Братья лешие

— Скрип, Вой, идите обедать! — позвала мама-леший своих сыновей. — Не забудьте помыть руки.
— Что у нас на обед? — спросил Скрип.
Он всегда был самым голодным и любил много поесть.
— Грибной суп, лесные орехи и компот из земляники.
— Хорошо быть лешим! — сказал папа-леший, усаживаясь за стол. — У кого ещё могут быть на обед такие отборные боровики. Что может быть вкуснее!
Папа-леший только сел за стол, а Скрип успел съесть весь суп и начал расспрашивать отца:
— А что сегодня будет на уроке?
Как известно, лешие не ходят в обычные человеческие школы. Мало кто из людей их видел, а если и видел, то только мельком. Никто не верит в такие рассказы. Лешего увидеть тяжело, потому что с детства они учатся тому, как прятаться в лесу и не показываться людям. Вот такие уроки были у Скрипа и его брата Воя.
Папа-леший ответил:
— Мы повторим прятки, а затем научимся издавать страшные звуки, которыми можно пугать людей и некоторых животных.
— Ура! — закричали ребята и с особым усердием взялись за орехи и компот.
День был жаркий, но в тени высоких ёлок воздух казался не особо тёплым и не особо холодным. Земля была усыпана ковром еловых иголок, по которому можно очень мягко ходить. Словом, с точки зрения леших, это было самое лучшее место на земле.
Занятия проходили под огромной, самой старой в лесу елью. Громко хлопая крыльями, на одну из нижних веток уселась ворона. Она была любопытной и с удовольствием присутствовала на занятиях леших. Ворона внимательно слушала и смотрела на них поочерёдно левым и правым глазом. Сидела она тихо и никогда не каркала, чтобы не мешать.
— Скрип, Вой. Покажите, чему научились. Я буду изображать человека, а вы должны будете быстро спрятаться.
Папа-леший шёл, раскачиваясь с боку на бок и громко пыхтел. Казалось, что он наступал на каждую сухую ветку. Они громко хрустели под его ногами. Словом, папа-леший изображал идущего по лесу человека.
Это выглядело так смешно, что Вой прыснул от смеха и немного замешкался. За это он заслужил строгий взгляд отца и в следующий миг уже прятался за поваленным деревом. Даже с расстояния одного шага нельзя было понять, что прямо перед вами прячется леший.
Скрип, напротив, не мешкал ни секунды, одним прыжком запрыгнул на ёлку и напугал видавшую многое ворону. Чтобы не потерять равновесие, она расправила крылья и издала звучное «Карр».
— Так, ребята, выходите! Как считаете, справились вы с заданием или нет?
— Не очень, папа!
— Правильно, Вой, не очень. Что за смех? Нельзя отвлекаться, надо было сразу прятаться. Но спрятался ты хорошо, даже я не мог тебя разглядеть.
— Скрип, а ты?
— А что я? Я не медлил ни секунды, не как некоторые.
— Да, ты не медлил, но зачем ты напугал бедную ворону. Лесные животные — наши друзья. Но, главное, что таким образом ты выдал место, где прятался. Тебя легко было заметить.
Слушая отца, Вой несколько раз шмыгнул носом, а Скрип, не отрываясь, смотрел себе под ноги.
— Ладно, — продолжил папа-леший, — повторим упражнение в следующий раз, а пока перейдём к следующему уроку. Я расскажу вам, как издавать различные лесные звуки. Вы должны уметь подражать любым животным, а также изображать звук дождя, шум листьев, журчание ручья и многие другие звуки. Всё это понадобиться, чтобы вы могли не только прятаться, но и защищать свой дом, свой родной лес от незваных гостей. Вы должны уметь напугать или, наоборот, заманить их в непроходимые чащи или болота.
Папа-леший стал изображать разные звуки, а ребята повторяли за ним. Скрипу лучше всего удавался звук деревьев. Казалось, что деревья ожили и теперь, скрипя старыми ветками, медленно двигаются, сжимаясь вокруг кольцом. У Воя лучше получались звуки ураганного ветра, завывающего в кронах деревьев, и вой стаи волков, выходящей на ночную охоту.
— Теперь вы молодцы! Продолжим занятия завтра. Отдыхайте, но не забывайте, что вечером надо помочь маме с уборкой.
Весело повторяя освоенные звуки, ребята побежали на свою любимую поляну и вдоволь наигрались в прятки, догонялки, салки и прочие столь любимые молодыми лешими игры.
— Скрип, я устал бегать, пойдём к Плеску, поболтаем.
Плеск был водяным. Обычно его можно было встретить в большом лесном водоёме. Он никогда не участвовал в играх с Воем и Скрипом, потому что не мог выйти на сушу, а ребята не любили заходить в воду. Плеск был немного старше ребят и зарекомендовал себя исключительно интересным собеседником. Водяной знал много интересного про лес и водоёмы. Самое удивительное, что, не выходя из водоёма, он был в курсе большинства лесных новостей.
— Привет, Плеск!
— Привет, Скрип! Привет, Вой! Здорово ты сегодня завывал. Даже под водой эхо было слышно.
— Правда? Не может быть! Мы ведь были очень далеко. Наверное, это ветер.
— Нее, — ответил Плеск, — Меня не обмануть я всегда отличу звук ветра от лешего. Это было здорово!
