Сколько зарабатывали советские актеры в кино

Труд актёра в разные времена оплачивался соответственно нравам и товарно-денежным отношениям эпохи: от дополнительного куска какого-нибудь жареного саблезубого бегемота за вдохновенное представление самых драматических сцен прошедшей удачной охоты в свете пламени первобытного костра до виселицы или плахи за богохульство и перебор оскорблений вельмож в балаганах средневековой Европы, от гнилых помидоров в лицо из зрительных залов провинциальных театров до контрактов в десятки миллионов долларов с голливудскими студиями в ХХ веке.

Такая колоссальная разница в оплате одного рода деятельности, даже при условии вариаций степени таланта, не может не заинтересовать общество.
Любопытно, сколько же получали знаменитые актёры и самые маститые режиссёры СССР в 60 – 90 годы двадцатого столетия, когда советское кинопроизводство было на вершине по количеству и качеству создаваемых фильмов.

Здесь стоит уточнить некоторые детали: с конца семидесятых, все восьмидесятые и вплоть до 1991 года основные продукты ежедневного спроса имели фиксированною стоимость, в зависимости от пояса (было четыре пояса), во всех пятнадцати союзных республиках (за исключением дальнего Севера и некоторых регионов со своей спецификой).

Вот некоторые цены второго пояса (куда входила и Москва): батон белого хлеба - 18 копеек, килограмм “Докторской” колбасы - 2 рубля 90 копеек, литр молока - 36 копеек, вход в метро - 5 копеек. Средняя зарплата - 160 рублей в месяц, пенсия - 40 рублей. Рядовой театральный актёр мог получать около 80 рублей ежемесячно и годами не выходить на сцену.

Но интересно, сколько зарабатывали самые выдающиеся артисты того времени, чей талант и мастерство не оставляет равнодушными не одно поколение зрителей.
Огромные гонорары выплачивались за главные роли в кинофильмах высшей категории (всего категорий было три). И вот самые высокие вознаграждения, полученные прекрасными советскими актёрами (по информации из разных открытых источников) за участие в знаковых кинопроизведениях:

Самое главное.
Актерам в Союзе, которые являлись работниками киностудий, начисляли заработную плату от 60 до 450 сов. руб. Размер оклада зависел от категории работника и занятости в съемках. Простой между постановками оплачивался по пониженным ставкам. Исполнителям главных и основных ролей назначались вознаграждения в повышенном размере – 1 000–2 000 сов. руб. с надбавкой до 10%, в зависимости от идейности и формата фильма. Востребованные актеры в СССР за постановку могли получить до 5 000 руб.

Актеры советского кино даже не могли мечтать о миллионных гонорарах и роялти от проката. Однозначно они не работали ради идеи, их труд оплачивался государством. Но по сравнению с заработками голливудских звезд тех времен, постановочные вознаграждения кинознаменитостей Союза меркнут. С другой стороны, в условиях уравниловки доходы востребованных исполнителей главных ролей на порядок превышали среднюю зарплату в стране.

Неудивительно, что в кинематограф многие шли не только ради искусства и славы – даже актеры второго плана в СССР получали неплохие гонорары.

Экономика советского кино
Правила плановой экономики прекрасно совмещались в Союзе с принципами рыночных отношений. Несмотря на требование о согласовании плана съемок и оплаты труда, работали киностудии на самоокупаемости. Госкино получало кредитное финансирование из Госбанка СССР в размере около 100 млн руб. Эта сумма дальше распределялась между отдельными студиями и картинами. То есть, выделенных средств должно было хватить и на декорации, костюмы, постановочные расходы, и на оплату труда сценаристов, режиссеров, обслуживающего персонала, а также актеров первого и второго плана, массовки. Отснятый фильм после одобрения продавался Госкинопрокату. Кассовые сборы шли на возврат государственного кредита и финансирование новых проектов.

Казалось бы, чем больше денег собрал фильм, тем выше должны быть доходы съемочной группы. Но не тут-то было, актеры получали в СССР гарантированные штатным расписанием оклады, и речи о премировании за популярность картины или отчислений процентов от показа не шло.

Но если ставки были ограничены законодательно, откуда тогда появились легенды о баснословных заработках сценаристов и актеров в Союзе? В 1961 году Советом Министров СССР было издано постановление, направленное на «…повышение материальной заинтересованности работников кино и киностудий в создании фильмов высокого идейно-художественного уровня и улучшение организации производства кинофильмов». Именно этим документом все снимаемые ленты, в том числе художественные, документальные, мультипликационные, короткометражные, делились на 3 категории в зависимости от идейной ценности, а не потенциальной популярности или доходности. От уровня «полезности» картины и зависели постановочные вознаграждения.

Кроме этого, артисты получали гарантированную оплату за простои. То есть, актеры, трудоустроенные в определенной киностудии, могли на протяжении нескольких лет не сниматься, а заработную плату получать.

Размер оплаты труда советских актеров
В 1973 году Госкино был издан «Сборник нормативных актов и ведомственных указаний», в котором и были прописаны должностные оклады всех сотрудников киностудий, в том числе и артистов. Указанные в нем ставки были введены в 1961 г. и действовали до распада Союза.

Некоторые трудились в театрах, а в кино подрабатывали. Точно также сотрудники студий могли играть в спектаклях и получать дополнительную заработную плату. Оплата труда работников театра оплачивалась в размере: Выдающиеся деятели искусства, «Народные артисты СССР» – 300–350 руб.; «Народные артисты», «Заслуженные деятели искусств», «Заслуженные артисты» республик, артисты академических театров –250–300 руб. Выплаты рассчитывались для совместителей по фактически отработанному времени.

