Виталя. Глава 1. Пионерлагерная жизнь

У нее над ухом раздался мелодичный женский голос: «Виталик, нам от кашля надо еще что-нибудь купить?» В ответ мужчина что-то пробурчал. Оглянувшись, она увидела соседей с третьего этажа: высокорослую семейную пару. За 30 лет проживания в одном доме и подъезде Лика знакома была только с Ириной-женой и домохозяйкой. Глава семейства – неулыбчивый и суровый великан. Соседки поговаривали, что в 90-е он пытался пробиться в гос. думу, но не прошел. Теперь же часто можно было видеть, как нелюдимый сосед, надвинув черную вязаную шапочку на лоб, с мрачным видом выгуливает по утрам во дворе малюсенькую собачонку.

 
Глава1.Пионерлагерная жизнь


«Виталик, Виталя» – закружилось в голове, всколыхнув донные слои памяти. «Неужели у этого «скандинава» такое теплое имя?» – подумала Лика, и неожиданно воспоминания стали погружать ее в жаркое лето конца 60-х. Пионерский лагерь одного из казанских заводов, где трудились родители после возвращения на «материк» из сурового края, располагался в сосновом бору на берегу озера Лебяжье. Первое пребывание в нем в течение одной смены вызвало у Лики и сестренки слезы и истерику, хотя «пионерлагерь» был на очень хорошем счету в городе.Отец настойчиво исправлял дочерей, когда слышал слово «лагерь», поэтому именно этот неологизм Лика и сестренка стали использовать в своих разговорах. Традиционно пионерлагерь состоял из огороженной, озелененной и ухоженной территории в лесной зоне. Здесь располагались спальные корпуса для пионеров и октябрят, столовая, клуб хозяйственный блок с банькой. В памяти стали всплывать деревянные спальные корпуса с открытой верандой – летние общежития для детей , человек на 20.  Каждому выделялась односпальная металлическая кровать с панцирной сеткой и тумбочка на двоих для личных вещей. Постельное белье и полотенца имели особый «аромат» дешевого стирального порошка, а может быть, и наструганного хозяйственного мыла. Но особым местом был деревянный туалет с неистребимым хлорным запахом. Разделялся он на девчоночью и мальчишечью половины дощатой щелястой перегородкой с несколькими бумажными затычками, которые надо было проверять перед «посадкой» над дырой в полу. Холодная вода в рукомойниках с носиками-дергалками никого не смущала, главное – чтобы она имелась. Кормежка была вероятно сбалансирована по ГОСТу, но почему-то после ужина все уходили из столовой, набив карманы черным хлебушком, чтобы перед отбоем унять голодное урчание в животах ненасытных растущих организмов. Подъем под звуки горна, утренняя зарядка, а после завтрака и ужина линейка с полувоенным ритуалом поверки отрядов и обыденно-торжественным поднятием- спусканием флага лагеря. В этой игре был свой смысл – адаптация ребятишек в заданных условиях социума. Однако не у всех это получалось.


На втором году Ликиного пионерлагерного заточения, в летней советской неизбежности бытия стали вырисовываться свои прелести...Прежде всего – время после ужина до вечернего горна, до отбоя. По вечерам в лагере согласно плану мероприятий чередовались «киношки» и «массовки». Советские военно-патриотические, приключенческие, детские и некоторые, прошедшие строгий отбор, иностранные фильмы показывали в полуоткрытом клубе. Сцена с  большим экраном и зрительный зал имели только крышу и невысокие боковые ограждения. Поэтому, идя в это концертно-развлекательное заведение, старшие вооружались ветками, чтобы отбиваться от комаров, а малыши, закутавшись плотно в свои байковые одеяла,что делало их  похожими на большие кули, рассаживались в первых рядах. «Массовки» (читай танцы) обожали все от мала до велика: октябрята из младших отрядов, пионеры, редкие комсомольцы из старших и, конечно, вожатые с педагогами. Если в лагере был свой ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), то обычно весь вечер музыканты и солисты «наяривали», ублажая публику. В ином случае в радиоузле программой вечера управлял диск-жокей, хотя в те времена этого термина еще не было. К вечернему ответственному делу допускался кто-то из старшего отряда, умеющий чувствовать настрой «массовки». Именно здесь в уюте летних вечеров под магнитофонные записи или пластинки фирмы «Мелодия», с которых звучали песни советской эстрады в исполнении Эдуарда Хиля, Полат Бюль Бюль Оглы, Тамары Миансаровой, под шейк-эгей и ретро-чарльстон или под звуки роскошного аккордеона нестареющего дяди Володи все участники неуклюже топтались в медленных танцах или тряслись в быстрых ритмах. Здесь завязывались и распадались парные отношения между мальчишками и девчонками. Вожатые и педагоги зорко «бдили», чтобы все было в рамках приличия: не прижимались во время «медляков» слишком близко и не целовались. В июле по вечерам темнело уже быстро, поэтому зажигались фонари в лагерных аллеях. И все остальное таинственное пространство становилось притягательным и романтичным для парочек из старших отрядов.Тихонько шелестела листва, покачивались макушки стройных сосен, аромат хвои смешивался с запахом разнотравья, начиналась вечерняя перекличка ночных птиц и неутомимых сверчков.

 


Рецензии
Ностальгическое и лиричное начало. И хорошо, что написано так, как мог написать подросток. С симпатией, Александр

Александр Инграбен   06.01.2021 20:41     Заявить о нарушении