— Спасибо! — ответил Вой и даже покраснел, — мне очень приятно.
Скрип, немного раздосадованный тем, что его старания не были услышаны, собирал шишки и с ожесточением кидал в стволы деревьев. Вскоре ему это наскучило, и он поспешил сменить тему разговора.
— Как же я не люблю людей!
— Почему? — спросил Плеск.
— Как почему? Мы только и делаем, что учимся, как прятаться от человека, как напугать человека. Зачем они вообще к нам в лес ходят!
— Папа говорит, что некоторые из них любят лес не меньше, чем мы, — сказал Вой.
— Говорит. Но что-то мне не верится.
— А вы слышали историю о появлении людей? — сказал Плеск.
— Нет. Не слышали? Расскажи, пожалуйста!
Водяной любил рассказывать истории не меньше, чем лешие его слушать. Поэтому долго упрашивать не пришлось.
— Хорошо. Мне эту историю рассказал мой любимый дедушка, которого тоже зовут Плеск. Меня назвали в его честь, а сестру мою Ручейкой в честь бабушки. Ему историю рассказал его дедушка, то есть мой прапрадедушка, которого звали Водоворот. Он эту историю услышал от своего дедушки. Забыл, как его звали. Или, — задумался Плеск, — нет, всё-таки забыл. Он, стало быть, был моим прапрапрапрадедушкой. Он узнал историю от своего дедушки, который, выходит, мне приходится…
— Мы поняли, поняли, — поторопился прервать водяного Скрип, — у тебя было много-много дедушек. История была о чём?
— История была о том, что в давние-предавние времена люди знали нас, и мы от них не скрывались. Вы, лешие, как и сейчас, жили в лесу, мы, водяные, также в озёрах, реках и морях, а люди жили в пещерах.
— А в пещерах они откуда появились?
— Это я не знаю. Откуда-то появились. Может, они всегда там были, а, может, и нет. Прятаться нам тогда от них не требовалось. Наоборот, лешие и водяные дружили с ними и часто общались.
— Слушай, Плеск, — не удержался от вопроса Вой, — как мы могли дружить с людьми, если они жили в пещерах? Я что-то не слышал, чтобы в пещерах росли леса или были реки с озёрами.
— Во-первых, в пещерах есть и реки и озёра. Мой двоюродный дядя живёт в таком озере. Во-вторых, вы же знаете, что люди любопытные. И тогда они были такими же, старались дойти до всех лесов, полей, озёр и рек в округе. Им не особо нравилось жить в пещерах. Шерсти ведь у них нет, и было холодно. Тогда вы, лешие, научили их разводить огонь, около которого люди могли греться и готовить на нём пищу. Водяные научили людей ловить рыбу. Лешие с водяными обучили людей многим премудростям лесов и рек, рассчитывая на долгое соседство. Долгим оно не оказалось. Благодаря своей любознательности они научились строить хижины, затем большие крепкие дома, потом целые деревни и даже города. Для этого люди вырубали леса, меняли русла рек. Естественно, нам это не могло нравиться. Лешие и водяные предпочитают не менять уклад жизни своих предков. Так мы начали скрываться от людей и со временем стали для них легендой и героями сказок. Среди людей встречались особые люди, которые не хуже нас чувствовали природу. Они могли общаться с животными, разбирались в растениях. Их называли ведьмами и колдунами. Наши дедушки общались с ними, даже чему-то учились у них. Но сейчас ведьм и колдунов в мире людей не осталось. По крайней мере, я про них не слышал. Вот такая история.
Ребята некоторое время задумчиво молчали, а затем Скрип выпалил:
— История интересная, но только убедила меня в своём мнении. За что любить людей? Мы им помогали, и чем они ответили? И продолжают. Вой, помнишь рощу, где мы любили гулять с родителями, когда были маленькими?
— Помню.
— А помнишь, что сейчас на месте этой рощи? Её больше нет. Сейчас там эта отвратительная человеческая деревня и поле.
— Но меньше мы туда ходить не стали. Картошка ведь вкуснейшая на их поле растёт,  — усмехнулся Вой.
— Не важно! Я бы предпочёл, чтобы там оставалась роща. И точка! Нам от людей одни проблемы.
— Точно! Поле с картошкой! — встрепенулся Плеск, — вы в курсе, что когда люди сегодня работали на этом поле, у них потерялся ребёнок. Маленькая девочка. Люди её ищут в деревне, но, я надеюсь,  скоро догадаются, что она заблудилась в лесу.
— У нас в лесу кто-то потерялся?
— А мы не в курсе!
— Нам надо срочно её найти! Спасибо, Плеск! Мы побежали.
— Может, расскажем про это папе? — сказал Вой.
— Зачем? Во-первых, он собирался в гости в соседний лес, а во-вторых, возможно, люди уже нашли своего ребёнка. Может, она и не у нас потерялась.
Ребята подошли к самой границы леса, за которой рос так любимый лешими картофель. Люди пришли его окучивать, но работу недоделали. Только часть кустов картофеля прикрывали бугорки рыхлой коричневой земли. Находясь в тени леса, Скрип с Воем могли видеть всё озарённое солнцем поле и вдалеке деревню. Сами они оставались незамеченными. В деревне было неспокойно. Её жители поочерёдно обходили все дома. Часть людей собралась в группу и, активно жестикулируя, что-то громко обсуждала. Обрывки голосов долетали до леса, оставаясь при этом непонятными для ребят. Лешие не понимали язык людей.
