Судьбы людей и кораблей
Где Авель, брат твой? Он сказал:
не знаю: разве я сторож брату моему?
И сказал Господь: что ты сделал?
Голос крови брата твоего вопиет
ко мне от земли..
"Ветхий завет" Бытие 4-9
Случай-это псевдоним Бога
Военные корабли- наверное ни один род войск, как ВМФ не дает такой наглядный пример Промысла Божия, как судьба корабля и его экипажа. Сотни, а иногда и тысячи людских судеб, в какой-то отрезок своего жизненного пути по неисповедимым путям Божиим, оказываются заключенными в металлической коробке, предназначенной для ведения войны на море.
И вот эти сотни индивидуальных судеб, до этого мирно проводивших свой земной путь, вдруг обретают одну судьбу– счастливую или трагическую в зависимости, от решения командира корабля или командующего эскадры, или еще того хуже название своего корабля (но это уже повод для отдельного рассказа).
Конечно, мои выводы ни в коем случае не претендуют на роль догмата, но вот закономерность с которой корабли, а соответственно и их экипажи шли на дно, и побудили меня высказать свои соображения по этому поводу.
Когда у одного мудреца спросили: « Мог ли он всю мудрость Торы, рассказать стоя на одной ноге?» Он ответил: «Да. Вся мудрость Торы заключается в том, чтобы не делать другому, того что не хочет, чтобы сделали с ним.» ( не дословно)
А вот с этим во время войны как раз и проблема, и почти не разрешимая. Там одни люди убивают других и порой, кажется что вечные Божии законы перестают работать, но это не так.
И вот несколько примеров, которые с моей точки зрения наиболее ярко иллюстрируют правдивость вышеуказанного изречения на практике.
Первая мировая война. Начало. Еще основные немецкие и английские силы флотов сидят по своим базам, пополняют запасы горючего и продовольствия, еще только штабные умы открывают карты и тонкими пунктирами прокладывают курсы своих эскадр во вражеские воды, немцы переоборудуют обычный экскурсионный колесный пароход «Кениг Луиза» в минный заградитель и отправляют его к английскому берегу чтобы он выставил мины ы устье Темзы.
«Кениг Луиза» начинает сбрасывать в море свои дьявольские шары и за этим преступным (естественно с точки зрения англичан) занятием его застает новый английский крейсер «Амфион» и топит наглого немца, а часть спасшейся команды принимает к себе на борт.
Но при возвращении домой натыкается на мины поставленные своей жертвой и сам идет на дно, кстати с несколькими спасенными им немцами. Это первые жертвы войны на море и в них в этих жертвах словно пророчество для всей будущей мировой бойне разгорающейся на земле и на море- чего не хочешь для себя не делай другому.
В это время на Дальнем Востоке-единственное крупное соединение немцев - крейсерская эскадра адмирала графа Максимилиана фон Шпее уходит на юго-восток пересекая Тихий океан к Южным берегам Америки.
Ей надо затеряться в бескрайних океанских водах ибо противники ее слишком могущественные- Англия, Япония, Франция, Россия. Эскадре надо пересечь Тихий, а затем Атлантический океан и если повезет прорваться в свои воды.
При подавляющем превосходстве союзников на море это выглядит достаточно проблематично и все же шансы, пусть и небольшие но есть. Навстречу ей Английское Адмиралтейство высылает приблизительно равную по силе эскадру под командованием контр-адмирала Крэдока, собранную из того что есть поблизости к месту предполагаемого появления Шпее.
Англия на протяжении столетий считающая себя Владычицей Морей не сомневалась в равной, а то и лучшей подготовке экипажей своих кораблей. Но бой у берегов Чили у Коронеля выводит их из этого опасного заблуждения -эскадра Крэдока почти в полном составе утоплена.
Разгром полный и очень болезненный для морского престижа Англии. Еще несколько месяцев назад в главной базе немцев на Дальнем войстоке-китайском Циндао двое противников: немцы и англичане мирно состязались в футбольном матче, перетягивании канатов и беге на короткие дистанции, а после дружеских соревнований сидели в портовых кабачках за кружками пива и дружески горланили свои песни.
