3. Раннее взросление

                День 1 апреля 1963 года  запомнился на всю жизнь. После весенних каникул я отправился в школу,  мама почему-то вышла на крыльцо, с которого я уже соскочил, и попросила  подняться,  чтобы поцеловать меня. Я нехотя вернулся, и - это был наш последний поцелуй. Больше я не видел своей любимой, весёлой и жизнерадостной мамы. В это же утро мамы не стало. Она погибла от удара в висок бортом кузова самосвала, при переходе через неухоженную  дорогу. Когда папа нам об этом рассказал, мы с сёстрами приняли его новость за первоапрельскую шутку.  С тех пор 1 апреля для меня не праздник смеха. Хотя  - «у вас спина в белом».
               
                Мне было 10 лет. После летних каникул я и Наташа, которая перешла на второй курс в техникуме связи, переехали жить к папе на Факторию в частный дом его новой жены. Позже мы узнали, что его старший брат так организовал нашу судьбу. Для папы с тремя детьми это было удачей по тем временам.  Сын тети Оли жил отдельно, редко появлялся. Она  работала коком на судах тралового флота, поэтому рыба в нашем доме не переводилась.  К тому же  у нее был большой одноэтажный дом, своё подсобное хозяйство с огородом и живностью в виде кур. Яйцами она торговала на рынке, но нас с папулей ими не баловала. Поэтому в её отсутствие мы с ним иногда заходили в курятник и, когда какая-нибудь несушка откладывала яйцо, мы тут же его выпивали сырым и тёплым. А скорлупки закапывали на огороде. Вот такой был у нас промысел.
         
                Я был парень не из ленивых, много приходилось помогать по хозяйству:  кормление кур, грядки , порядок в доме, уборка снега. После баньки любил нырнуть в пушистый снег, там за городом он был очень чистый.  В этом доме мы 23 сентября 1963 года сыграли свадьбу моей сестры Кати с Колей, её одноклассником,  С лета 1962 года он уже начал работать летчиком и нас во всем поддерживал в трудные дни. У него через  неделю после гибели нашей мамы, умер отец. 
 
                1 сентября 1963 года я начал учиться в 4А классе в  школе на Фактории. Мне повезло, во всех трёх школах я учился только в классах «А».  Быстро подружился с одноклассниками и, конечно же, с Факторийской шпаной. Мы очень любили кататься на буфере трамваев, тем более, что трамвайная линия в те времена проходила вдоль реки по всему городу, а наш дом стоял во втором ряду. Не обходилось и без травм.  Однажды у меня  хватило  ума закинуть на трамвайный кабель катушку с проволокой. Конец провода был намотан на палец.
Вот тогда я впервые испытал на себе, что такое 380 вольт.  Я заорал и упал. Меня спасло падение на землю: проводок, намотанный на палец, оборвался, и я остался жив. Были и взрывчатки из пороха, который мы добывали из патронов, были и самодельные самопалы, разрывающиеся в руках. Бог сохранил.

                После четвертого класса папа как офицер внутренних войск предложил мне поступить в суворовское училище, мне это понравилось. Начали оформлять документы, но изменились условия приема - только после восьмого класса. Я не очень огорчился, потому что был влюблен в самую красивую девочку в классе.
Наверное, я был неплохой парень, если понравился ей. Мы дружили весь четвертый класс, я бывал в гостях у Светы, ее родители по-доброму относились ко мне. Но после этого учебного года они переехали в противоположный конец города. В отчаянии я стал дружить с одноклассницей Лизой.

                Моя сестра Екатерина забрала меня с нового учебного года в свою семью, под предлогом рождения ожидаемого ребёнка.  Так что после пятого класса я с радостью поступил в «училище хорошей и полноценной семейной жизни» в своем родовом доме, который постепенно оказался в самом центре города, обрастая новостройками, уводящими город в глубину от высокого побережья Северной Двины. Я надеялся найти Свету. Отыскал не сразу. Нарядный, при галстуке, ходил возле её дома, но так и не решился встретиться. Долго она была в моем сердце.
               
