Николо Макиавелли 15

 К а к  в ы  д о г а д а л и с ь  о  м о е й   с в я з и  с  Б а р б е р о й?


  Прием во дворце герцога* в Чезене. Среди гостей  Николо Макиавелли,**  Барбера***  и  Веттори.**** 
  Призывно звучат трубы. Стремительно входит герцог, за ним его губернатор Рамиро де Лорка. Все, кроме Барберы, кланяются.

                Г е р ц о г
                (подходит  к Барбере)
                Не вижу поклона,
                И слуги не видели!..
                Вы мне не покорны?
               
                Б а р б е р а
                Меня вы обидели!

                Г е р ц о г
                Но где? и когда же
                Обидеть вас мог?

                Б а р б е р а
                Не помните даже!..
                Жестокий урок!

    Б а р б е р а. Как вы могли? Пригласить актрису в свой театр, назначить свидание, а самому укатить из Имолы сюда, в Чезену! 
               
                Г е р ц о г
                Я вижу: вам это обидно.
                Но я вас совсем не забыл.
                Я с вами некстати, как видно,
                И глупо сейчас пошутил.

Б а р б е р а 
                Так вы издеваться?
                Просите прощенье!
                Чтоб мне улыбаться,
                Не думать о мщенье!

                Г е р ц о г
                Признаюсь, как-то непривычно
                Мне извинения просить,
                Но шутка эта неприлична,
                И я прошу меня простить!
 
                Б а р б е р а
   Вас, герцог, от души прощаю.
   Я тоже не права была.

                Г е р ц о г
   Впредь буду ласков, обещаю.
   До встречи. А сейчас дела.

    Ге р ц о г (подходит к Веттори). Вы выполнили мое поручение?*****   
    В е т т о р и. Как вы велели, государь.
    Г е р ц о г. Синьор Макиавелли, вы готовы подписать договор о дружбе между Флоренцией и моим государством?      
    Н и к о л о. Я уже написал моему правительству, чтобы оно прислало к вам полномочного посла, а я, увы, не уполномочен это сделать, как я уже имел честь докладывать вашей светлости.
    Г е р ц о г. Ничего не понимаю. Синьор Веттори, вы уверены, что выполнили мое поручение? 
    В е т т о р и. Разумеется, государь.
    Г е р ц о г (к Макиавелли). И как же я должен понимать ваши слова, секретарь? Уж не пошутили ли вы?               
    Н и к о л о. Я никогда не шучу в таких вопросах, ваша светлость.   
    Г е р ц о г. В таком случае кого-то из нас двоих водят за нос. (Грозно смотрит на Веттори, который, не выдерживая взгляда герцога, отходит в глубину зала.) Хорошо, я подожду еще несколько дней. После того, как мне удалось расправиться со своими заговорщиками, я могу это себе позволить. На этом деловую часть  закончим… Теперь о Веттори. Скажите, какую роль он играет в вашем посольстве?
    Н и к о л о. Он прибыл сюда как частное лицо, в качестве поклонника Мельпомены.******               
    Г е р ц о г (с усмешкой). И как? У него что-нибудь получается с этой Мельпоменой?          
    Н и к о л о. У него нет. У вас получается.   
    Г е р ц о г. Браво, секретарь! Хотел бы я видеть такого острослова среди своих друзей… Как вы догадались о моей связи с Барберой? 
    Н и к о л о. Это было нетрудно, ваша светлость. Достаточно было обратить внимание на то, как она смотрит на вас.
    Г е р ц о г. Мне говорили, что вы пишите пьесы. А хотите, я сейчас на ваших глазах поставлю и сам разыграю спектакль? (Подзывает Рамиро.)
            
 *Властелин обширного государства в центре Италии. Чезена один из захваченных им городов.
 **Секретарь Флорентийского правительства, прибыл на переговоры с герцогом в качестве посла.
 *** Актриса, любовница герцога.
 ****Приятель Макиавелли.
 *****Герцогу нужен был мирный договор с Флоренцией. Не зная, что Макиавелли не уполномочен был подписывать такие документы, герцог через Веттори пытался подкупить его.
 ******Муза, покровительница трагедии. Здесь: намек на актрису Барберу.

               П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии