Судеб таинственная связь

Мятежный дух являлся в наш мир дважды: в образе Михаила Лермонтова и девяносто лет спустя – в образе Аркадия Гайдара! Судьбы этих людей поражают своим сходством. Предки Аркадия Петровича Голикова, известного миру под псевдонимом Гайдар, по отцу были крестьянами, крепостными князя Голицына. Мать же писателя, Наталья Аркадьевна Салькова происходила из дворянской семьи, её отец был штабс-капитаном. С родственниками по матери Аркадий Петрович не поддерживал отношений, в его времена от такого родства открещивались. Совсем по другой причине, но и Лермонтов практически не был связан с родственниками отца, так как бабушка поэта Е.А. Арсеньева после смерти своей дочери в 1817 году решила воспитывать трёхлетнего внука одна. Впоследствии Лермонтов написал о себе: «Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть».

Аркадий Голиков родился в 1904 году в городе Льгов Курской области, через 90 лет после рождения М.Ю. Лермонтова. Детство обоих писателей прошло не в крупных городах. Голиков жил в Арзамасе, а Лермонтов, хотя и родился в Москве, почти сразу же был увезён в усадьбу Тарханы Пензенской губернии. Потом каждый их них несколько лет прожил в Москве, Санкт-Петербурге (Ленинграде) и других городах. Очень рано оба они начали сочинять стихи, создавали рукописные журналы, однако образование получили не филологическое, а военное.

М.Ю. Лермонтов окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, а А.П. Голиков, помимо командных курсов, окончил Высшую стрелковую школу в Москве, за которой укоренилось более краткое и звучное название – «Выстрел» (с 1938 года курсы «Выстрел» находились в городе Солнечногорске Московской области, но в 2009 году были расформированы). 

Повоевать в жизни пришлось обоим. М.Ю. Лермонтов «с отменным мужеством и хладнокровием» воевал с горцами на Кавказе, а А.П. Голиков с 1918 по 1924 год в рядах Красной Армии с особой жестокостью подавлял крестьянские восстания Анто-нова в Тамбовской губернии и атамана Соловьева в Хакасии. И Лермонтов, и Голиков были прекрасными кавалеристами. В 1832 году Лермонтов получил травму - лошадь в манеже расшибла до кости его левую ногу ниже колена. В 1919 году и Аркадия Петро-вича Голикова, когда он мчался на коне впереди своего отряда, тоже ранило шрапнелью и тоже в ногу.

Литературная известность раньше пришла к Лермонтову: стихи поэта уже пользовались большой популярностью, когда ему было 16-17 лет. Голиков же в 17-летнем возрасте командовал полком. Публиковаться же они начали в одном возрасте – в 21 год: Лермонтов напечатал свою первую поэму «Хаджи- Абрек» в 1835 году, а Аркадий Петрович Голиков под псевдонимом Гайдар с 1925 по 1929 годы опубликовал 5 повес-тей, около 40 рассказов и других произведений.

Лермонтов в отличие от Гайдара не был женат, но увлекаясь многими женщинами, любил только двух - Наталью Фёдоровну Иванову и Вареньку Лопухину. Иванова, ради которой он «был готов на смерть и муку», рассталась с ним в 1831 году, что нашло своё отражение в драме «Странный человек», написанной в усадьбе Середниково. Любовь же к Вареньке Лопухиной поэт пронёс через всю жизнь. Аким Шан-Гирей писал про Лермонтова: «Будучи студентом, он был страстно влюблён …в молоденькую, ми-лую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А. Лопухину. Это была натура пылкая, восторженная, поэтичная и в высшей степени симпатичная». В 1832 году Лермонтов уехал в Петербург учиться в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и постепенно охладел к любимой девушке, но, когда Лопухина через три года вышла замуж за Н.Ф. Бахметева, поэт понял, что потерял.

Четыре усадьбы на северо-западе Московской области связаны с именем М.Ю. Лермонтова: Чашниково (44 км Ленинградского шоссе), Лунёво, Середниково, Иевлево-Знаменское (ныне Лесная Цесарка). Их них наиболее известна усадьба Середниково, хорошо сохранившаяся до наших дней.

Последним владельцем усадьбы Чашниково на Петербургском тракте был ротмистр лейб-гвардии Конного полка Сергей Викторович Спечинский, женатый на княгине Александре Сергеевне Голицыной, которая доводилась внучкой Наталье Фёдоровне Ивановой. В настоящее время их внук Сергей Викторович Спечинский живёт в Бельгии, он часто бывает в России и приезжает в Чашниково.

Внук же Вареньки Лопухиной Пётр Александрович Базилевский был владельцем усадьбы Лунёво. В своё время он служил в лейб-гвардии Гусарском полку, где когда-то служил и Лермонтов, потом был предводителем дворянства Московской губернии.

К сожалению, Лунёво и Чашниково были сожжены фашистами в 1941 году. От них сохранились лишь пейзажные усадебные парки, а также конный двор XIX века и некоторые хозяйственные постройки в Чашниково.

