Современные Евклиды

Урок математики в пятом классе. Тема урока: «Деление и дроби. Основное свойство дроби».
Объяснение нового материала.
– Сегодня, ребята, я вам расскажу одну легенду.
– Какую?
– А вот послушайте. Говорят, однажды учитель спросил Евклида (Эвклида)…
– А кто такой Евклид?
– Это, ребята, знаменитый древнегреческий математик, живший в IV-III веках до нашей эры. Может, кто-то из вас слышал о нём?
– Нет, не слышали. Про Александра Македонского слышали, а про него нет.
– Через пару лет услышите. Как только начнёте учить геометрию. Его ещё часто называют «отцом геометрии».
– Мой друг-сосед уже не хочет учить, – громко произнёс шустрый мальчик Федя с последней парты. Говорит, через три месяца эта самая геометрия его уже достала, в печёнках сидит. Там и учить, и понимать надо! А он понимать совсем перестал! А как он поймёт, если учебник за три месяца всего один раз открыл и тут же закрыл… Да и зачем учить? Есть же ГДЗ и решеба.
– Вот видите, о геометрии некоторые уже наслышаны. Но, вернёмся к Евклиду. Учитель спросил его, что он предпочёл бы взять: два целых яблока или четыре равные половинки?
Ученики притихли. Призадумались.
– А что выбрали бы вы? – после небольшой паузы спросил я.
Оказалось, что все выбрали бы два целых яблока. Оно и понятно: удобнее нести домой, можно кого-то угостить целым яблоком (не угощать же кусочками), может дольше полежать, можно с ними поиграться…
– А вот Евклид, – продолжаю я, – выбрал четыре половинки. Как вы думаете, почему?
Ответов не последовало. Лишь кто-то тихонько произнёс:
– Молодой ещё был, глупый…
– Хотите узнать, почему?
– Хотим. Расскажите.
– Тогда послушайте. Дальше разговор Евклида-ученика  со своим учителем был примерно такой:
– Конечно, учитель, четыре половинки.
– А почему? Это ведь одно и то же?
– Отнюдь. Выбирая два целых яблока, как я узнаю, червивые они или нет?
Я посмотрел на лица учеников и добавил:
– Так рассказывает дошедшая до нас легенда.
– Ну и хитрюга, этот Евклид. Это же надо додуматься – червяков и тех посчитал, – добавил Федя.
– А что ему ещё считать? Он же съел два яблока, а не медведя, – съязвил его сосед по парте Вася.
– Хорошо, ребята! Хотите ещё задачку.
– Давайте.
– В корзине четыре одинаковых яблока. Как их разделить поровну между четырьмя друзьями, да так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
– Ну, это я знаю, – тут же отреагировал Федя. – Я читал этот прикол. Надо дать троим по яблоку, а себе оставить яблоко в корзине.
– А чего это тебе вместе с корзиной? – не удержался Вася. – Ты что, самый хитрый? Лучшему другу корзину пожалел?
– Я думал, ты не возьмёшь с корзиной. Ты же скромный у нас.
– Сам ты скромный! – не выдержал Вася и толкнул Федю. – Шею бы тебе хорошо намылить за такое!
– Да, нашла коса на камень, – добавил я. – Всё понятно. Кто всех скромнее в нашем классе? Я! Да ещё дружок мой Вася! Вот и закончилась физкультминутка. А теперь, новая задача.
– Какая?
– Откройте второй параграф. Настенька, прочитай нам условие первой задачи!
– Хорошо. Как разделить три одинаковых яблока поровну между четырьмя друзьями? – на удивление громко и внятно продекламировала маленькая белокурая девчушка на первом ряду.
– Итак, ребята! – подытожил я. – У вас есть четыре друга, а яблока только три. Как же их разделить между ними по справедливости?
– А чё тут делить? Тоже мне задача! Проще пареной репы! – выкрикнул Федя.
– Ну и как же?
– Очень просто. Одного из них надо зарезать! - ответил Федя, повернув голову в сторону своего дружка Васи.
Евклиду такое решение и не снилось.
Вот оно, современное поколение. Вырастут ли из них новые Евклиды и Архимеды? Время покажет! Во многом это зависит и от нас.


Рецензии
Я бы выбрала 4 половинки. Но по другой причине:
старому человеку целое яблоко не разгрызть!

Благодарю за детские поучительные истории!

Раиса Патрикеевна   06.08.2022 04:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.