И вот вчерашние товарищи по играм и пирушкам немцы безжалостно отправили в мир иной более полутора тысяч душ англичан. И если какая-то душа английского моряка, до этого еще могла сомневаться в существовании того иного света. То попав туда резко и безжалостно сомнения в один миг исчезли.
И представьте какой в том ином мире поднялся вой и ропот. «За что? Почему так рано? Нам бы жить и жить, а вместо этого мы здесь, а наши враги там! Подавай нам сюда наших заклятых друзей недругов, не с кем нам здесь в футбол гонять и пиво пить»
Это конечно я утрирую, но то что в том ином мире спокойствие нарушилось по прибытии туда полутора тысяч душ английских матросов во главе с контр адмиралом Крэдоком можно не сомневаться.
И вся эта моя философия убежденным атеистам может показаться не стоящей и выеденного яйца, но не спешите судить. А давайте посмотрим как дальше развивались события уже в этом нашем бренном мире. А развивались они у следующим образом: из всех возможных дальнейших действий англичане выбирают единственно правильное-посылают навстречу Шпее свои два новых линейных крейсера.
А немцы из всех возможных дальнейших действий выбирают единственное неправильное-заходят туда куда им ни в коем случае заходить нельзя в Порт-Стенли, где их ждут только накануне прибывшие туда –английские линейные крейсера. Случай, совпадение?
Но случайностей не бывает. Случай - это псевдоним Бога. И происходит то что и должно произойти- на этот раз уже немецкая эскадра почти в полном составе во главе со свои командующим графом Шпее уходит в иной мир на встречу со своими английскими коллегами.
Следующий пример- немецкий легкий крейсер «Эмден». Белый лебедь Индийского океана- так называла его пресса. Прежде чем уйти в мир иной все тот же приснопамятный граф Шпее отправляет один из своих легкий крейсеров –« Эмден» для действия на коммуникациях англичан в Индийский океан.
На первый взгляд шансы одиночного легкого крейсера, без своих баз, регулярного снабжения углем, провизией и боеприпасами в зоне действия переполненного как торговыми так и военными кораблями союзников Индийского океана выглядят призрачными. И сам Шпее осознавая это, колеблется в правильности такого решения, но все же решается и отпускает «Эмден» в крейсерство.
И не ошибается. Итог этого крейсерства феноменален и удивителен. Более 2 месяцев «Эмден» бороздит просторы Индийского океана захватывая корабли союзников, перегружая с них уголь, продукты, мыло, японские кимоно, спиртное, чай и все что только захочется немецким морякам. 23 судна союзников идут на дно океана - на биржах резко идут вверх цены на страховку, корабли со стратегическими грузами вынуждены задерживаться в портах, судовые и страховые компании терпят убытки, корабли англичан и их союзников рассекают Индийский океан, тратя драгоценные материальные ресурсы на поимку неуловимого крейсера, а «Эмден» словно охраняемый самим Провидением успешно избегает всех неприятностей от своих более сильных и многочисленных противников.
Так на чем же основывается такое феноменальное везение этого крейсера? Как мне представляется на одном не менее удивительном факте. Из всех 23 утопленных пароходов Карл Мюллер-командир «Эмдена» ухитрился не отправить на дно вместе с пароходами ни одной человеческой жизни.
Потопление корабля даже в мирной обстановке - это как правило трагедия, которая нередко заканчивается трагедией и для людей находящихся на борту такого судна. Вот и вызывает удивление тот факт, что вовремя войны военный корабль, в условиях зачастую неблагоприятных ухитрился сохранить жизни всех попавших ему в плен людей.
И вот сам собой напрашивается вопрос. А когда же заканчилось везение «Эмдена»? А закончилось оно именно в тот момент, когда Карлу Мюллеру – надоедает заниматься своими прями обязанностями-то есть уничтожать материальные ценности союзников-топить пароходы с грузами.
Из газет захваченных на уничтоженных пароходах Мюллер узнает что из Белого Лебедя Востока- его крейсер превратился в серого волка, трусливо нападающего на беззащитные суда и боящегося вступить в открытый бой с военными кораблями союзников.
