был выполнен рекогносцировочный полет, в ходе которого определена и размечена площадка для строительства станции, на берег доставлен аварийный домик ПДКО. В тот же день с помощью вертолетов начались операции по выгрузке судна и доставке грузов на место строительства станции. Всего за этот период на станцию было завезено 132 тонны генгрузов, 87 тонн ГСМ и 13 т продовольствия.

Одновременно с выгрузкой шло строительство, которое временами прерывалось из-за ураганных ветров. Были построены здание ДЭС, служебно-жилой дом, склады, установлены радиомачты.

9 марта 1980 г. в 18 час.10 мин. над станцией подняли Государственный флаг СССР".https://www.liveinternet.ru/

Зачем все-таки понадобилось сегодня  расконсервировать давно заброшенную полярную станцию?

"Район станции «Русская» не охвачен постоянными наблюдениями. И океан в этом месте изучен мало. Когда судно идет к станции, оно работает не только как грузовик, но и как научная лаборатория, выполняя океанологический разрез. А ведь регулярно поступающая информация о состоянии атмосферы и океана крайне важна для понимания климатических процессов и точности метеорологических прогнозов.

Автоматические буи не могут, как известно, заменить работу ученых. Они очень дорогие и часто гибнут от торошения — разрушения льда под воздействием отливов. А ледовая обстановка в районе «Русской» крайне сложная, судно может работать лишь в середине февраля — начале марта.

Поэтому было принято решение расконсервировать станцию. Важную роль здесь сыграли и интересы «Роскосмоса».
— Станции в Антарктиде нужны для того, чтобы обеспечить видение и сопровождение космических аппаратов на протяжении всей дуги, — рассказал «Известиям» источник в Роскосмосе. — С территории Российской Федерации мы видим космический аппарат в среднем чуть более половины времени его движения. Когда он исследуется на всем интервале движения, это позволяет лучше прогнозировать его характеристики. Точность навигационных данных ГЛОНАСС тоже будет выше. Роскосмос, безусловно, заинтересован в восстановлении работы на станции «Русская».

Однако для оптимального функционирования ГЛОНАСС необходимы не только станции в Антарктиде (на данный момент их три, на «Русской» будет четвертая), но и в экваториальной зоне. Это позволяет связывать станции, находящиеся в Южной полярной области с теми, которые расположены на территории Российской Федерации. По официальной информации на сайте «Роскосмоса», уже работают станции в Никарагуа, на Кубе, в ЮАР и Бразилии.

После возвращения «Русской» в строй здесь будут продолжены научные исследования, которые проводились на протяжении десятилетия ее непрерывной работы до 1990-х годов: метеорологические наблюдения, изучение геофизики верхней атмосферы — магнитосферы и ионосферы, магнитных бурь, геологические и биологические исследования".https://iz.ru/rubric/nauka
...Здравый смысл наконец-то  победил! Полученные научные данные станут бесценными для ученых, космонавтов!!!

Вл.Назаров

**************
ЗАЧЕМ РОССИЯ РАСКОНСЕРВИРУЕТ АНТАРКТИЧЕСКУЮ СТАНЦИЮ "РУССКАЯ


Официально Антарктида — ничей материк, территория учёных. И при этом она входит в зону интересов десятков государств. В начале года Аргентина презентовала новую карту, куда входит "аргентинский" сектор континента. Китай планирует построить десять полярных станций, а их собственная карта ледового материка пестрит новыми топонимами: пик Конфуция, плато Шанхай, ледник Панда. И это всё в той самой Антарктиде, которую 200 лет назад открыли — на минуточку! — русские моряки. В полевой сезон 2020/21 года Россия расконсервирует полярную станцию "Русская". Какие планы на неё у наших учёных и значит ли, что наша страна усилит свои позиции на шестом континенте?
Русские снова на "Русской"
Тридцать лет потребовалось для того, чтобы русские учёные вернулись на антарктическую станцию "Русская". Её законсервировали из-за экономических сложностей и потери части груза, необходимого для зимовщиков. Казалось, что уходят на один сезон, но вскоре поменялась не только страна, но и её приоритеты.

В какой-то момент даже такие матёрые полярники, как начальник Российской антарктической экспедиции (РАЭ) 1991–2017 годов Валерий Лукин, утрачивали веру в научный ренессанс, ведь в управленцы пришли люди, далёкие и от Арктики, и от Антарктики.
— Однажды правительство Российской Федерации на полном серьёзе выпустило постановление, которое гласило: "Продлить сроки летней навигации на трассе Северного морского пути до конца декабря". Пример анекдотический, но реальный. А природу нельзя обмануть! Никакие постановления её не изменят, — рассказывает Валерий Лукин.
Приводит "Русскую" в порядок 66-я сезонная экспедиция Арктического и антарктического НИИ Росгидромета. Если всё пойдёт по плану, уже в следующем году полярники останутся там на зимовку.

