Формула энергии Владимира Битюкова

Очерк о моём земляке, физике-ядерщике.

Как уроженец Воронежской области стал известным физиком-ядерщиком.

Ipsa scientia potestas est - знание само по себе сила

Профессор МИРЭА – Российского технологического университета, доктор технических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, автор более 30 учебников и учебных пособий, 250 научных статей и 30 патентов и изобретений Владимир Битюков рассказал о своём детстве, о том, как ходил в ночное, учил физику по методике школьного учителя Дмитрия Щелканцева, московской экспериментальной программе и Фейнмановским лекциям, вел радиопередачи в Каменской школе №1 посёлка Каменка Воронежской области.

 В детстве Владимир проводил каникулы у родственников в хуторе Дальнее Стояново.

– Дядя мой, Епифан Петрович, был был сельским пастухом и скотником, я летом всегда помогал ему, - вспоминает Владимир Ксенофонтович. - Местные ребята брали меня в ночное пасти табун лошадей. Помню, ночью мы скакали на лошадях без сёдел по лугам и чувствовали себя донскими казаками, а точнее наследниками казаков, основавшими хутор Каменка, который потом стал посёлком городского типа, где я родился. В ту пору мне было 14-16 лет. Когда летом, в жару надо было помогать колхозникам, занятым на полевых работах, я носил воду вёдрами из родника, расположенного в яру. Здесь на практике  и пригодилось знание законов физики о термостатировании жидкости, - шутит профессор. – Кстати, мои ровесники из хутора Дальнее Стояново каждый день ходили в школу в село Тхорёвка пешком туда и обратно, это около трех километров. Ещё у каждого деревенского парня были обязанности по домашнему хозяйству, которые он должен был ежедневно выполнять утром и вечером, помогая родителям, поэтому иногда на выполнение домашних заданий времени не хватало.

Семья и детство

После окончания Великой Отечественной войны отец Владимира - Ксенофонт Петрович, как кадровый офицер Советской армии, продолжал военную службу в пригороде Ленинграда. И лишь в 1947 году он был демобилизован и вернулся в Каменку.

- Мы жили сначала на улице Рабочей, 7, где я и родился в 1947 году, а потом - на улице Мира, в доме № 15. Родом мой отец был из хутора Дальнее Стояново, мать — из села Голопузовка (ныне Тимирязево),расположенного неподалёку, - продолжил рассказ Владимир Ксенфонтович. У моего деда, Петра Битюкова из в хутора Дальнее Стояново, было шестеро детей – пятеро сыновей и дочь. Мой отец, Ксенофонт Петрович, родился в 1915 году. Все были трудолюбивыми, хозяйственными, поэтому у них было большое подсобное хозяйство, и, как обычно случалось в годы коллективизации, семья отца была, как теперь известно, несправедливо раскулачена. Их намеревались выслать, но так как односельчане знали Петра Лукича как доброжелательного и трудолюбивого человека, который никогда не отказывал в помощи своим землякам, они его, как говорится, всем миром отстояли. Так мой дед и его семья остались жить на родной земле.

Дед Владимира Битюкова по материнской линии - Федор Кубраков, был родом из села Голопузовка (Тимирязево).

- Федор Степанович, отец мамы, активно помогал становлению советской власти в деревне, а после Великой Отечественной войны стал общественным активистом и политинформатором. В то время радио и телевидение были большой редкостью, а он выписывал много газет, в том числе и районку, - продолжил Владимир Ксенофонтович. – Думаю, мне повезло с моими дедами, это были люди с хорошими жизненными качествами и принципами.

Когда началась Великая Отечественная война, в период оккупации района немецко-фашистскими захватчиками с августа 1942 по январь 1943 годов, многие родственники Владимира Битюкова собрались в доме родителей, в хуторе Дальнее Стояново.

- Братья отца Роман, Сергей и Епифан, как и мой отец, ушли на фронт воевать, - сказал Владимир Ксенофонтович. - Роман Петрович погиб в первые дни Великой Отечественной войны. Анна Васильевна, его жена, ушла на фронт добровольцем, она стала минометчицей и командиром взвода, а дочь Светлану отвезла к родственникам в хутор. Чтобы быть ближе к дочери, Анна попросила перевести ее охранять железнодорожный узел в городе Лисках, за который велись ожесточённые бои в 1942-43 годах как за важный стратегический объект.