И это Карла Мюллера задевает за живое. Он решает доказать всему миру, что он не трус, а честный германский моряк не боящийся и открытого боя. Он знает что на острове Пинанг базируются боевые корабли союзников и 27 октября на рассвете его «Эмден» поставив для маскировки 4 дымовую трубу заходит в узости враждебного порта в надежде застать врасплох какое-нибудь из боевых суден союзников и используя торпеды утопить его.
План Мюллера не просто дерзкий, он почти невыполним. Так как любое сколько-нибудь серьезное повреждение его корабля, может поставить крест не только на «Эмдене» (так как ремонтироваться негде) но также и на всем экипаже и на нем самом. И снова план Мюллера блестяще удается.
В Пинанге на рейде он застает спящий русский крейсер «Жемчуг». «Эмден» выпускает в него торпеду и засыпает свою спящую жертву снарядами. «Жемчуг» пытается сопротивляться, уцелевшие русские моряки разворачивают свои орудия и пытаются достать уже развернувшийся на обратный курс «Эмден».
Но вторая выпущенная «Эмденом» торпеда разламывает «Жемчуг» пополам. Погибает 1 офицер и 81 человек рядовых. Ранены 3 офицера и 112 членов команды. На отходе «Эмден» пускает на дно повстречавшейся на его пути французский миноносец «Мушкет» и еще 40 французов отправляются в мир иной.
И вот после этого (блестящего с точки зрения военных) дела колесо фортуны до этого словно само бежавшее впереди «Эмдена», поворачивает резко в противоположную сторону. Восемьдесят два убитых русских и 40 французов по-видимому там требуют у Бога подать к ним их убийц. И Карл Мюллер-до этого дела баловень судьбы совершает фатальную ошибку.
Он планирует уничтожить радиостанцию на Кокосовых островах и перерезать подводный телефонный кабель который соединяет Австралию с метрополией. Планируя эту операцию капитан Эмдена не полагается лишь на удачу.
Его радисты в поисках кораблей противника прослушивают эфир, точно так как они это делали и ранее. И это всегда помогало избежать «Эмдену» опасности. Вот и перед нападением на остров Дирекции радисты «Эмдена» сканируют радиоэфир.
И он чист и тих и как кажется радистам, а вслед за ними и Мюллеру поблизости кораблей противника нет. И Карл Мюллер полагает что в течении 2-3 часов его никто не побеспокоит, а за это время его десантная партия успеет уничтожить и радиостанцию и перерезать подводный кабель.
Вроде ничего рискованного, это не бой в чужом порту и не обстрел Мадраса, когда ему отвечала береговая батарея- там риск был гораздо более высок и ничего Слава Богу для немцев тогда все закончилось вполне благополучно.
А здесь плевое дело: высадить десантную партию, подождать пока она сделает свое дело, забрать ее и снова раствориться на просторах океана. Но повторюсь –Удача, Провидение или Высшие силы уже отвернулись от Карла Мюллера и его «Эмдена».
Радиостанция Кокосовых островов, до того как до нее добралась десантная партия с «Эмдена» успевает несколько раз передать в эфир: « У входа в порт неизвестный военный корабль». А в это время всего в 50 милях от Кокосовых островов проходил крупный войсковой конвой англичан в охранении которого находился новый быстроходный крейсер австралийского флота «Сидней».
И командир этого конвоя отправляет «Сидней» к Кокосовым островам проверить что за незваный гость появился у входа в порт Дирекция. А «Эмден» высадив десантную партию ждет в это же время своего угольщика и поэтому не сильно беспокоится увидев на горизонте дым. Но дым слишком быстро приближается и это заставляет нервничать наблюдателей «Эмдена» сидящих в «вороньем гнезде».
И только когда на «Эмдене» разглядели две мачты и четыре трубы, Карл Мюллер осознал: удача закончилась. Завязался бой в результате которого «Эмден» превратился в пылающую развалину. И Мюллер вынужден выбросит свой корабль на коралловый риф в надежде спасти экипаж.