— По-моему, они всё ещё ищут девочку, — сказал Скрип, — давай и мы поищем. Обойдём границу леса и поля. Если она заходила в лес, то мы должны это обнаружить.
Скрип с Воем стали ходить по границе леса присматриваясь и принюхиваясь, замечая каждую деталь.
Среди людей принято считать, что специально обученная собака может выследить кого угодно по запаху. Ещё рассказывают про людей-следопытов, которые могут по чуть заметному отпечатку на земле, слегка примятой траве, по сломанной ветке выследить человека или животное. И тех и других можно назвать дилетантами по сравнению даже с неграмотным лешим. Умение читать и понимать лес даётся каждому лешему с рождения. Скрипа с Воем к тому же всем лесным премудростям обучал отец. Пусть они и не были круглыми отличниками, но в своих силах были уверены.
Вой принюхался и по сочетанию запахов понял, что рядом недавно пробегал заяц, под землёй практически сформировалась грибница и вот-вот из-под земли появится боровик, на ёлке паук только начал плести свою паутину, но в неё уже успела попасть муха. Скрип прислушался и услышал, как крот под землёй копает свой ход, муравей тащит еловую иголку к себе в муравейник и как белка прыгает с ветки на ветку. Присмотревшись, ребята могли посчитать каждую скрывающуюся среди листвы деревьев птичку и каждого жучка на земле.
— Смотри! Вот здесь кто-то заходил в лес, — сказал Скрип.
— А дальше побежал, — добавил Вой, — потом остановился. Но уже довольно далеко. Деревню еле видно сквозь ветви. Смотри! Вот здесь топтался, а потом снова пошёл вглубь леса. Следы совсем неглубокие. Это не взрослый человек. Я уверен, что мы нашли следы девочки.
— Так вперёд! Найдём её!
Следы шли не в одном направлении, а сворачивали влево, вправо, иногда возвращались. Ребята пришли к выводу, что девочка не понимала, что заблудилась и шла туда, куда ей было интересно идти. От огромного красного мухомора к муравейнику, от муравейника к берёзе с необычно загнутым стволом. Вот она увидела зайца и безуспешно попыталась его догнать, а через минуту чего-то испугалась, возможно, просто тени и побежала обратно. Передвижение девочки было хаотичным, но по несчастливой случайности всё дальше и дальше отдаляло её от деревни.
Скрип нетерпеливо забегал вперёд, но периодически терял след и был вынужден возвращаться к Вою, который шёл медленно, но замечал каждую мелочь:
— Следы меняются. Девочка больше не петляет, а идёт почти прямо и спотыкается. Наверное, она устала.
— Устала? Уже? Разве это расстояние?
Скрип был счастлив от того, как интересно и весело было идти по следу. 
— Это для тебя не расстояние, а для маленькой девочки она прошла довольно далеко. Мы совсем в глухом лесу. Представь себя на её месте.
Скрип задумался. В памяти всплыло то, что он очень давно не вспоминал. Ему было совсем мало лет, когда он проснулся один в лесу. Рядом не было ни мамы, ни папы, ни даже брата. Он не помнил, как оказался один, но отлично помнил, тот ужас, который испытал от изобилия неизвестных тогда ему звуков, запахов и деревьев вокруг. Они качались так сильно, что, казалось, наклонись ещё чуть больше и смогут схватить его и забросить в неизвестную даль, где его точно никто не найдёт. Скрип вспомнил, что он кричал, может быть, даже плакал. Вскоре прибежали родители и долго его успокаивали. Когда он повзрослел, то понял, что это воспоминание было не трагичным, а, скорее, позорным. Леший испугался леса. Вот ведь стыд. Поэтому он эту историю никому не рассказывал и вообще старался забыть. От воспоминаний Скрип замер на месте. Из оцепенения его вывел голос Воя:
— Я слышу её! Кажется, она плачет.
Девочка сидела на стволе поваленного дерева, перегородившего пополам крохотную, в несколько шагов круглую полянку. Закрыв лицо руками, она плакала. Её плечи содрогались при каждом всхлипывании. Периодически девочка убирала от лица руки, поворачивала голову по сторонам и кого-то звала. Не обязательно знать язык людей, чтобы понять, что девочка звала маму. Скрип, ещё не отошедший от своих воспоминаний, чувствовал это всем своим сердцем. Руководствуясь эмоциями, а не разумом, он решил, что надо помочь ей прямо сейчас. Не раздумывая ни секунды, он вышел на поляну и направился к девочке, чтобы успокоить её, сказать, что она не одна.
Девочка увидела лешего. Плач мгновенно прекратился. Она уставилась на Скрипа, глаза её стали расширяться. Когда стало казаться, что они заняли половину лица, девочка пронзительно закричала, вскочила и что есть сил побежала прочь от лешего.
Скрип остановился, обдумывая произошедшее. Из оцепенения его снова вывел Вой:
 — Ты что наделал? Ты забыл, что мы для людей страшнее чудовищ из ночных кошмаров. Ты напугал её до полусмерти.