Уже в 1948 году к Анне Васильевне пришёл человек, который рассказал, как погиб её муж: «Мы с Романом были друзьями и договорились, что если кто-то из нас останется в живых, то после войны сообщит его семье о том, как погиб их родственник». Гость рассказал, что Роман ехал на полуторке впереди автоколонны, когда немецкие самолеты начали их бомбить. В автомобиль Романа попала бомба, а когда пыль опустилась на землю после взрыва, то не было ни машины, ни Романа, совсем ничего… Вот так в войну, жизнь человека может в миг прерваться — из-за взрыва произошёл  переход из твердого состояния в газообразное, с поверхности земли под воздействием излучений поток горячего газа унёс вещество, и от человека буквально ничего не осталось...

Владимир Ксенофонтович рассказал о и том, как воевал его отец.

- Когда началась Великая Отечественная война, Ксенофонт Битюков уже на седьмой день ушел добровольцем на фронт. Отец воевал на многих фронтах, а в боях за оборону Сталинграда в 1942 году, награждён орденом и медалями. Наша семья была дружной - мы со старшим братом Виталием, который стал впоследствии Заслуженным деятелем науки РФ, доктором технических наук, профессором, ректором и президентом Воронежского государственного университета инженерных технологий, всегда находились под любящим вниманием мамы и достаточно строгим контролем папы, проработавшим после войны более трети века главным бухгалтером градообразующего предприятия Каменского района – Евдаковского масложиркомбината. Своих родителей я помню, как неконфликтных, мудрых людей, помогавших и своим родным, и знакомым, и просто нуждавшимся людям.

Школьное образование стало для Владимира Битюкова основой выбора профессии

В родной школе № 1 посёлка Каменка, как рассказал Владимир Ксенофонтович, его научили правильно учиться и правильно думать. И полученные знания в дальнейшем помогли ему успешно постигать науки в вузе.

- Приехав в Москву в 1966 году, всего через несколько дней после школьного выпускного, я поступил на физико-энергетический факультет МИФИ, в котором конкурс был двенадцать человек на место, и закончил его с квалификацией инженер-физик, если проще – специалист по ядерным реакторам атомных электростанций, - сказал Владимир Битюков. - Сперва я был в какой-то степени потерян - незнакомый огромный город, много транспорта, людей, необъятный метрополитен. Но после подачи заявления и успешной сдачи вступительных экзаменов в Московский инженерно-физический институт (МИФИ) всё стало становиться на свои места. Учёба в институте, готовящем специалистов для наукоёмких отраслей экономики страны — атомной, ракетно-космической, радиоэлектронной, для меня связана со многими известными советскими физиками, которые там преподавали — Наумом Ильичом Гольдфарбом, Львом Сергеевичем Кокаревым, Валерием Ивановичем Субботиным.
 
В институте уже после третьего курса Владимир Битюков начал заниматься научно-исследовательской работой.

- В частности, я занимался явлением Лейденфроста и явлением кризиса теплообмена в тепловыделяющих элементах ядерных реакторов, выполнил их моделирование и экспериментальное исследование, - сказал Владимир Битюков. - Это позволило мне выполнить дипломную работу в организации, созданной Сергеем Павловичем Королёвым.

По словам Владимира Ксенофонтовича, в течение более полувека он практически на каждой своей лекции с благодарностью вспоминает своего учителя физики и других своих школьных учителей. Как он говорит, это производит большой эффект неожиданности: московский профессор получил среднее образование не в Москве, а в поселке Каменка Воронежской области и помнит своих школьных учителей.


Учителя-наставники

Владимир Битюков рассказал, что в середине 60-х годов прошлого века Каменская школа № 1 была одной из лучших в Воронежской области.

