Это причина исчезновения Израиля

Итоги 2020 года: как Израиль упустил историческую возможность
Редакция
Редакция
31.12.2020
Один из ложных постулатов, которые мы любим повторять, заключается в том, что великие революции рождаются только из драматических событий. Война, экономический кризис или эпидемия, которая случается раз в 100 лет.


Только так нас можно расшевелить, вывести из состояния благостного застоя, в котором мы оказались, как в ловушке. И только тогда начнутся политические, экономические и социальные тектонические изменения.

Эта зашореность мышления мешает нам менять вектор, мы движемся по инерции. Ежедневная текучка всегда перевешивает любые мысли о необходимости перемен. Нам не до шкалы приоритетов, не до разговоров о том, как изменить мир к лучшему.

Но что происходит, когда стирается старая повестка? Что происходит, когда мир внезапно останавливается – дороги пустеют, в офисах гаснет свет, рестораны и торговые центры закрываются, и все оказываются запертыми в своих домах?


Произошло событие, которое случается раз в 100 лет, и мы, наконец, столкнулись с настоящим фактором, который меняет правила игры. Он открыл нам чистый лист, чтобы мы переписали то, как мы живем, как  управляем нашей экономикой и уживаемся с политикой, которая ей сопутствует.

Израиль как пример

Система здравоохранения получила вливания в размере 11 млрд шекелей, но эти деньги были пущены под «корону». Они были связаны с паническими чрезмерными закупками аппаратов ИВЛ, масок и других защитных средств, а также на срочное восполнение дефицита в больницах. Другими словами, это были «глупые» деньги, которые никуда нас не продвинули. Они не способствовали подготовке нашего здравоохранения к вызовам будущего (высокий естественный прирост и старение населения), не предполагали внедрения моделей общественной медицины и удаленной госпитализации. Эти деньги не приблизили нас к революции дистанционной диагностики, не решили проблемы в отделениях внутренней медицины.

Наутро после «короны» система образования очнется, как после дурного сна. Благодаря приостановке принудительного обучения появилась фантастическая возможность осуществить революцию в этой сфере, но и она была упущена.


Не были пересмотрены морально устаревшие трудовые договоры учителей, систему дошкольного образования не вернули в ведение министерства образования, не были делегированы полномочия местным властям и директорам школ. Драматические изменения произошли лишь в сфере экзаменов на аттестат зрелости, введении гибкого графика работы учителей и школьных каникул, а также в сокращении количества учеников в классах. И то они были утверждены только в рамках временных мер и, к сожалению, как ожидается, будут отменены после окончания эпидемии коронавируса.

Из-за отсутствия соответствующего законодательства и нормативных актов все временные достижения на рынке труда, и, в частности, в государственном секторе, также исчезнут, когда пройдет эпидемия. Работа на дому так и не была определена в законах, и на следующее утро после «короны» временная гибкость управления исчезнет.

Заявление Гистадрута, что профсоюзы тоже подставляют плечо «под носилки», имело, в основном, декларативный характер. Толстый (госсектор) продолжил набирать вес, а тонкий (частный сектор) продолжил худеть. Молодежь и люди старше 55 лет были отправлены в отпуск за свой счет, что нанесло им серьезный удар. Разрыв между государственным и частным секторами продолжил расти, зарплата - сокращаться, и даже расходы на служебный автомобиль продолжают считать компонентом заработной платы.

Кто не подставил плечо «под носилки» – это ЦАХАЛ, который под предлогом «короны» вымогал еще 9 млрд шекелей. В нарушение соглашения Кахлона-Яалона, армия продолжала выплачивать незаконные прибавки к жалованию кадровым военным, противодействовала сокращению срочной службы. И даже мобилизация резервистов для обеспечения соблюдения самоизоляции во время эпидемии до сих пор не пробудила в общественной повестке дня давно назревший вопрос о профессиональной армии.


За вычетом ультраортодоксов и арабов

Самый большой «успех» коронавирусной эпидемии заключался в возвращении Израиля к племенному укладу. Было ожидаемо, что ультраортодоксы провозгласят автономию, что будет выражаться в пренебрежении всеми указаниями правительства. Этот бунт показал истинную картину. Мы также пустили на самотек арабский сектор, и этот отказ от ответственности нашел свое выражение в пометке «за вычетом ультраортодоксов и арабов» во всех общепринятых статистических сводках.

Политика побила все рекорды цинизма и пренебрежения. 11 судей Верховного суда подтвердили, что человек, которому предъявлены три обвинительных заключения, может быть премьер-министром. Оппозиция потеряла еще два бастиона (экономическую комиссию кнессета и представителя в комиссии по назначениям судей), что позволило побеждать идущим по пути безграничной власти. Выборы после «короны» не приведут нас к моральному прозрению.

Степень доверия к представительной демократии понесла серьезный удар, от этого в выигрыше остались лоббисты, которые в условиях парламентского паралича всячески процветают. Устранены профессиональные обсуждения. Эксперты более не ценятся. Каждый день мы наблюдаем, как профессиональные рекомендации игнорируются и приносятся в жертву политическим соображениям. Даже смертельная угроза эпидемии не может заставить трюкачей-политиканов внимать здравому смыслу.

Вместе с потрясениями «корона» официально знаменовала конец эры личной жизни. Узаконенная слежка ШАБАКа за гражданским населением стала приемлемой в Израиле, а фирмы, которые специализируются на кибератаках, получили официальное признание со стороны истеблишмента.

В итоге сильные стали сильнее, слабые – слабее, коррупция – приемлемой, конкуренция похоронена, будущее в тумане, статус-кво продолжает побеждать. И если бы результаты испытаний вакцины Pfizer были опубликованы неделей раньше, то самое большое достижение «короны» – прекращение безумного правления Дональда Трампа – тоже стало бы невозможным.

И все же здесь был момент надежды, который зажег искру жизни. Несмотря на высокую заболеваемость, мы были недалеко от вероятности того, что эпидемиологическая драма проведет перезагрузку всей отлаженной системы и внесет определенные коррективы в реальность.

Подытоживая, можно констатировать, что мы так и не послушали Черчилля и упустили «хороший кризис», который случается раз в сто лет. «Корона» позволила нам заглянуть в альтернативную реальность и, по меньшей мере, доказала, что борьба за перемены не лишена смысла.

Ави Бар-Эли,



ик

Ни один израильтянин не может глубоко копнуть.А нужны именно такие действия и оценки.

ВВП Израиля, его бюджет, ЗВР - дело мутное.Деньги идут со всего мира от еврейского крупного бизнеса в результате его шантажа и компромата .

И это не нравится этим инвесторам. Понятно, что они приложат все усилия,чтобы избавиться от подобных манипуляций.Это причина исчезновения Израиля.

И эту проблему надо решать, а не ловить блох на теле короновируса.


Рецензии