— Это самый малоизученный район нашей планеты, — говорит начальник отдела долгосрочного планирования и инвестиционных проектов Российской антарктической экспедиции Вячеслав Мартьянов, — единственная станция на всём Тихоокеанском побережье Антарктики, которая закрывает практически весь Тихий океан. Место очень сложное и при этом уникальное — центр тихоокеанского региона Антарктики. Циркуляция атмосферы, океанология, геология — там находится продолжение тихоокеанского огненного кольца с его вулканами... Куда ни посмотри, всё очень интересно с точки зрения науки.
Зимовочный статус станции возвращают согласно программе развития Антарктики, утверждённой правительством России ещё в 2010 году. Сейчас к Антарктиде идёт научно-экспедиционное судно "Академик Трёшников".
Бюджет Российской антарктической экспедиции увеличили примерно до полутора миллиардов. Дополнительные средства выделили в первую очередь для рейса судна.

За тридцать лет пустования станция стала ледяной избушкой. Антарктическая экспедиция заходила туда в 2006 и 2008 годах. Картина разрушения поразила даже бывалых полярников: дизельную электростанцию полностью занесло снегом, стёкла выдавило, помещения забило по крышу льдом, а в самой крыше образовались проломы. Полярники выдолбили лёд, починили кровлю, но в 2019 году картина предстала прежняя…
— Там всё очень быстро разрушается. Крыши снова разобраны, стёкла выдавлены... Хуже того, из-за влаги, которая образуется при резких потеплениях, в двух капитальных объектах — служебно-жилом здании и здании ДЭС — образовалась плесень. Пришлось начинать все работы сначала, — рассказывает начальник отдела долгосрочного планирования и инвестиционных проектов РАЭ. — Сейчас планируем делать ремонт крыш, поставить новые дизель-электростанции, отремонтировать топливное оборудование и восстановить ледотаялку: озеро, которое давало пресную воду, заморожено до дна, а другой воды там нет.
Историческая справка:
"Русская" — советская и российская антарктическая станция, расположена в Западной Антарктиде на побережье Земли Мэри Бэрд, на небольшом выходе коренных пород у мыса Беркс. Высота станции над уровнем моря — 134 метра.
Несмотря на то что станцию начали строить в 1973 году, из-за крайне сложных ледовых условий и частых ураганных ветров станцию открыли только в феврале 1980 года. Первоначально постройки станции состояли из щитовых деревянных домиков типа ПДКО. В 1984 году началась перестройка станции, и в 1984–1985 годах на станции были построены два здания из алюминиевых панелей на металлических фундаментах.
Станцию законсервировали в 1990 году.
Жилые строения здесь может в прямом смысле сдуть ветром, а полярникам приходится пристёгивать себя к стальным тросам, чтобы добраться до оборудования.

— Мне лично доводилось регистрировать ветер больше 76 м/с, — рассказывает Вячеслав Мартьянов, зимовавший на станции в 1983–1984 годах. — Средняя скорость ветра за год в этой местности составляет примерно 15 м/с, то есть 50 дней в году она превышает 50 м/с. А ведь начиная с 36 м/с ветер считается ураганным. Кроме того, в окрестностях станции "Русская" зафиксированы самые низкие показатели атмосферного давления на территории Антарктики — туда приходят очень глубокие циклоны.
Но зачем нам нужна антарктическая станция в таких невыносимых условиях?

Ради спутников и космической погоды
Расположенная в самом труднодоступном секторе Антарктиды станция "Русская" открывает уникальные возможности для научных исследований, а других станций в этом районе не существует. Здесь проводили и будут проводить вновь гидрометеорологические, геофизические и гидрологические наблюдения, а кроме этого — делать расчёты космической погоды. Дело в том, что в сторону Земли постоянно идёт поток так называемых солнечных электроджетов — энергетически заряженных частиц, которые отражаются магнитосферой нашей планеты. В районе Антарктиды их особенно много.
Но прежде всего "Русская" нужна для реализации космической программы.
— Нам необходимо установить оборудование, которое регистрировало бы движение спутников над гигантской акваторией — южной частью Тихого океана, — убеждён Вячеслав Мартьянов. — В этом регионе существует всего три места, где можно было бы установить аппаратуру для работы с системой ГЛОНАСС: Гавайские острова, остров Пасхи и станция "Русская". Для нашей страны доступна только она.