- Алексей Афанасьевич Сторчаков, работавший тогда директором школы № 1, сформировал высокопрофессиональный коллектив учителей - физики Дмитрий Яковлевич Щелкановцев, Федор Васильевич Панков, Михаил Яковлевич Пороло, математики – Степан Степанович Кондратенко, Антонина Николаевна Другова, - продолжил профессор. - Помню, что каменским учителям математики из Москвы присылали экспериментальные учебники, и мы в 1965 году учились по экспериментальной программе. А это является объективным показателем признания высокого уровня обучения в школе.

Учитель русского языка и литературы Иван Иванович Соломатин был творческим педагогом и внештатным корреспондентом Каменской районной газеты «Светлый путь», писавшим в своих очерках о скромных земляках-тружениках и старавшимся подчеркнуть важность любой работы.

- Тогда нельзя было в номере публиковать больше одной статьи одного автора. Поэтому он подписывался псевдонимами - И. Соломатин, Ильин, И. Ильин, - вспоминал Владимир Битюков. – Расскажу такой случай: поэт Евгений Евтушенко написал поэму «Братская ГЭС», которую в 1965 году опубликовали в журнале «Юность». Иван Иванович в течение недели прочитал поэму и написал яркую рецензию, которую быстро опубликовали в «Светлом пути». После этого Соломатин послал этот номер газеты поэту Евтушенко, который в ответном письме сообщил, что это – первая объективная профессиональная рецензия на его поэму.

Одними из запомнившихся впечатлений школьных лет Владимир Битюков считает экскурсию в Ленинград и пребывание в «Орлёнке».

– Пятнадцать человек из школы под руководством учителей Фёдора Панкова и Веры Ивлевой побывали на экскурсии в Ленинграде в 1964 году, - продолжил рассказывать о своих школьных годах Владимир Ксенофонтович. – Это был для многих из нас первый выезд за пределы района и области. А ещё в 1965 году мне посчастливилось провести смену во всероссийском лагере «Орленок». Одно из самых ярких событий в этот период – цикл лекций и демонстрации физических опытов профессорами из Московского физико-технического института, беседы с психологом Игорем Коном из Ленинградского госуниверситета. В лагерь приезжали Александра Пахмутова и Николай Добронравов, которые там впервые представили песню «Орлята учатся летать!». На нас, детей, это произвело неизгладимое впечатление! В «Орленке» я успешно выдержал вступительные экзамены в заочную математическую школу при МГУ имени М. В. Ломоносова и физическую школу при МФТИ. Поэтому моя голова в 11 классе в хорошем смысле слова была отягощена обучением в них, а также подготовкой к школьным выпускным экзаменам и к вступительным экзаменам в МИФИ.

Учёный поделился ещё одним ярким впечатлением о школьных годах в Каменке.

- В 60-е годы в СССР были изданы фейнмановские лекции по физике, которые быстро разошлись по всем населенным пунктам страны, попали эти лекции и в каменский книжный магазин, - сказал доктор технических наук. – Мы, школьники, старались понять физические проблемы, рассмотренные в этих лекциях, которые демонстрировали, с одной стороны, простоту физических явлений, и, с другой стороны - их сложность. Эти лекции стали еще одной внешней силой, подтолкнувшей меня к выбору физики как жизненного пути.

В начале 60-х годов в Советском Союзе начались реформы — территория страны была разделена на совнархозы, а школьное обучение из десятилетнего стало одиннадцатилетним.

- Вместо 10-летнего среднего образования школы перешли на 11 лет обучения, поэтому в 1966 году одновременно выпускниками стали и 11-е, и 10-е классы, а в вузах был двойной конкурс, и ещё в программу включили по два дня в неделю на профобразование, - рассказал Владимир Ксенофонтович. – Профессиям токаря и электрика учили на градообразующем предприятии - ЕМЖК. Вообще, школа для меня была центром притяжения, в ней работали математический, радиотехнический, фотографический, спортивный кружки, которые я посещал.

Владимир Битюков в старших классах был одним из активных создателей школьного радиоузла, а затем и постоянным радиоведущим.