— Но я думал. То есть я не подумал. Я хотел её успокоить. Ей было одиноко, — стал оправдываться Скрип.
— Успокоил? Слышишь, она всё ещё убегает от нас. И не в сторону дома, а снова вглубь леса.
Скрип постепенно приходил в себя и его охватило желание действовать:
— Надо ей помочь. Обязательно надо сделать, чтобы она вернулась к людям!
— Как? Возьмём за руку и отведём? Ты уже попробовал.
— Придумаем! Обязательно придумаем!
Скрип с Воем снова пошли по следу, только теперь применяя все приёмы маскировки, которыми владели. Нашли девочку быстро. Она пряталась в ямке, которую закрывали со всех сторон кустарники и поваленные деревья. Периодически девочка осматривалась, боясь снова увидеть лесное чудище.
 Но увидеть замаскированного лешего не способен не только ребёнок, но и хорошо знакомый с лесом взрослый. Поэтому Скрип с Воем пристроились поблизости и стали обсуждать варианты спасения девочки. Вариантов было два. Надо либо девочку вывести из леса, либо взрослых людей из деревни привести к ней. Но как это сделать, оставаясь незамеченными для людей, было не понятно и никакие идеи в голову не приходили.
— Слышишь, она уснула, — сказал Вой.
Ребята осторожно подобрались к девочке.
— Я не очень разбираюсь в людях, но мне кажется, что ей совсем мало лет. Бедняжка замёрзла, видишь, как дрожит. Надо её накрыть.
Скрип насобирал ветки с самыми пушистыми листьями и очень аккуратно, не потревожив сон, накрыл ими девочку.
— Она давно в лесу. Наверняка, когда проснётся, захочет пить и есть.
— Рядом растёт немного малины, — ответил Вой, а найти воду будет сложнее. Реки поблизости нет, и дождя давно не было.
— Плеск наверняка сможет нам помочь. Сбегай к нему, а я посторожу.
Плеск, как обычно, был в курсе всех дел и предложил сразу несколько способов получить воду. Вою больше всего понравился вариант с небольшим ключом, который будет бить из-под земли. Водяной заверил Воя, что всё будет сделано, и можно возвращаться.
Скрип сидел на земле и наблюдал за спящей девочкой. Послышался слабый звук. Плеск подумал, что это возвращается Вой. Что-то защекотало его по спине, а потом с силой толкнуло. От неожиданности Плеск подпрыгнул на метр от земли. Оказалось, что шутник Плеск решил устроить родник прямо на том месте, где сидел леший. Подошедший Вой увидел, как подпрыгнул Скрип и, пытаясь сдержать смех, произнёс:
— Не только тебе над всеми подшучивать. Вот Плеск выдумщик!
Скрип возмущался и грозился непременно отомстить водяному, но при этом был доволен. Проблема с водой была решена лучшим образом. Родник бил из-под земли сильной струёй чистейшей воды.
— Мне кажется, что малины поблизости мало, — сказал Скрип, — давай выкопаем её в другом месте и принесём сюда.
Ребята взялись за работу. Вскоре, вместо пары кустов малины появился целый ряд. Малина был посажена и земля под ней тщательно притоптана. Казалось, что она всегда здесь росла.
Девочка проснулась, удивлённо посмотрела на укрывающее её одеяло из веток. Затем она услышала журчание родника и с явным удовольствием напилась. Потом увидела малину и жадно набросилась на неё.
Наблюдавшие лешие были крайне горды собой. Всё получилось именно так, как они планировали.
— У меня идея! — сказал Скрип, — давай высадим кусты малины так, чтобы они вели к выходу из леса. Девочка будет есть малину, переходя от куста к кусту, и выйдет на поле, а там уже, думаю, сама до деревни доберется. Нам всего-то остаётся пересаживать малину и не попадаться ей на глаза.
— Это сколько же малины нам надо найти и пересадить?
Вой не успел ещё отдышаться после того, как бегал к Плеску и идея с малиной не особо его привлекала.
— Тогда предложи что-нибудь своё.
Идей у Воя не было, и он был вынужден согласиться со Скрипом. Заросли малины для пересадки были далеко от девочки, поэтому побегать ребятам пришлось много. Лешие сажали кусты на расстоянии, чтобы от одного куста был виден следующий. Вереница из малины растянулась на весьма приличное расстояние. Скрип с Воем очень сильно устали, но энтузиазм поддерживался тем, что план работал. Девочка быстро переходила от одного куста к другому, выбирая самые крупные ягоды. Но вскоре её скорость замедлилась, а затем малина перестала интересовать её вовсе.
— Она наелась, — сказал Вой уставшим голосом, — вот тебе и план.
Скрип ничего не ответил. Он тоже устал, и был очень расстроен.
Девочка села на землю и стала играть с шишками. Лешие отошли в сторону, чтобы она не могла их увидеть или услышать и легли отдохнуть. На одной из веток сидела ворона. Она давно наблюдала за ними, но ребята были так увлечены, что не замечали её.
— Прривет! — прокаркала ворона, — над чем это вы так напрряженно рработаете?
— Девочку спасаем.
— Это которрая потеррялась в рроще?
— Она самая.
— И что вы намеррены прредпрринять?