Как видим, доход артиста в СССР мог складываться из различных сумм и зависел от уровня мастерства, наличия званий, востребованности и пр. Но даже новички с актерским образованием на вторых и эпизодических ролях при не самом низком уровне мастерства могли зарабатывать до 180 руб. без подработок. А это уровень зарплаты выше средней по стране. Если же сюда прибавить дальнейший рост, доплаты за звания, вознаграждения за основные роли, выходят довольно приличные суммы.

Вознаграждения известных артистов
Чтобы окончательно разобраться, какие были доходы у актеров в СССР, рассмотрим вознаграждения звезд за съемки в популярных фильмах.
1956 «Карнавальная ночь» Людмила Гурченко 3 250

1966 «Кавказская пленница» Александр Демьяненко 5 520 Юрий Никулин 4 238 Георгий Вицин 3 389,84 Евгений Моргунов 1 979,5 Наталья Варлей 1 219,24 Фрунзик Мкртчян 939

1968 «Бриллиантовая рука» Юрий Никулин 5 188 Анатолий Папанов 2 288 Андрей Миронов 1 920 Нина Мордюкова 1 531 Светлана Светличная 346

1973 «Семнадцать мгновений весны» Вячеслав Тихонов 5 500 Евгений Евстигнеев 3 025 Леонид Броневой 3 000

Суммы гонораров исполнителей главных ролей самых кассовых фильмов в СССР впечатляющие. Ведь, например, в 1967 г. автомобиль «Волга» стоил 5 602 руб. А новый «Москвич» можно было купить за 4 511 руб. При средней заработной плате на тот период 100 руб. копить среднестатистическому гражданину на авто нужно было 4–6 лет без учета прочих затрат. Но нужно учитывать, что вознаграждение включает как постановочную премию, так и заработную плату за весь период съемок.

1968 г. Например, Юрий Никулин за главную роль в фильме «Бриллиантовая рука» получил баснословную по тем временам сумму – 5 188 руб. Лента снималась с 25 апреля 1968 г. и вышла в прокат в апреле 1969 г. 29 октября 1968 г. были отсняты последние эпизоды, до середины ноября шел монтаж и озвучка. То есть, главные актеры были задействованы в постановке на протяжении 6,5 месяцев. Кинофильму комиссией была присвоена первая группа по оплате. Значит, Никулин получил 2 200 руб. премии с надбавкой за исполнение роли. Получается, что зарплата актера составила: 5 188 – 2 200 = 2 988 руб. Если ее разделить на весь период съемок, то получается, что в месяц главный герой зарабатывал ориентировочно: 2 988/6,5 = 460 сов. руб. Оплата соответствует окладу 1 группы высшей категории. Однозначно, зарплата для 1968 г. довольно высока, но не баснословная.

Учитывая курс советского рубля на май 2019 года 100 руб.= 54,58 $ и изменения курса доллара, установленного Госбанком с 1968 по 1991 гг., можно посчитать, что доход Никулина сегодня был бы 33 705 руб. Как видим, оклад даже востребованного артиста был на порядок ниже средней зарплаты в России сегодня. А в целом за ленту с учетом премии эпохальный актер получил бы 380 тыс. рос. руб., или 5 860 $.

Конечно, для среднестатистического советского человека, у которого редко в кошельке было больше трёх рублей, такие суммы представлялись головокружительными, (в конце 60-х годов автомобиль “Волга” стоит чуть больше 5500 рублей), но, в сравнении с голливудскими коллегами, артисты страны Советов были знаменитыми, но нищими людьми. Да, хотя же ещё театр, гастроли, телевидение, радио, сборные концерты, и главный зимний источник дохода - “ёлки”!

Гонорары режиссёров были выше, но надо учитывать объём работы и уровень ответственности. Леонид Гайдай за работу над “Иваном Васильевичем” получил 7943 рубля (из них - 2000 рублей за сценарий). 15000 рублей заработал Станислав Ростоцкий за создание картины “А зори здесь тихие” (2 серии). А пальма первенства с гонораром в 30000 рублей принадлежит Сергею Бондарчуку за кинополотно “Война и мир” (4 серии).

Надо признаться, что у режиссёров тоже были дополнительные источники доходов при производстве фильмов: это и написание сценариев, и частые “камео”, совмещение должностей (например, гениальный Сергей Урусевский был режиссёром и оператором, что породило милый жаргонизм “режопер”), а некоторые, в основном - документалисты, работали сразу и директором, и режиссёром, и оператором - дирижоперы!

Еще плачевнее выглядит картина, если сравнивать доходы советских звезд с их западными коллегами тех времен: за роль Клеопатры Элизабет Тейлор в начале 60-х заработала 1 млн $; Джули Эндрюс в 1970 г. за участие в ленте «Дорогая Лили» получил 1,1 млн $; за исполнение роли отца Супермена Марлон Брандо в конце 70-х заработал 3,7 млн $.

И самое главное, все отснятые в СССР киноленты принадлежали государству. Поэтому никаких роялти с показов в дальнейшем ни один актер не получал.

Всё это было порождением или следствием особенностей советского кинопроизводства, в котором были свои плюсы и минусы, но таким было время.


Рецензии