Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 72

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ПЕРЕКОС

Итак, как бы мимоходом, не акцентируя внимания, визитарь – посыльный виленского бискупа, указывал в 1782 году: "с приезду от деревни Лядна по правой руке броварок над озером..." Бровар – это винокурня или пивоварня.

Зачем костелу питейное заведение?

Поговорим об этом ниже. А пока продолжим знакомство с костельным хозяйством, посмотрим, что еще отмечалось в визитации.

К составу служащих фольварка относились два холопа, два пастуха, тиун, паробок и кухар, а также хозяйка урядника. Но не они делали «погоду», то есть держали на своем хребте религиозное хозяйство.

Фольварку принадлежали 37 подданных, из которых большую часть составляли крестьяне – тяглые. С 17-ти волок они снимали до 80 пудов жита, которое использовалось, очевидно, на собственные нужды – была ведь пекарня. Визитарь сетовал, что урожай плохой: «с одного посеянного зерна можно едва набрать 2». Лучше приживалась гречка.

Но главный доход складывался не только с произведенной продукции. Подданные обслуживали плебанское хозяйство, работали в фольварке. Сколько, судите сами. 3 дня пригону, «как двор прикажет». В молотьбе участвовать, ходить с неводом, пахать, бороновать, убирать. «Гвалтов шесть в год служить». И дань платить: сетью неводовой (с каждой оседлой полуволоки по три сажени), грибами – по вязанке. «Кто держит пчел, половину меда» отдать!

Но это еще не всё. Деньгами тоже расплачивались. С каждой полуволоки платили «подымные».

Плебанцы уже ничем не отличались от обычных коммерсантов: развозили продукцию как товар. Причем, отправлялись ради выгоды в весьма отдаленные города. Зимой ездили: либо в Ригу, либо в Вильно. Если в этом году в Ригу, то в следующем - в Вильно, и наоборот. Что возили? Наверняка, спиртное, произведенное в собственном «броварке». Наверняка мед, половину которого крестьяне отдавали. Может быть, выловленную рыбу. Да все, что угодно: в больших городах съестная продукция расходилась на «ура».

Кроме тяглых крестьян, в числе подданных ходили четверо бояр и восемь юрисдичан. Юрисдичане – это мещане, которые жили в юрисдике: в местечке Лепель, но на пляцах, принадлежавших костелу.

Комментирует белорусский ученый Вячеслав Носевич: «Под юрисдикой понималась часть владельческого поселения на чужой территории. Местечко Лепель находилось в юрисдикции святомихальских бернардинок, а 8 жилых костельных дворов на их территории принадлежали плебану" (Видимо, с той поры название закрепилось в местном обиходе, ибо селение Юрисдика отмечалось в статистических отчетах о землевладельцах Лепельского уезда за 1891 год; оно лежало при Улле и дороге на Витебск, но в 4-х верстах от центральной части Лепеля).

Юрисдичане несли несколько иное налоговое бремя: платили дань как с местечковых пляцев, так и с сельских земель. Основную нагрузку составляли обязанности по обслуживанию плебанского хозяйства. Если ты ремесленник, то должен был три дня в неделю отслужить «как двор прикажет».

К числу юрисдичан относился Рафал Бельский, генерал («генеральской» в то время называлась должность судебного исполнителя; почти то же самое, что возный).

Монашеская обитель – а она тоже была, но не в Лепеле, а на расстоянии примерно 30 километров, еще «дышала», функционировала. В Губине, в каменном кляшторе, жили францисканцы – по фундушу, учиненному Пакошами 12 октября 1714 года, но их дни были сочтены. «Сейчас в нем 5 капланов. Живут на доходы с фундушевого фольварка…», - подытоживал визитарь.

Францисканцы не могли позволить себе гужевые транспорты в мегаполисы - чтобы извлечь прибыль.

Униатская модель, провозглашенная во Флоренции и воплощенная в виде витебской плебании королем Александром, не состоялась, капитализм по-другому сформировал действительность. Превалировала католическая церковь. Достаточно привести цифры, зафиксированные в визитации: «церквей православных униатских 15, а филиальных 30». Край с историческим православным уклоном, со сложившимися христианскими устоями превратился в «однобокий» - с преобладанием навязанного религиозного мышления.

Возникла новая территориальная единица – парафия: католический округ, или приход. Он имел в длину 5 миль, в ширину - 4 мили (повторимся: миля – это около 9 километров). Соседними считались Кублицкая, Рукшеницкая и Лукомская парафии.

В состав парафии входили два местечка – Лепель и Камень, и 44 шляхетских двора, с поименными владельцами. Все их перечислять не имеет смысла, скажу только, что наиболее удаленные - «Цяпин Окушковой обозницовой речицкой» (так в тексте) – 4 мили, «Кораевичи Бруна» и «Быхов Рошковского» - по 3,5 мили. «Воронь Жары Ходкевича старосты жмудского», «Камень Пакошей» и «Поречье Гребницкого старосты мяциньского», «Остров Немчовского», «Карбадзеевщизна Лисовского» и «Несин Стефановского», «Дземяшково Брындзы», «Вишенки Шпаковского», «Беляки Яковицкого», «Старобин Скневичевой», «Сляцов Сангайлы», «Люцев Горновского» и «Лозы Венглецкого» - по 3 мили. Остальные, в том числе «Свяда Жабы каштеляна полоцкого» - от 2,5 до 1 мили.

По именам шляхтичей – владельцев панских дворов можно сделать вывод: парафия ориентировалась на богатых людей. То, к чему стремились первоначальные богомольцы - проповедовать христианские идеи независимо от материального достатка, превращалось в перекос: зависимость от денег.   

Как результат: «диссидентов нет», зато «убогих и бродяг очень много», и «все – русской веры». Прагматический подход, ориентированный на городскую жизнь, с превалированием идеологии материального достатка, привел к перекосу в распределении ролей. Если шляхта называлась поименно и центрами ее господства становились местечки, то деревни и застенки даже не рассматривались. Они не указывались в религиозном отчете: «потому что населены людьми русского обряда», - писал визитарий. Перекос вел к неизбежному возмущению и недовольству. Нельзя игнорировать тех, кто создает тебе богатства!

(Продолжение следует).

На снимке Владимира Шушкевича: "Ксендзов остров" сегодня; посетители пансионата "Лодэ".


02.01/21


Рецензии