Но чем плоха нынешняя ГЛОНАСС? Чтобы ответить на вопрос, надо немного разбираться в принципах работы спутниковой навигационной системы. В мире их существует четыре: российская ГЛОНАСС, американская GPS, европейская "Галилео Галилей" и китайская "Компас". Каждая страна выбирает свой геоид — математическую фигуру Земли — с наименьшим искажением на её территории. Поэтому система GPS выдаёт серьёзные неточности, когда речь идёт о России.
— В любой стране есть государственные секреты. Так, на территории некоторых районов США GPS не работает для иностранных самолётов. Или разработчики системы при желании могут программным путём ввести плавающую ошибку, которую в отличие от постоянной очень сложно отследить. Именно поэтому нам важна отечественная система, опирающаяся на подходящий геоид, — говорит Валерий Лукин.

Точность спутниковых данных о местоположении того или иного объекта даёт погрешность в диаметре 15 метров. Для авиации и других прикладных сфер это слишком много, там имеет значение каждый сантиметр.
— Чтобы увеличить точность, необходимо использовать систему ДКМ (дифференциальной коррекции и мониторинга) — её станции отслеживают сигнал спутника и рассчитывают поправки, благодаря которым точность данных системы ГЛОНАСС становится гораздо выше. Сейчас такие системы стоят на "Беллинсгаузене", на "Новолазаревской", на "Прогрессе", в перспективе мы планируем установить ДКМ на "Мирном". И обязательно нужно поставить её на "Русской", чтобы замкнуть цепь, — рассказывает Вячеслав Мартьянов.
В данный момент в ГЛОНАСС работают 24 спутника, ещё два остаются в горячем резерве — они находятся в космосе, и при необходимости их в любой момент можно включить.
По словам Валерия Лукина, орбита, по которой движутся спутники, зависит от притяжения Земли, которое в разных районах различается. Это связано с разницей в распределении масс магматических пород под земной корой. Для того чтобы рассчитать географические координаты определённого объекта, необходимо постоянно проверять и вносить коррекцию в положение спутников на орбите.

— Если у американцев есть огромное число военных баз по всему миру, где они и устанавливают станции систем ДКМ, то у нас ситуация другая, — говорит Валерий Лукин. — Долгое время Роскосмос пытался договориться об их размещении с различными странами Южного полушария в Южной Америке, Африке, Австралии… но где-то нестабильны политические режимы, где-то мы получили отказ, и в результате единственным подходящим местом размещения таких станций оказалась Антарктида. И для того, чтобы обеспечить наблюдения в тихоокеанском секторе, необходимо возродить станцию "Русская".
 
Немного политики
Все, кто хочет исследовать Антарктиду, живут по Договору об Антарктике, подписанному в 1959 году. В 1991 году страны подписали так называемый Мадридский протокол, который регламентирует деятельность антарктических экспедиций с точки зрения экологии. К началу 1998 года он был ратифицирован всеми консультативными сторонами Договора об Антарктике и вступил в силу. По сути, он служит юридическим барьером, не допускающим на материке деятельности, которая не обоснована научной программой и нарушает экологический статус заповедника. Если Договор об Антарктике не ограничен временным сроком действия, то действие Мадридского протокола истекает в 2048 году.
Впрочем, правительства разных стран до конца срока не ждут и разговор о принадлежности секторов Антарктиды поднимают уже сейчас.

Возвращение к истокам
Сохранить станцию — пусть в законсервированном виде — удалось с большим трудом. Валерий Лукин вспоминает, что в 90-е годы ни в Госдуме, ни в правительстве страны не понимали, зачем России нужна Антарктида.
— Мы смогли объяснить, что, если уйдём, пути назад не будет. Сыграло роль и то, что в 1991 году был принят Протокол по охране окружающей среды. Одно из его положений гласило: всё, что завезено в Антарктиду, но не используется, подлежит обязательной утилизации. Демонтировать все сооружения станции и вывезти их по затратам намного дороже, чем снабжение станции и обеспечение её бесперебойной деятельности. К счастью, люди, от которых зависит наше финансирование, это поняли, — вспоминает полярник.

Перед тем как вернуть "Русской" статус зимовочной станции, полярникам предстоит привести в порядок два капитальных объекта: служебно-жилой дом и служебное здание, где расположены ДЭС, гараж и мастерские.
В следующем году на "Русскую" поедут зимовать 10–13 полярников. Много это или мало? К примеру, у американцев на антарктических станциях в зимний период работает около 3 тысяч, а у России — 110 человек. Впрочем, успокаивают эксперты, один наш полярник стоит 20 иностранных.
https://www.rgo.ru/ru
***************
Материалы из Сети подгогтовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
1 января 2021 года.


Рецензии