***(Е.Я.:  Когда мы с мужем приезжали на Факторию навестить папу и Володю,  мне  было очень тяжело  видеть, как любимый братец меняется в непривычной обстановке. Всё было не так, как при умнице-маме. Брат привык общаться с Колей  с трехлетнего возраста. И когда мы предложили ему жить у нас, …  я до сих пор помню его взгляд.
Папу и тетю Олю пришлось уговаривать по разным поводам. Главный козырь: это ребенок, который у нас родится в ноябре.
           Решив эту проблему, я вернулась к своему семейному счастью. Теперь мои любимые мужчины со мной, и я спокойна. Сестрёнка с этого времени уже поселилась в Сыктывкаре: получила комнату в двухкомнатной квартире, начала работать на РПЦ телецентра, приезжала домой только на сдачу диплома. Я навестила её в Сыктывкаре только один раз, чтобы познакомиться с её женихом, студентом Рижского авиационного института. Их свадьбу мы играли у нас дома).*
 
                Итак, я вернулся "на родину"! Первая забота: где буду учиться? Три  дворовые подружки учились в 6А классе ближайшей к дому школы № 22. И я самостоятельно пошел устраиваться туда же. Нашел  канцелярию, отдал документы, ответил уверенно на все вопросы и меня записали, куда я хотел. И с первых же дней я окунулся в активную школьную жизнь. Там я тоже пришелся ко двору, чувствовал себя нужным в коллективе. А это для меня – всегда в радость. 

                Летом 1965 года, отдыхая в пионерском лагере, я прилепился к киномеханику, который обучил меня демонстрировать кинофильмы на киноустановке «Украина». Этим я продолжал заниматься, и в этой школе. Так как я имел уже опыт работы с киноаппаратурой, то начал в кабинете физики демонстрировать научно-популярные фильмы по различным предметам. А позже завуч по воспитательной работе - Петрова Валентина Николаевна - помогла открыть кинотеатр «Малышок», в котором мы с моим другом из параллельного класса Сережей Коржавиным,  показывали художественные фильмы для школьников. В это же время мы с ним стали общественными киномеханиками в центральном городском кинотеатре «Север», где могли наблюдать за работой современной, по тем временам, киноаппаратуры. Нам разрешали смотреть любой фильм.

                В эти школьные годы у меня появился ещё один самый дорогой друг на всю жизнь Александр Абакумов, с ним мы неразлучны уже более пятидесяти лет. Наша, известная на всю школу «троица», участвовала во многих конкурсах технического творчества, в олимпиадах по предметам, в концертах художественной самодеятельности,  во всех трудовых мероприятиях, редколлегии школы. В одно время нас за активную общественную работу избрали в комитет комсомола школы. Комсомол в те годы был на высоте, и вся школьная жизнь управлялась ВЛКСМ, расшифрую: Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи. Вся организация трудовой жизни школьников держалась на  Александре, он в комитете комсомола был ответственным за этот сектор.
 
                Вспоминается, как мы с Сергеем несколько ночей провели в школе, готовясь к выставке технического творчества школьников. Чтобы не умереть с голоду, брали с собой термоса с чаем и бутерброды с котлетами.  Преподаватель рисования предложил нам изготовить из жести консервных банок скульптуру Мухиной «Рабочий и колхозница». Представляете эту работу? Из жести изготавливали детали фигуры и спаивали их между собой паяльником. Скульптура с постаментом получилась высотой более двух метров. Успели во-время, всем понравилось, нас наградили дипломами. А после девятого класса мы Сергеем занимались оформлением школьных коридоров, изготовляя тематические стенды. Для этой цели в нашем распоряжении были все станки технических мастерских школы. По окончании работы нам вручили по белой  нейлоновой рубашке, страшно модной в то время. Было очень приятно.

                Помимо знаний, эта школа с отличным педагогическим коллективом и прекрасными традициями, дала мне много полезного для личностного становления. И для меня, как в песне поётся, школьные годы были чудесными. Не зря же мы с одноклассниками уже пятьдесят лет собираемся традиционно второго февраля в ставшей для нас родной школе. Сейчас она на капитальном ремонте. Подлечится и вернется на свое служение. 

http://proza.ru/2020/12/24/1319


Рецензии