Асы кубанского неба ч. 34

РЕЧКАЛОВ ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ

Лишь в апреле его отпускают, а через несколько дней Дзусов знакомит его с приказом, которым он, Покрышкин, назначается командиром 9-й Мариупольской ГИАД. В
составе 2-го, а затем 1-го Украинских фронтов дивизия участвует в воздушном сражении под Яссами. Как комдив Покрышкин с пункта наведения руководит воздушными боями, организует взаимодействие самолётов в воздухе и с наземными войсками. Знаменитая этажерка становится мощнее и маневренное: теперь это боевой порядок четвёрок с превышением пар около 1000 м. Хотя Покрышкин практически был связан запретом на участие в воздушных боях, он сбил в 1944 г. 7 самолётов противника (4 Ю-87, 2 ФВ-190, Хш-129), причём 4 из них в характерном для него, как ни для кого другого, сверхрезультативном воздушном бою. Один из таких боев состоялся вечером 16 июля, когда сразу после ранения командира 16-го гиап Б. Глинки, забыв про все запреты, Покрышкин поднял в воздух ударную восьмёрку. Уже в конце патрулирования было обнаружено около полусотни немецких самолётов, шедших на штурмовку советских войск. Четвёрка прикрытия связала боем истребителей, а Покрышкин с ведомым, проскочив внутрь оборонительного круга, построенного штурмовиками Ю-87 и Хш-129, мгновенно сбил ближайший "юнкерс". Выполнив левый боевой разворот и вновь оказавшись внутри круга, он сверху зажигает второго, в тот же момент энергично, полупереворотом выходит из-под атаки "фокке-вульфа". Маневры Покрышкина в бою столь резки и стремительны, что группа теряет его, и ещё двух штурмовиков он сбивает уже без свидетелей, в одиночку - они не были засчитаны.

14 января 1945 г., в благородной ярости отправившись в бой после гибели своего ученика комэска В. Жердева, Покрышкин с ходу, с набором высоты, атаковал и сбил Ю-87. Затем была работа дивизии с автострады Бреслау - Берлин, где Покрышкин и его неизменный ведомый Г. Голубев первыми осуществили посадку на полосу шоссе, более узкую, чем размах крыльев их "кобр". Свои последние боевые вылеты ас совершил над Берлином. Официально Покрышкин провёл более 650 боевых вылетов и 156 воздушных боев, лично сбил 59 и в группе 6 самолётов. В военно-исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно большем количестве фактически одержанных им побед - 72, 90, более 100. Наверное, как ни у кого другого, официальные результаты его боевой работы были занижены, чему есть ряд как объективных, так и субъективных причин. Когда летом 1945 г. Покрышкину предложили поступить в академию ВВС, он со свойственной ему решимостью отказался и попросил направить его в академию имени М.В. Фрунзе, где он мог получить более широкие знания. Многим запомнился эпизод, когда в практических орудийных стрельбах тремя снарядами А. Покрышкин с В. Лавриненковым достигли абсолютного результата. Никто из сдававших тогда зачёт, а среди экзаменуемых были и опытные артиллеристы, не смог повторить их успеха. Академию ас окончил в 1948 г. с золотой медалью. Незадолго до этого произошло событие, повлиявшее на карьеру Покрышкина в конце 40-х - начале 50-х гг. Однажды его вызвали на беседу к командующему авиацией МВО Василию Сталину.

Прождав в его приёмной около часа, Александр Иванович уехал и навсегда лишился расположения этого неуравновешенного человека, неплохого лётчика и слабого командира, чья огромная власть была создана чиновной угодливостью. После окончания академии Покрышкин был назначен заместителем командира корпуса в Ржев... Только через год трижды Герой с женой и двумя маленькими детьми получил, наконец, квартиру в одном из 100 привезенных сюда финских домиков... Когда в конце 1950 г. под одним из домов был найден склад старых боеприпасов, а ждать саперов было опасно, он, выстроив цепочку, первым спрыгнул в яму и начал разбирать кладку ржавых снарядов. Бесстрашным рыцарем боевой лётчик оставался всю жизнь. В 1953 г. Покрышкин получил генеральское звание и через год был назначен в Ростов-на-Дону зам. командующего воздушной армией. Окончив с отличием академию Генштаба, он стал командующим 8-й отдельной армией ПВО и пробыл в этой должности 10 лет. И во время учёбы в академии и позднее, до 1963 г., Александр Иванович летал практически на всех типах советских истребителей. Не обходилось и без происшествий. Одно из самых опасных случилось во время службы в Ростове, когда в ночном полёте, на большом удалении от аэродрома отказал авиагоризонт... Только огромный лётный опыт и специфическая «память пространства» помогли ему вернуться на аэродром и посадить машину. Супруга уговаривала Покрышкина отказаться от полётов, он отшучивался: «Зачем выходила замуж за лётчика? Вышла бы за начпрода. Максимум, что ему грозило бы, - несварение или растрата...».