Ответить ребята не успели. Они услышали, что девочка идёт к ним. Видимо, её привлекла ворона, которая разговаривала очень громко. По-другому вороны не умеют. Чтобы продолжить беседу, лешим с вороной пришлось переместиться дальше.
— Вторрой рраз этот рребенок меня перребивает, — сказала недовольная ворона.
— Постой, как это второй раз? Ты уже встречалась с ней?
— Карр, ещё бы, — возмутилась ворона, — я некоторрое врремя назад рразговарривала со своей двоюрродной сестррой, а этот рребенок преррвал наш рразговор и прреследовал нас до центрра ррощи.
— Так это из-за тебя девочка потерялась в лесу, — осенило Скрипа, — ах ты, глупая вредная ворона! Ты разве не понимаешь, что натворила? Представляешь как ей здесь страшно? Мы уже всю голову сломали, как помочь девочке.
— Я не врредная! Я жерртва! Меня прреследовали! — возмутилась ворона.
— Сейчас ты точно станешь жертвой, если не поможешь нам спасти девочку. Давай, лети к ней и сделай так, чтобы она тебя преследовала, только уже в другом направлении. Пока не выведешь её из леса.
— Это безобрразие! Что за угррозы в адррес моей перрсоны? Я не ррасполагаю врременем, чтобы прринимать участие в ваших мерропрриятиях. Рразрешите попррощаться, — сказала ворона, взмахнула крыльями и улетела восвояси.
— Вот раскаркалась, — сказал Скрип, — шума много, толку нуль.
Молчавший до этого Вой неожиданно выдал:
— А ведь ворона подала идею. Помнишь, когда мы выслеживали девочку по следам, то увидели, что она некоторое время бежала за зайцем? Так пусть девочку из леса выведет не ворона, а заяц. Она любопытная. Если её внимание привлечёт заяц, то может получиться.
— Возможно. Но как ты собираешься договориться с зайцем? Они не очень общительные и соображают плоховато.
— Вот сейчас и попробуем. Я быстро.
Вой убежал вглубь леса, но вернулся не скоро, запыхавшись от бега. Серый пушистый заяц прижал свои длинные уши и, шевеля треугольным носом, с недоумением посматривал на леших. Вой начал объяснять зайцу, что ему надо будет подойти к девочке, попрыгать и привлечь её внимание. Когда девочка побежит за ним, то надо будет следовать по направлению к полю, то есть к выходу из леса. Заяц перестал смотреть на братьев, уставился куда-то вдаль и стал шевелить носом с удвоенной скоростью. По всему его виду было понятно, что он усиленно думает. Спустя несколько минут он выдал:
— Не понял.
Вой глубоко вздохнул и начал объяснять медленнее:
— Вот там за деревьями находится девочка.
— Где?
— Вот там, — повторил Вой, указывая направление рукой и головой, а потом ещё на всякий случай ногой.
Заяц внимательно смотрел на движения лешего, затем, когда дошло до ноги, то сообразил, что надо смотреть не на лешего, а куда он показывает. Он посмотрел туда, приподнявшись на задних лапах, и ответил:
— Не вижу.
— Ну так сбегай и посмотри. Только чтобы она тебя не заметила раньше времени.
— Зачем?
— Чтобы увидеть девочку, — терпеливо ответил Вой.
Заяц побежал в указанном направлении, быстро вернулся, сел на прежнее место и приготовился слушать дальше.
— Увидел? — спросил Вой.
— Кого?
— Девочку! — почти прокричал Вой.
— Да.
— Ты должен будешь подойти к ней поближе, попрыгать там перед ней.
— Перед кем? — перебил его заяц.
— Перед девочкой, — стараясь держать себя в руках, ответил Вой.
— Зачем?
— Чтобы она тебя заметила, — прорычал Вой.
— Я тебя предупреждал, — улыбаясь, сказал Скрип. Его очень забавлял этот диалог.
Вой изо всех сил старался взять себя в руки, глубоко вздохнул и продолжил объяснять свой план зайцу. Спустя многочисленные «Зачем?», «Где?», «Почему?», «Куда?» стало казаться, что заяц всё понял и можно приступать к делу.
Заяц подбежал к девочке, начал прыгать и выделывать такие акробатические приёмы, как будто всю жизнь проработал в цирке. Девочка не могла этого не заметить и зашагала к зайцу, заяц сдвинулся на несколько метров и продолжил свои прыжки. Девочка пошла за ним.
Лешие восхищённо наблюдали за этим из-за кустов. Вой постоянно повторял:
— Вот даёт! Вот молодец! А ты смеялся. Всё он понял, и прыгает в нужном направлении.
Тем временем заяц перестал изображать из себя циркача и просто запрыгал. Отбежал метров на десять от девочки, оглянулся, увидел, что девочка движется за ним и убежал восвояси.
Вой как расхваливал зайца, так и остановился на полуслове.
— Наверное, он не до конца меня понял, увидел, как девочка за ним бежит и посчитал, что свою задачу выполнил, — предположил Вой, не обращая внимание на Скрипа, который уже начал икать от смеха. 
— Сейчас я его снова найду, — сказал Вой.
Быстро найти не удалось. Зайцы могут бегать слишком быстро даже для леших. Вой тяжело дышал, когда привёл зайца, поэтому сказал Скрипу:
— Расскажи ему, в чём была его ошибка, а я пока посижу, отдохну и отдышусь.
