Асы кубанского неба ч. 42

После атаки кончилось горючее, и, спланировав, он едва-едва "уместил" свой "як" на краю аэродрома. В апреле - мае 1943 г. в составе 3-й эскадрильи майора И. Шмелева он участвовал в битве на Кубани, где сбил 3 Ме-109. В июле полк перевооружили на Як-9 Т. Степаненко получил машину с бортовым номером 17, на капоте которой нарисовали тигра, настигающего в прыжке карикатурного Геббельса. В первом же вылете на новом "яке" он "забрал в сумку" очередного "мессера", а 1 августа уже в ранге комэска в двух вылетах уничтожил по ФВ-190. Вообще в августовских боях ас специализировался по "фокке-вульфам", уничтожив 4 ФВ-190 и ФВ-189, а в конце месяца разбавил однообразие "сто девятым". С мая и до конца 1943 г. 4-й ИАП, в котором воевал Степаненко, действовал на СКФ, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. В середине ноября после недолгого отдыха лётчики полка вернулись к боевой работе, и Степаненко вскоре в сложном позиционном бою восточнее Идрицы сбил "раму". 3 марта 1944 г. он одержал победу, ознаменовавшую появление в Красной Армии принципиально новой системы вооружения: по наведению с РЛС "Редут-1" сбил Ю-88. В госпитале, куда он попал с воспалением среднего уха, товарищи по палате удивлялись его олимпийскому спокойствию. Сутками напролёт он отсыпался "впрок", а на их "разнокалиберные" шутки замысловато отвечал, что лучше переесть, чем недоспать. Здесь он узнал о присвоении ему звания Героя, что, впрочем, никак не повлияло на режим, и, получив приглашение в Кремль, полный самообладания, отправился туда, чтобы получить Звезду из рук Калинина.

Ему определенно везло той весной: возвращаясь на фронт, он познакомился с Татьяной, очаровавшей совсем уж было невозмутимого парня. Осенью она стала его женой. На его счету 414 боевых вылетов, 33 личных и 8 групповых побед, одержанных в 118 воздушных боях. В 1949 г. майор Степаненко окончил Военную академию имени Фрунзе. До 1956 г. летал на МиГ-15 и МиГ-17. В 1957 г. был выпущен Военной академией Генштаба. Демобилизовался в 1976 г. в звании генерал-майора. Автор книги "Пламенное небо" (Киев, 1983). Жил во Львове. Дважды Герой Советского Союза (01.03.44; 18.08.45). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Отечественной войны 2-й ст., 5 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями.

СУХОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился 31 мая 1923 г. в городе Махачкала Дагестанской АССР. В детстве переехал в Новочеркасск, где окончил 8 классов и в станице Нижнешиловской под Ростовом аэроклуб. В 1942 г. К. Сухов окончил Ейское ВМАУ. Начал воевать в сентябре 1942 г. рядовым в составе разделённого 84-го иап, получившего название 84-а полка. В составе полка провёл 30 боевых вылетов, 3 воздушных боя на И-153 и И-16. В одном из апрельских 1943 г. вылетов был сбит, покинул И-16 с парашютом. 30 мая 1943 г. в числе других лётчиков Сухов был переведён в 16-й гиап. Исхудавший после ранения, в обмотках и старой солдатской шинели, он выглядел в ту пору вовсе не впечатляюще. Однако в прославленном полку встречали отнюдь не по одежке, принимали новых соратников как равных, как будущих боевых товарищей, чьи мужество и отвага не подлежали сомнению. "Здорово, солдатик! - улыбнулся, увидев его, Покрышкин. - И ты к нам?.." Сухов переучивался на "Аэрокобру" и проходил обстоятельную теоретическую и практическую подготовку под руководством Покрышкина.

Уже 5 сентября одержал свою первую победу, сбив над станцией Сартана длинной очередью по кабине "старшину фронта" - "раму". 26 сентября в бою, проведённом под командованием Клубова, он сбил Ю-88. В сражении на Мариупольском направлении в сентябре-октябре 1943 г. лётчик сделал 119 боевых вылетов, в среднем по 2 вылета за день. Позднее в составе полка участвовал в Ясско-Кишиневской операции, сражался в Польше, Германии. 26 февраля 1945 г., в районе Бунцлау, Сухову удалось сбить 4 самолёта противника. 2 "рамы" он сбил фактически с одной быстрой и неожиданной, ювелирно проведённой атаки. Его ведомый Ф. Кутищев сбил в этом бою один Ме-109, прикрывавший "рамы". Вечером того же дня Сухов уничтожил 2 ФВ-190, штурмовавших наши войска, был подбит, но привёл и посадил истребитель на свой раскисший аэродром. 17 апреля в бою в районе Штремберга - Котбуса его восьмёрка без потерь со своей стороны сбила 9 "фокке-вульфов", 2 самолёта уничтожил командир первой покрышкинской эскадрильи 16-го гиап К. Сухов. Всего за войну он провёл 297 боевых вылетов, в 68 воздушных боях лично сбил 22 самолёта. После войны К. Сухов продолжил службу в ВВС, летал на реактивных машинах. В 1951 г. окончил ВВА. Демобилизовался в звании полковника в 1975 г. Жил в Киеве. Написал книгу "Эскадрилья ведет бой" (М., 1983). Герой Советского Союза (27.06.45). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями.