- Под руководством Дмитрия Яковлевича Щелкановцева мы радиофицировали школу. Я много лет вел ежедневные радиопередачи, в которых выступали учителя, рассказывавшие об актуальных проблемах школы, и физкультурную пятиминутку – ученики все строились в коридорах и делали зарядку. Когда в ноябре 1964 года рано утром умерла моя мать, и я не пошел на занятия, то в школе был переполох — почему нет радиопередачи...

Школу Владимир Битюков закончил с серебряной медалью.

– Я был одним из немногих выпускников, кто поехал в Москву сдавать вступительные экзамены, - сказал Владимир Ксенофонтович. - После первого курса, когда я уже сдал все экзамены, отец спросил: «Может, переведешься в другой университет? Ведь твоя специальность сложная и опасная», но я остался. Так я начал заниматься наукой - от ядерной физики и свойств материалов до радиоэлектроники – такой вот широчайший диапазон. Подчеркну, что на выбор моего жизненного пути решающее влияние оказал талантливый физик, школьный учитель Дмитрий Яковлевич Щелкановцев - он научил нас единому подходу к решению разнообразных физических задач, научил видеть окружающие нас явления и процессы физических законов, чем привил интерес к физике и её практическому приложению в окружающем нас мире.

Владимир Битюков отметил, что многие из выпускников Каменской школы № 1, несмотря на большие конкурсы в вузы в 1966 году, успешно сдавали вступительные экзамены.

- Мои ровесники Александр Сторчаков, Валерий Жуков, Михаил Гончаров, Александр Другов, Виктор Панков, Юрий Погибельный, Николай Шубин, Виктор Заборин, Леонид Живодёров поступили в ведущие вузы Воронежа, Новочеркасска и Ленинграда, - сказал физик. - Я всегда помнил и буду помнить мою школьную дружбу с Валерием Емцевым, Александром Кашириным, Николаем Битюковым, Виктором Гребенниковым.

Дело всей жизни

Работа Владимира Битюкова после окончания института была связана с актуальными фундаментальными и прикладными физическими задачами.

- Это сподвигло меня на переход в 1975 году на работу в Институт высоких температур академии наук СССР, где через семь лет я успешно защитил кандидатскую диссертацию, - продолжил профессор Битюков. - Сейчас в мои научные интересы входит широкий диапазон современных проблем науки и техники: моделирование ключевых радиоэлектронных устройств на полевых транзисторах, шумы и пульсации микросхем для мобильных устройств электропитания, специальные вопросы радиолокации и бесконтактный контроль теплового состояния объектов радиотехнических систем из полупрозрачных для теплового излучения материалов.

Учёный добавил, что в основе обучения любой профессии, по его мнению, должна быть наука.

- Сегодня обучение в высшей школе немыслимо без тесной связи с наукой, и любая профессия должна иметь такую основу, - подчеркнул доктор технических наук Владимир Битюков. - В инженерных профессиях сейчас необходима мощная физико-математическая инновационная подготовка, которая заставляет подкорку человеческого мозга пошустрей сокращаться и нейронам приходится перемещаться туда-сюда, чтобы обдумывать нестандартные ситуации и пути их решения.

Владимир Ксенофонтович считает, что универсальность современного отечественного высшего образования — одна из сильных сторон формирования высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

- В нашем университете РТУ МИРЭА каждая студенческая группа закреплена за тем или иным базовым предприятием, и там студенты проходят практику в современных лабораториях, общаются с разработчиками новейшей аппаратуры и принимают непосредственное участие в её создании, а после окончания университета выпускников ждут на работу на этом предприятии, - пояснил Владимир Битюков. - Достоинство радиоэлектронного профиля обучения — его универсальность. Если в середине 90-х годов многие думали, что можно прожить торговлей, то сейчас ситуация совершенно иная. И сейчас в московские вузы легче поступить, чем в те  времена, когда я был студентом. Сегодняшние выпускники нашей школы, получив хорошее образование, не должны бояться вступительных экзаменов ни в региональные, ни в столичные вузы.
А недавно Владимир Битюков подготовил к третьему изданию написанный вместе с коллегами учебник для вузов «Источники вторичного электропитания».
Нина Сафонова.

 Фото из архива Владимира Битюкова. 2019 год.


Рецензии