Заяц, как и в первый раз, прижав уши, смотрел на леших и шевелил носом.
Скрип начал с того, что заяц молодец, начал всё делать правильно, отлично привлёк внимание девочки.
— Какой девочки? — спросил заяц.
Ребята переглянулись, немного нервно рассмеялись и начали заново вдвоём объяснять свой план зайцу.
Заяц задавал те же вопросы, как и в первый раз и казалось, что снова всё понял. В конце ребята несколько раз повторили зайцу, чтобы он сразу не убегал, когда девочка побежит за ним, а вёл её дальше к выходу из леса.
С большим напряжением ребята наблюдали, как заяц выполнял свои акробатические номера, и затем побежал. Девочка послушно бежала за зайцем, который отбегал от неё на несколько метров, наблюдал за ней, затем отбегал ещё дальше, снова наблюдал и так далее. Но заяц, отбежав от девочки несколько раз, видимо, снова посчитал, что его задача выполнена и скрылся в лесу.
Переполнявшая леших буквально минуту назад радость, сменилась огромным разочарованием.
— Сейчас я его снова поймаю, — сказал Вой без особого энтузиазма.
— Не надо, — ответил Скрип. Мы так ничего не добьёмся. Я как представлю, что придётся объяснять зайцу всё сначала, то мне даже нехорошо становится. Надо срочно придумать что-то другое. Совсем скоро начнёт темнеть.
— Карр! — прокричала ворона.
— Ааа! Прредательница пррилетела, — передразнил её Скрип.
— Я не прредательница. Мне надо было сррочно встрретиться с двоюрродной сестррой. Теперрь я готова пррийти вам на вырручку.
— Отлично! — ребята сразу забыли все обиды и рассказали про свой план, который не сработал с глупым зайцем, но точно должен сработать с гораздо более умной вороной.
Вороне было лестно слышать мнение леших о своих умственных способностях. В ней сыграло благородство, и она предложила с нисхождением отнестись к зайцу. Затем ворона выразила полную уверенность, что с её помощью они управятся с задачей в считаные минуты и даже пожурила леших, что они потеряли столько времени, на выслеживание, общение с водяным и пустые разговоры. Надо было сразу обращаться к ней, вороне!
Взмахнув крыльями, она грациозно взлетела, преодолела расстояние между лешими и девочкой, приземлилась так, чтобы девочка оказалась справа от неё, медленно повернула голову и важно, с поучительной ноткой в голосе сказала:
— Карр!
Девочка на мгновение посмотрела на ворону, вздохнула и продолжила изучать узор на своём платье.
Ворона несколько секунд не двигалась, осмысливая ситуацию, затем рассудив, что её не услышали, развернулась к девочке и требовательно повторила:
— Карр!
Она не удостоилась даже секундным вниманием девочки. Ворона повернула голову в лес, напрасно надеясь, что лешие не заметили её неудачу. Ещё немного поразмыслив, она стала ходить влево, вправо периодически каркая, а затем, забыв о всякой грациозности, начала прыгать и скакать. Со стороны её движения очень напоминали прыжки зайца, но только в отличие от него, на ворону девочка не обращала никакого внимания.
Раздосадованная неудачей ворона была вынуждена вернуться к лешим.
— Это соверршенно непрравильный рребенок. Такой же, как и её рродственники, которрые пошли в непрравильном напрравлении.
— Ворона, — воскликнул Скрип, — ты снова что-то не договариваешь. Какие родственники? В каком неправильном направлении? Откуда ты это знаешь?
— Двоюрродная сестрра ррасказала, что люди пррошли в ррощу, но напрравляются совсем не в том напрравлении. Карр! — возмутилась ворона глупости людей.
— Так! — воскликнул Скрип. — Если нам не удаётся направить в нужном направлении девочку, то направим к ней взрослых.
— Но каким обрразом? Я перред взррослыми пррыгать не собирраюсь.
— Возможно, и не придётся. Вой, пойдём, разведаем обстановку, посмотрим, куда идут люди. А ты, ворона, остаёшься сторожить девочку.
Лешие быстро добрались до людей. Их было около двадцати человек. Они шли по лесу, звали девочку, а затем прислушивались. Начинало темнеть, поэтому они были с фонариками. Наверняка люди нашли бы девочку, если двигались в нужном направлении, но, к сожалению, они сильно смещались вправо. Если люди в ближайшее время не сменят направление, то начнут не приближаться к девочке, а, наоборот, отдаляться.
Ребята быстро обсудили обстановку и решили, что помочь им снова может Плеск. Водяной дожидался их на прежнем месте и про людей был в курсе.
— Плеск, мне кажется, что ты, как никто другой можешь помочь нам. Ведь ты можешь управлять водой. Помнишь, как здорово родник создал. Сделай коридор из двух речек слева и справа от людей. Они, скорее всего, не захотят переходить вброд, а этот коридор приведёт их прямо к девочке.
— Вынужден вас огорчить, — ответил Плеск, — водяные не всесильны. Реки текут по своим руслам тысячи лет. Мы можем лишь слегка изменить русло, можем повысить или понизить уровень воды, можем создать родник, который даст начало ручью, но создать полноводную реку, а тем более две реки рядом — это фантастика.
— Жаль, а мы так рассчитывали на эту идею. Она бы так здорово всё решила.