ТАРАСОВ ПАВЕЛ ТИМОФЕЕВИЧ

Родился в 1914 г. в пос. Игрень (ныне в черте города Днепропетровска). После школы-семилетки учился в железнодорожном техникуме. В 1936 г. окончил Ворошиловградскую военную авиашколу. Первую победу ст. лейтенант Тарасов одержал уже в июньских боях, сбив немецкого разведчика - Хе-126. В составе 12-го иап, в части, одной из первых в ВВС РККА вооружённой новейшими в то время истребителями Як-1, он прошёл путь от командира звена до командира полка. 5 июля 1941 г. в бою под г. Остров Псковской обл. Тарасов сбил 2 истребителя противника, получил множественные тяжёлые ранения и, истекая кровью, таранил третий Ме-109, после чего выбросился из разваливающейся машины с парашютом... Позднее, после выписки из госпиталя, он воевал под Москвой и Ленинградом. Летом 1942 г. его полк был направлен на Юго-Западный фронт, где принял участие в боях на Сталинградском направлении. "9 августа 1942 г., в районе Сталинграда, - гласит запись о нём в журнале боевых действий, - в ожесточённой воздушной схватке, уничтожив ФВ-189 и расстреляв боекомплект, на глазах личного состава полка плоскостью своего ястребка сбил ведущий Хе-111. Сам приземлился на самолёте". Под Сталинградом капитан Тарасов был назначен командиром 12-го иап. Он провёл полк через горнило боев на Кубани. 28 мая 1943 г. под Новороссийском, в паре с лейтенантом С.П. Калугиным, Тарасов прицельными очередями повредил, а затем привёл на свой аэродром и заставил сесть немецкий истребитель Ме-109G-4/R-6. Лётчик унтер - офицер Герберт Мейслер (Herbert Meissler) из состава 52-й эскадры, а именно это сильнейшее истребительное соединение Люфтваффе сражалось на Кубани, был пленён.

На повреждённый "Мессер" приехал взглянуть командир 3-го ИАК ген. Е.Я. Савицкий. На допросе пленный поначалу напускал на себя важность, потом признал, что накопленный в Европе опыт помогает мало, что воевать с русскими не в пример труднее и что борьбу за господство в воздухе они здесь, на Кубани, начинают проигрывать... Через несколько дней "Мессер" был восстановлен и сослужил добрую службу. На нём командир корпуса Савицкий проводил показательные воздушные бои, передавал опыт лётному составу, а также выполнял специальные задания. Позднее самолёт экспонировался в Москве на выставке трофейного оружия. Прекрасный пилотажник, расчётливый и мужественный воздушный боец, Тарасов был терпеливым и выдержанным наставником молодых пилотов. Среди тех, кто был обязан ему многими из своих неотразимых боевых приёмов, был известный впоследствии ас - Герой Советского Союза С. Калугин, некоторое время бывший ведомым Тарасова. "Удержаться в бою за Тарасовым было непросто, - вспоминал о нём другой блестящий лётчик - И. Фёдоров, - его резкий, непредсказуемый для противника пилотаж ставил иногда в тупик даже сильных ведомых". Во главе полка Тарасов воевал на Миус-фронте, под Никополем, в Запорожье, Крыму, в должности инспектора по технике пилотирования 265-й иад участвовал в Белорусской операции... В начале 1944 г. он нашёл свою семью в землянке, среди руин Днепропетровска. 29 июля 1944 г. отремонтированный самолёт Як-1 при облёте стал разрушаться.

Тарасов покинул машину и раскрыл парашют, но его купол зацепился за хвост истребителя, и лётчик погиб. К декабрю 1943 г. он совершил 235 боевых вылетов, в 81 воздушном бою лично сбил 22 самолёта и 3 - уничтожил в группе. Герой Советского Союза (13.04.44). Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст.

ТИЩЕНКО АЛЕКСАНДР ТРОФИМОВИЧ

Родился 20 ноября 1916 г. в селе Ухожа (ныне Шельпаховка) Хрестиневского уезда Киевской губ. После десятилетки и рабфака Тищенко был призван в армию, направлен в Одесскую военную авиашколу, которую окончил в 1939 г. Проходил службу в частях истребительной авиации на Дальнем Востоке, где летал на И-15, И-15 бис, И-153. В середине апреля 1943 г. 812-й иап, где служил лейтенант Тищенко, приступил на Кубани к боевой работе на Як-1 с аэродрома станицы Красноармейской. Во втором боевом вылете Тищенко одерживает свою первую победу - сбивает Ю-88. Но и его "як" был подбит истребителями прикрытия, и лётчик чудом приземлился на переднем крае, по счастью, ближе к своим окопам. В боях на Кубани он совершил 40 боевых вылетов, сбил 4 немецких самолёта. После короткого отдыха и переучивания на Як-9 уже в должности комэска он участвует в тяжёлых боях под Мелитополем, над р. Молочной, в Крыму. В июне 1944 г. полк был вновь переучен, теперь на Як-7, а осенью капитан Тищенко назначен штурманом 812-го иап. Свои последние победы он одержал на Як-9 У в небе Германии. Всего в 397 боевых вылетах и 90 воздушных боях он сбил лично 21 самолёт и в группе - 3. После войны ас окончил ВВА (1952), защитил диссертацию кандидата военных наук, преподавал в академии. В 1960 г. он демобилизовался в звании полковника. Жил и работал в Монино. Автор книг "Ведомые "Дракона" (М., 1966), "Дракон" идёт на цель" (Краснодар, 1969). Умер 8 апреля 1976 г. Герой Советского Союза (15.05.46). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Продолжение следует в части  43                http://proza.ru/2021/02/05/898


Рецензии