Но на этом мучения оставшихся после боя в живых немцев не закончилось. Не увидев на «Эмдене» спущенного Военно-Морского флага Германии командир Сиднея приказывает вновь открыть огонь по уже разбитому кораблю и еще несколько десятков немцев погибают под снарядами противника. Многие бросаются в воду пытаясь доплыть до находящегося всего в сотне метрах спасительного берега.
Но мощное прибрежное течение убивает многих об острые рифы атолла. Но и тех кто достигает берега ждет страшная смерть. Тысячи голодных гигантских чаек налетают на уцелевших моряков «Эмдена» и забивают их своими клювами до смерти.
И вновь Божественный закон: поступать с людьми так как хотите чтобы поступали и с Вами» в войне на море проявился с устрашающей быстротой. Прошло всего две недели после потопления русского крейсера «Жемчуг» и французского миноносца «Мушкет» и вот уже их убийца мертвым остовом лежит на острове Норт –Килинг.
И последний случай уже из Второй Мировой Войны. Он известен в морской истории как бой у мыса Нордкап или его называют Новогодний бой. Хотя правильнее назвать Рождественский, ибо события эти произошли на Католическое Рождество1943 года.
Итак 25 декабря 1943 года- католическое Рождество- праздник прихода в мир Спасителя, Мессии. Праздник домашнего уюта, теплаЮ мира и всего самого доброго и светлого что может быть в нашем мире. Но в 1943 году немцы решили омрачить и этот светлый праздник.
В море вышел линкор «Шарнхорст»- прямой потомок того «Шарнхорста» который со своим командующим адмиралом Шпее отправился на дно океана в 1914 году у Фолклендских островов. Вышел он в арктический воды с единственной целью, утопить всех кто попадется ему на пути в светлый праздник Рождества Христова. Но Господь Иисус -Бог мира и любви и он не допустил чтобы жизни сотен английских и американских моряков торгового флота отправились в мир иной на День своего Воплощения.
И Он творит так что «Шарнхорст» из охотника превращается в дичь. Его как бешеного волка загоняет свора крейсеров и эсминцев во главе с британский линкором «Дюк оф Йорк» и отправляет на дно.
Победитель боя у Нордкапа адмирал Брюс Остин Фрезер прожил долгую жизнь и скончался 12 февраля 1981 года. Его прах на новом (на тот момент) эскадренном миноносце УРО «Шеффилд» вывезли в море и развеяли над волнами. У древних норма- нов был очень похожий похоронный обычай.
Тело князя или знатного воина полагали в погребальную ладью и вместе с этой ладьей сжигали. И если провести аналогию с теми временами, то эсминец «Шеффилд» выступил в роли погребальной ладьи для адмирала Фрезера, которая по обычаям северных народов подлежала сожжению.
Естественно англичане новейший эсминец УРО сжигать не собирались- слишком дорогое удовольствие. Через год в 1982 году случается англо-аргентинский конфликт за все те же Фолклендские острова у которых лежит так сказать прямой предок утопленного Фрезером линкора Шанхорст»- броненосный крейсер Шархорст» с останками Шпее и всем своим экипажем.
У аргентинцев из всего высокотехнологичного вооружения на момент конфликта было всего 5 французких ракет класса воздух- корабль «Экзосет» И вот 4 мая 1982 года одна из этих ракет выпущенная с самолета попадает в эсминец «Шеффилд», но не взрывается.
Ракета пробив борт корабля проникает внутрь эсминца и ее все еще продолжающий работать двигатель воспламеняет все что только может гореть. А на «Шеффилде» гореть могло многое: пенные наполнители, тепловая изоляция корабельных конструкций, синтетические ткани, краски.
Температура пожара в центре достигала от 950-до 1100С, что вызвало в свою очередь возгорание алюминиево-магниевых элементов конструкций надстроек. Другими словами горело все- включая железо. В общем, эскадренный миноносец «Шеффилд»- превратился в погребальную ладью викингов, словно сам Первый лорд Адмиралтейства сэр Брюс Остин Фрезер недополучив в Вальгалле себе ладью для выезда вместе с Одином затребовал себе свой погребальный корабль.
Так и хочется сказать напоследок: «Чудны дела твои Господи и не постижимы для нас грешных!»
Свидетельство о публикации №221010201103