Секрет Бриллиантовой руки
Но всё же главный секрет того, что вот она вся такая «целокупная», ни фрагментика, ни фразочки, ни гэга не выкинешь — в личности режиссёра и материала. По мнению Н. Гребешковой, неизменной его актрисы и супруги, Гайдай был «абсолютно советским человеком» — но и абсолютно творчески свободным.
Собственно, что такое «Бриллиантовая рука»? Это модель советского общества эпохи его расцвета, еще до усушки-утруски времён «застоя», но и лишенная взыскующей критичности предыдущих «оттепельных» лет, модель этакой вполне самодостаточной «советскости», настолько сильной и еще молодой (хотя б моложавой), что она готова выдержать и улыбочку над собой.
Мысль автора (его, может, и не осознанная тогда «тенденция», а подсознательное, какое-то сновидческое художническое прозрение) — в жёстко, последовательно проведенной параллельности образов. Гадкий представитель «системы» управдом Варвара Сергеевна Плющ (Н. Мордюкова) — и замечательные милиционеры (С. Чекан и В. Гуляев); верная жена главного героя (Н. Гребешкова) — и роковая соблазнительница (С. Светличная); жлобастый Лёлик (А. Папанов) — и изящный «Козлодоев» (А. Миронов). Главная параллель: «лопух», но абсолютно честный советский обыватель Семён Семёнович Горбунков (Ю. Никулин), которого обстоятельства кидают то в лапы контрабандистов, то в безобразный шалманный скандал, то в объятия шикарной прошмандовки — и примерный советский гражданин, оказавшийся шефом преступников (Н. Романов).
В сущности, Гайдай рассказывает нам сказку о том, как Конёк-Горбунок — «на лицо нелепый (ужасный), добрый внутри» — при помощи благой «системы» преодолевает все напасти и идёт к честному счастью, «системой» ему обещанному. Точки над i здесь вроде как нельзя чётче расставлены, что подчёркивается и титрами: плохим — чёрные, хорошим — белые. Образцовый продукт советской пропаганды по форме, но по существу — постоянный прикол над этой самой лобовой «формой», что и веселит неизбывно. Заданность настолько иронически демонстративна, что освобождает от власти всякой заданности.
Художник Гайдай очень тонко дозирует свойства своих героев. Плющ — но и она обаятельна своей искромётностью (хотя именно «жирную игру» вменяли в вину Мордюковой первые критики); Лёлик не только груб, но и отважен, и дико сентиментален (поёт песни, романсы, растроган при проводах Козодоева); «Граф» Козодоев не только фат, но и романтик, и садист (что выдает его лицо в гараже).
Удивительно теперь нам читать, что при обсуждении фильма Гайдая просили убрать песенку героя Миронова на палубе — и не из-за цензурных соображений даже, а просто: вставной лишний номер. Между тем, его «Остров Невезения» — концентрированная жизненная «философия» человека вне советской «системы», которому «понедельники» (советские порядки) мешают осуществиться в жизни легко и красиво. И активно — ведь он тоже вроде как «не бездельник» и «мог бы жить». Удивительное прозрение Гайдая для человека его тогдашней степени «советскости»: «на проклятом острове нет календаря» — советская «система» благодаря умозрительным идеологическим догмам, по которым кроилась действительность, оказывается вне исторического процесса, вне логики самой жизни. Но это мы сейчас считываем эдак смысл песенки «Графа». Чтобы понять ее так в 1969 г., надо было быть завзятым уже диссидентом…
Песенка «Графа» прекрасно рифмуется с другой «арией» — «маленького советского человека», обывателя Горбункова с этим припевом её «А нам всё равно, а нам всё равно», с верой в то, что станут беззащитные «зайцы» благодаря своей трын-траве «отважней льва» и «устоят в самый жуткий час». Если вспомнить обронённую Горбунковым фразу: «с войны не держал в руках боевого оружия», то «сказочная» песенка в исполнении подвыпившего лошистого «совка» входит в совсем другой исторический контекст…
Можно считывать смысл комедии ностальгически «по-советски», можно — и с долей критической и «провидческой» (теперь-то уж!) «антисоветскости», но всепобеждающим здесь становится удивительная полнокровность жизни в светлом, оптимистическом её изводе.
Чёрные, белые — да Гайдай слишком любит здесь всех, всех своих персонажей, чтобы мораль нам всерьёз читать! Секрет обаяния его этой безусловно лучшей комедии — в каком-то богатырском жизнелюбии её создателя. «Бриллиантовая рука» — и сказка, и пародия на сказку; и «мораль», и пародия на «мораль». В этой её амбивалентной свободе и естественной влюбленности в жизнь — секрет её да, уже, наверно, бессмертия.
1.01.2021
Свидетельство о публикации №221010201024
Если герой Папанова - явно сидевший человек с родимыми пятнами нашей тюремной системы - жены нет, почти "живёт" с другом. То вот Миронов сыграл этакого "дитя порока", но весьма интеллигентного, утончённого эстета, творческую, креативную, по сегодняшним меркам. личность. Этакого Бориса Мои...ва и ШурУ в одном флаконе.
Это соединение столь противоположных качеств в одном персонаже было весьма опасным по тем временам, ведь все ещё помнили разгром Хрущёвым "ваыставки п...ов".
Но смелым шагом, в сущности, демонстрирующим советским людям: "все мы человеки, однако".
Кстати, ни тогда, ни сейчас персонажи Миронова и Папанова не воспринимаются отрицательными. Наоборот!
(К слову в 12 стульях Захарова они поменялись ролями: сильный и вооевой Остап прессует по-полной Кису - и снова им ВЕРИМ!)
Кстати, я не увидел в этой комедии стопроцентнополжительного героя. У каждого - свои отклонения, червоточинки что ли. И это реалистично. Черт возьми!))
Ник Иванов 23.01.2021 22:05 Заявить о нарушении