М.Ю. Лермонтов, будучи воспитанником Московского Благородного университетского пансиона с 1828 года, а затем в 1830–1832-х годах и студентом нравственно-политического отделения Московского университета, летние каникулы с 1829 по 1832 годы проводил в усадьбе Середниково у своих родственников Столыпиных. Как и многие поэты, Лермонтов был наделён даром предвидения. Из стихотворения «1831-го июня 11 дня», написанного в Середниково:

         Я предузнал мой жребий, мой конец,
         И грусти ранняя на мне печать;
         И как я мучусь, знает лишь творец;
         Но равнодушный мир не должен знать.
         И не забыт умру я. Смерть моя
         Ужасна будет, чуждые края
         Ей удивятся…

И действительно, М.Ю. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли у подножия горы Машук близ Пятигорска, погиб от руки своего бывшего друга Николая Соломоновича Мартынова, не простившему ему насмешки в свой адрес. По воспоминаниям Е.М. Мар-тыновой, Лермонтов имел «слишком злой язык», а её сын Николай Соломонович Мар-тынов, писал, что Лермонтов, «был очень умён, а многие видят в нём даже гениального человека. Как писатель, действительно он очень высоко стоит… был добрый человек от природы, но свет его окончательно испортил. Быв с ним в весьма близких отношениях, я имел случай неоднократно замечать, что все хорошие движения сердца, всякий порыв нежного чувства он старался так же тщательно в себе заглушать  и скрывать от других, как другие стараются скрывать свои гнусные пороки».

По иронии судьбы усадьба Мартыновых Иевлево-Знаменское находилась неподалеку от усадьбы Середниково (11,5 км по прямой), её последним владельцем был внук Н.С. Мартынова Георгий Викторович Мартынов, женатый на графине Клеопатре Константиновне Клейнмихель. Им же принадлежала усадьба Ивня в Белгородской об-ласти, в которой в 1920 годах и в 1934 году жил Гайдар. В его повести «На графских развалинах» отражены события последних дней этой усадьбы.

Однажды М.Ю. Лермонтов написал о себе: «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». Эти слова в полной мере можно отнести и к Гайдару. Гражданская война оставила глубокий след в психике Гайдара, он получил истощение нервной системы в тяжёлой форме, лечился в клинике. Не складывалась и личная жизнь писателя: в 1931 году жена Рува-Лия Лазоревна Соломянская с сыном Тимуром ушла от него к другому. Удивительное совпадение – это произошло спустя ровно сто лет, после того, как Лермонтова оставила Наталья Фёдоровна Иванова…

Не имея в Москве своего жилья, Аркадий Гайдар зимой 1938 года снимал небольшой домик в селе Головково Солнечногорского района, а потом в городе Клин, где женился на дочери хозяина дома Доре Матвеевне Чернышовой и удочерил её дочь Же-ню. Именно там в 1938-1941 годах Гайдар написал замечательные произведения для детей: «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Дым в лесу», «Тимур и его команда» и другие. В эти годы он неоднократно приезжал из Клина выступать перед ребятами в детскую колонию имени 8 марта, где работала сестра его жены Шура. Колония располагалась в бывшей барской усадьбе недалеко от станции «Поварово» Октябрьской железной дороги. Кстати, от станции «Поварово» всего несколько остановок до платформы «Фирсановская», в 3,4 км от которой находится лермонтовское Середниково, последней владелицей которого была Вера Ивановна Фирсанова.

В 1941 году Аркадий Петрович уехал на фронт военным корреспондентом, и вскоре партизанский отряд, в котором воевал Гайдар, попал в засаду. Немецкая пуля поразила Гайдара прямо в сердце. Он умер мгновенно, как за сто лет до него мгновенно погиб и Лермонтов. Его похоронили тайно неподалёку от места гибели у железнодорожной насыпи. Лишь в 1947 году останки писателя перенесли и захоронили в городе Каневе. Но ведь и Лермонтов был перезахоронен: в 1842 году по просьбе его бабки Е.А. Арсеньевой прах поэта был перевезён из Пятигорска в Тарханы, в семейный склеп. Оба писателя и после гибели не сразу обрели покой.

Любопытно, что судьбоносные радостные события в жизни Аркадия Гайдара происходили через 90 лет после аналогичных событий в жизни М.Ю. Лермонтова: рождение писателя, первая публикация, а трагические - через 100 лет: уход любимой женщины, его гибель. Месяц октябрь был также судьбоносным в их жизни: в этом месяце родился Лермонтов и погиб Гайдар.

Если сравнить фотографию А.П. Голикова, сделанную в Моршанске летом 1921 года (возраст 17 лет), когда он был командиром 58-го отдельного Нижегородского полка, с портретом М.Ю. Лермонтова (возраст 23 года) в ментике лейб-гвардии Гусарского полка (работы П.Е. Заболотского, 1837 год), то можно заметить их некоторое сходство. И оказалось, что это сходство не случайно: после войны контр-адмирал Тимур Аркадьевич Гайдар, изучив метрические книги, установил, что его отец по матери доводился дальним родственником Лермонтову.

В Москве стоят памятники и М.Ю. Лермонтову, и А.П. Гайдару – писателям, чьи судьбы мистическим образом переплелись во времени и пространстве.


Рецензии