— А болото ты сможешь сделать? — осенило Воя, — с двух сторон болото, а посередине проход для людей. Это ведь даже лучше рек, в болото люди точно не будут заходить, и им останется только идти по тропинке в нужном направлении.
— Болото, — это целый экологический комплекс, — стал умничать Плеск, — на самом дне болота располагается торф, который образуется из-за перегнивания мха и водорослей, затем слой застоявшейся болотной воды, а сверху молодой мох. Ещё на болотах растут кустарники и обитают сотни видов насекомых. Я, конечно, могу создать некое подобие болота, но любому водяному будет достаточно одного лишь взгляда, чтобы распознать подделку.
— Плеск, мы ведь не для водяных тебя просим сделать болото, а для людей. К тому же темнеет. Кто станет выяснять, настоящее это болото, или нет. Люди зашли в лес не для того, чтобы болото изучать, а найти своего ребёнка.
— Ну, если так рассуждать, — задумался Плеск, — но я всё равно не смогу сделать болото с двух сторон, с тропинкой посередине. Могу только с одной стороны преградить людям неверное направление.
— Давай так. Только быстрее, — взмолился Скрип, — с каждой минутой в лесу становится темнее, и люди уходят всё дальше. Я не думаю, что они смогут найти девочку в лесу ночью. Представь, как ей будет страшно.
— Хорошо. Будьте уверены, я сделаю всё, что смогу.
— Спасибо Плеск, — прокричали ребята, убегая.
Когда они подошли к людям, то обнаружили среди них замешательство. Дорогу им преграждало болото. Судя по всему, многие из них знали эту часть леса, и неожиданное появление болота напугало и заинтересовало людей. Одни нервно светили фонариком в попытках рассмотреть другой край болота, другие ломали длинные палки и пытались нащупать ими дно болота.
— Надо их отвлечь, — сказал Скрип, — а то они надолго застрянут здесь. Давай устроим концерт из разных страшных звуков, как сегодня на занятиях.
— А мы не напугаем их? Вдруг они убегут.
— Я не думаю, что убегут. Всё-таки это взрослые люди и они твёрдо намерены найти девочку. Я надеюсь, мы, наоборот, привлечём их.
Скрип с Воем отошли в направлении того места, где оставили девочку и приступили. Они издавали звуки, которым обучались, а также придумывали свои, как им казалось, особенно страшные.
Люди, конечно, не убежали, но напугались порядочно. Те, кто был увлечён болотом, включили свои фонарики и пытались рассмотреть источник звука. Палки, которыми прощупывали дно, они взяли покрепче, намереваясь, в случае необходимости использовать для самообороны. Те, у кого палок не было, поторопились обзавестись ими.
Звуки прекратились, и люди собрались ближе, чтобы обсудить непонятные явления. В итоге они решили, что девочка вряд ли пересекала болота, и, скорее всего, пошла в противоположном направлении. Как раз туда, откуда слышались звуки. Люди поспешили в путь, рассудив, что источник звуков непонятен и может представлять угрозу для ребёнка.
— Вой, смотри, они идут к нам, — сказал Скрип, — давай ещё отойдём подальше и снова пошумим, чтобы они точно шли в нужном направлении. Мой план сработал. Потребуется совсем немного времени, и девочка увидит своих родителей. У нас получилось, Вой!
Ребята ещё пару раз издали свои звуки, отходя всё дальше в лес, но к ним неожиданно подлетела ворона.
— Карр! Рребенок перредумал сидеть смиррно и куда-то отпрравился.
— Сюда? — с надеждой спросил Скрип?
— В дрругом напрравлении. Ещё немного и они рразминутся и не смогут встрретиться.
— Надо срочно что-то сделать, — сказал Скрип, — а ты её совсем одну оставила?
— Нет, что вы, карр, — возмутилась ворона, — с ней мои рродственники, около тррехсот самых рродных мне воррон.
Договаривала ворона уже на лету, следуя за лешими, которые бежали к девочке. Надо было срочно что-то делать. Казалось, что успех так близко и снова разочарование. В отчаянии ребята наблюдали, как, отодвигая ветки и отмахиваясь от паутины, девочка идёт совершенно не туда. Неожиданно Скрипа осенило:
— Надо договориться с пауками, чтобы они наплели много паутины, которая преградила бы ей дорогу. Смотри, как она брезгливо отмахивается от редких паутинок, а теперь представь, если их будет много.
— Но мы ещё не изучали, как общаться с насекомыми, — ответил Вой.
— О принципе мы ведь догадываемся. Объединим усилия, сообразим. Мы с тобой не дураки, братец, а, может быть, даже в чём-то умные.
Привлечь внимание пауков было легко. Ребята знали, что пауки реагируют на особые высокие звуки, которые не способен услышать человек и большинство животных. Буквально через минуту на ребят уставилось множество глаз. У каждого из пауков было по восемь глаз и все они следили за действиями леших, не понимая, что от них хотят. Скрип с Воем перепробовали, казалось, все способы общения, но безрезультатно. Дело в том, что пауки общаются не словами, а образами, картинками, которые возникают в их микроскопическом мозгу от особого мелькания света, дуновения ветра или колебания паутины. Ребята всё это знали в самых общих чертах, но сами никогда с пауками не общались. Неожиданно Воя понял самый маленький, и, наверное, самый сообразительный паучок. Он спрыгнул с ветки, за ним тянулась тоненькая, практически незаметная паутина. Описав дугу, паучок уселся на соседнюю ветку. Две ветки оказались соединёнными паутиной.