Он был счастлив в семейной жизни. Тактичная и уравновешенная, любящая и любимая, Мария обеспечивала ему "надёжные тылы". Она могла сделать уютной промерзшую комнату в ржевском бараке, достойно, из собственных запасов, мгновенно сымпровизировать ужин на десятерых, смягчить его гнев и, напротив, прийти на помощь его деликатности. Редкие часы досуга Александр Иванович делил между книгами, шахматами и охотой. Он автор книг: "На истребителе" (Новосибирск, 1944), "Крылья истребителя" (М., 1948), "Небо войны" (М., 1965-1975), выдержавшая 5 изданий, "Твоя почетная обязанность" (М., 1976), "Познать себя в бою" (М., 1986, 1993). В начале 60-х он защитил диссертацию по применению сетевого планирования в войсках ПВО. Наверное, этот напряжённый аналитический труд помог ему перенести тяжесть расставания с небом. Командование своеобразно "оценило" новации, обобщённые в диссертации, наградив за них... сослуживца Покрышкина, имевшего о работе весьма общее представление. В августе 1968 г. он был назначен заместителем Главкома ПВО страны. Отношения с командующим - маршалом Батицким не сложились, и его служба в этой должности была особенно сложной. Когда представилась возможность, он решительно перешёл на работу в ДОСААФ, на должность председателя общества, и с энтузиазмом занялся военно-патриотической работой. В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание "медными трубами" и сполна хлебнул горечи их оборотной стороны - зависти чиновников к славе народного Героя. Здесь и ПВО вместо ВВС, и задержанные на 10 лет генеральские звезды, и череда непрерывных командировок "у Батицкого".

Он был "Заслуженным военным лётчиком Франции", но так и не стал, как не стал и Кожедуб, "Заслуженным военным лётчиком СССР"... Франция - родина рыцарства. В декабре 1972 г. ему было присвоено звание маршала. Александр Иванович был создателем тактики нашей истребительной авиации, командиром лучшей дивизии, наставником, создавшим свою систему подготовки асов. О его лучшем ученике и друге - дважды Герое Советского Союза Александре Клубове  А. Тимофеев написал в очерке «Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней». В жизни легендарный лётчик был скромен, избегал парадной шумихи. Не был, как кто-то считает, баловнем судьбы, поскольку никогда не лебезил перед начальством, не склонял голову даже перед сильными мира сего, всегда говорил только правду. Поэтому не сложились у него отношения с Василием Сталиным, а позже с Брежневым. Негативно отзывался маршал авиации, например, о вводе ОКСВ в Афганистан. С горечью говорил: «Мы ввязались в такую кашу...» Уже в начале 1980-х Покрышкин чувствовал, что Советский Союз ждут тяжёлые времена. Он говорил, что придут новые руководители страны, и с ними наступит закат для страны, Увы, он оказался прав… Однажды он позвонил в ЦК и попросил отставки. Там возражали, уговаривали, предлагали варианты, но он ушёл со своей последней должности сам. Он умер 13 ноября 1985 г. на руках своей безутешной Марии после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага.

Трижды Герой Советского Союза (24.05.43, 24.08.43, 19.08.44). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й ст., орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями, 11 иностранными орденами.

РУБАХИН АНАТОЛИЙ ЕРМОЛАЕВИЧ

Родился 7 июля 1918 г. в селе Верхний Икорец Воронежской губ. Окончил 9 классов, в 1939 г. - Качинскую военную авиашколу. Служил на Дальнем Востоке. Во время ВОВ майор Рубахин совершил более 200 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил 20 самолётов врага. В боях был ранен. За войну был пятым командиром самого результативного ИАП в истории советских ВВС - 402-го. Он прибыл на фронт с пополнением в апреле 1943 г. Менее чем за год прошёл путь от комэска до командира полка. Точное пилотирование, энергичная и осмотрительная манера ведения боя, высокая тактическая грамотность отличали этого лётчика даже среди асов 402-го иап (265 иад, 3 иак, 1 затем 16 ВА). В боевой работе А. Рубахин был неутомим и инициативен. Личный пример предпочитал призывам и разъяснениям. Во время битвы на Кубани первым в полку освоил ночное патрулирование. В тёмное время суток сбил 3 Хе-111. В сентябре 1944 г. за 123 боевых вылета, 51 воздушный бой и 16 сбитых самолётов противника был представлен к званию Героя Советского Союза. Сражался в небе Кубани и Донбасса, отличился под Севастополем, участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Польши, руководил боевыми действиями полка в Померании и под Берлином. После войны продолжил службу в ВВС. Освоил реактивную технику. В 1955 г. окончил ВВА. Командовал авиадивизией.

Продолжение следует в части  35                http://proza.ru/2020/09/17/1023


Рецензии