Все пауки повернулись к нему и наблюдали. Спустя секунду каждый из них соединил соседние ветки своей паутиной. Дело оставалось за малым. Надо было объяснить паукам, что они это должны проделать на пути девочки. Только паутин надо очень-очень много, чтобы преградить ей дорогу.
Воодушевлённые первым результатом лешие довольно быстро справились с этим и теперь наблюдали, как пространство между деревьями становится вначале полупрозрачным, а затем белым, полностью закрытым миллионом микроскопических паутинок.
Девочка коснулась руками паутины, которая сразу же прилипла к её рукам и одежде. Пока она пыталась от неё очиститься, пауки быстро заделали прореху, и паутина снова преграждала дорогу девочке.
Мы её остановили, — сказал Скрип, — а теперь надо обозначить это место, чтобы люди знали, куда идти.
Скрип осмотрелся, увидел, что практически на каждой ветке сидят вороны и наблюдают за лешими, пауками и девочкой. Найдя среди них свою знакомую, Скрип обратился к ней:
— Помоги нам ещё раз. Поднимись, пожалуйста, со своими родственницами над деревьями и каркай так громко, чтобы вас услышали люди.
— С ррадостью, — ответила ворона, и уже через минуту на ветках не осталось ни одной вороны, все они летали над лесом.
Девочка безуспешно пыталась пройти сквозь паутину. Стоило отодвинуть её правой рукой, так она преграждала дорогу слева. Она сдвигала её влево, но паутина сразу же опускалась сверху на голову, залепляла рот, нос, цеплялась к ресницам. В итоге паутины стало настолько много, что девочка стала похожа на кокон какого-то неведомого насекомого. Ей пришлось остановиться, чтобы убрать паутину хотя бы с лица. Даже это было нелегко, потому что паутина ко всему прилипала. Наконец, когда девочке удалось очистить глаза, она увидела, как к ней из леса бегут родители. Они подхватили её на руки, крепко-крепко обняли, будто боялись, что она снова потеряется и, не скрывая слёз радости, не переставая, целовали. Девочка, увидев самых родных для неё людей, сразу же позабыла все свои невзгоды и весело рассмеялась.
Рады были не только девочка с родителями, но и все остальные люди. Каждый хотел потрогать девочку, убедиться, что с ней всё в порядке.
Рады были вороны, они летали над деревьями, заглядывая между ветками, старались не упустить ни одной детали и громко между собой обсуждали происходящее.
Очень были рады Скрип с Воем. Их усилия оказались не напрасными.
Когда у людей прошли первые эмоции, они начали осматриваться с некоторой опаской. С одной стороны их окружала плотная, практически сплошная стена паутины, с другой, непонятно откуда взявшееся болото, над деревьями летала стая непрерывно каркающих ворон. Хорошо, что страшные звуки прекратились, но надолго ли. Поэтому все стали торопить родителей девочки, намекая, что радоваться можно и дома, а пока лучше уйти поскорее из этого страшного места.
— Ну и влетит нам дома, — сказал Вой.
— Это почему же? — ответил Скрип. Он был ещё под впечатлением встречи девочки с родителями и продолжал улыбаться.
— Ну как же, — удивился Вой, — ведь основное правило леших заключается в том, чтобы не попадаться на глаза людям, не вмешиваться в их дела и стараться выпроваживать их из леса.
— По-моему, с последней задачей мы вполне справились, — усмехнулся Скрип, — ладно, пошли домой. Может быть, никто не узнает.
— Хорошо бы.
Но надеждам ребят не удалось сбыться. Папа-леший встретил их строгим взглядом и был очень недоволен. Лешим пришлось выслушать долгую лекцию о правилах поведения леших, о том, что можно и нужно делать, и что делать нельзя ни в коем случае. Особенно досталось Скрипу за то, что его увидела девочка.
— Папа, откуда ты про всё знаешь, — удивился Вой.
— Я должен быть в курсе всего, что творится в моём лесу.
Впрочем, злился папа-леший недолго, так как понимал, что Скрип с Воем устроили такой переполох не для баловства, а ради благой цели. Мама-леший обняла ребят, поцеловала и прошептала им на ухо:
— Всё-таки вы у меня молодцы!
Затем все собрались ужинать. Ребята так набегались и проголодались, что в один миг проглотили всю еду и попросили добавки. Когда все наелись, то стали неторопливо пить чай с мёдом и наслаждаться вечерней прохладой.
— Кстати, на счёт мёда, — сказал папа-леший, — его делают пчёлы. Это чрезвычайно трудолюбивые насекомые. Завтра я вас научу с ними общаться.
Вой открыл было рот, чтобы рассказать про то, что они уже общались с насекомыми, но почувствовал, как Скрип под столом толкнул его ногой. Вой посмотрел на брата, который жестами призывал его замолчать.
«Похоже, папа-леший в курсе не про всё, что происходит в лесу, — подумал Скрип. В его глазах загорелись озорные искорки, — завтра снова повеселимся!»


Рецензии