88 год. Гл. 28. Мы вооружились бумагами немного до

Глава 28. Мы вооружились «бумагами» (немного документов).

Министерство связи СССР
 от 30.01.87 года     №28 –Д.

 « О внесении дополнений и изменений
 в приказ Минсвязи СССР от 221184. № 416»

В целях осуществления дополнительных мер, направленных на экономию трудовых и материально-технических ресурсов, сокращения сроков строительства объектов  ГТС
ПРЕДЛАГАЮ:

Внести следующие дополнения и изменения в приказ Минсвязи СССР от 22.11.84. № 416
1.1. Пункт 3. дополнить абзацем следующего содержания: «Запретить использование каналов телефонной канализации, построенных с учётом перспективы развития ГТС, для кабелей сторонних организаций. Работы по строительству каналов телефонной канализации для нужд заинтересованных министерств и ведомств осуществлять за счёт их средств и материалов».

1.2. Абзац второй, пункт 21.5 изложить в следующей редакции: «В полной мере использовать права предоставленные пунктом 17 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23.01.85.  № 75. п. 17 приказа Минсвязи СССР от 01.03.85.  № 112 по участию представителей предприятий связи в работе государственных приёмочных комиссий по приёмке в эксплуатацию жилых домов. Не допускать к приёмке в эксплуатацию жилые дома, не оборудованные телефонными вводами и распределительными сетями от шкафа до дома».

Министр связи СССР    В.А.Шамшин. 

Этот Приказ призванный, наконец, скоординировать взаимодействие с заинтересованными ведомствами, в общей политике подходов к телефонизации страны появился в начале 1987 года. Он чётко и недвусмысленно сформулировал те видения, которые мы, с Макарычевым, ощущая на инстинктивном, подсознательном уровне пытались отстоять, бесшабашно сваливаясь в бездну непонимания со стороны властей, в тяжелейшем 1986 году. Своим появлением он оказал неоценимую моральную поддержку нашим действиям, часто замешанным, по молодости,  на бескомпромиссности, граничащей с безрассудством.
Этот приказ окрылил нас, стал нашей настольной памяткой. Но какую огромную работу в органах местной власти, озабоченной гораздо более глобальными проблемами, чем какая-то телефонизация, надо было ещё провести – чтобы заложенное в нем было бы, наконец, принято и ими. А ещё – и строителями жилья…

Сколько упорства и нервов это стоило, теперь уже, постоянному члену приёмочных государственных комиссий Макарычеву! Сколько – продемонстрировать одержимость, и опять-таки, потратить нервов во властных кабинетах, потребовалось и ещё потребуется мне – человеку, «не понимающему политики партии».
Оба мы, нахватавшись шишек в лоб, сменили тактику. Уже не лезем на рожон у начальства, в присутствии других. Но, неприятной занозой торчим с телефонными проблемами у всех, в любом обсуждении вопросов строительства, коли уж, были на это обсуждение приглашены.
Теперь, нас как раньше, нельзя было презрительно осадить «неработающей в городе связью» и наше тесно скоординированное упорство постепенно начинает приносить плоды.

Появившегося в городском комитете партии второго секретаря, курирующего, в частности, программу «Жильё-91», Касымова Серикжана Касымжановича, самого по профессии – строителя, в совместных поездках, по осмотру готовящегося к сдаче жилья, Макарычеву, – не знаю ценой каких усилий, но удалось полностью склонить на свою сторону. Этот человек, первый в городских, властных структурах, конечно, где-то маневрируя, полностью понял и принял нашу политику и стал обеспечивать, особенно Макарычеву – явную поддержку.
И хоть в малых количествах, но стал появляться у нас от застройщиков, под гарантию телефонизации в ближайшей перспективе их домов – кабель. Безвозмездно передаваемый. Как воздух нужный линейно-кабельному цеху. И стали всё в больших количествах появляться с выполненными условиями телефонизации, подготовленные к телефонизации дома. Но – далеко не все…

***

Министерство связи СССР
№ ГТС- 14\1007 от 22.04.86

Начальникам ПТУС

Совет Министров Каз. ССР принял 14.04.86г. Постановление № 145 «О мерах по развитию телефонной связи в г. Алма-Ате на 1986 – 1990 г.г.» Этим постановлением функции заказчика по проектированию и строительству зданий АТС возложено на Алма-Атинский Горисполком.
Кроме того, Алма-Атинскому Горисполкому поручено обеспечить выделение Министерству связи Каз. ССР ряда помещений для размещения выносных АТС ёмкостью до 6 тыс. номеров, выделять для АГТС и СМУ-1 треста «Казтелефонстрой» служебную жилую площадь из расчёта одна квартира на две тыс. номеров введённой в действие ёмкости АТС, предусматривать при строительстве и реконструкции улиц дорог, подземных переходов и путепроводов одновременное строительство телефонной канализации по техническим условиям Алма-Атинской ГТС и оказывать СМУ -1 необходимую помощь в выполнении земляных работ при строительстве телефонной канализации.

Госстрою Каз. ССР, Министерствам и ведомствам предложено, при проектировании домовых и внутриквартальных телефонных сетей, предусматривать полную телефонизацию квартир, а также линии для групповых установок телефонов-автоматов и установок телефонов на предприятиях и в учреждениях быта, культуры, торговли, связи, здравоохранения и т.п. размещаемых в первых этажах жилых домов, вставках и пристройках.
Совет Министров обязал проектные институты предусматривать в жилых и производственных зданиях места для установки распределительных телефонных шкафов с круглосуточным доступом к ним, а в проектах детальной планировки, типовые здания АТС для полной телефонизации жилья и других объектов.

Предложено Министерствам и ведомствам, предприятиям  учреждениям при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений в г. Алма-Ате предусматривать в сметах долевое участие на строительство Алма-Атинской городской телефонной сети.
Прошу учесть вышеизложенное при работе с исполкомом, проектными организациями и ведомствами на местах.
Начальник ГУТС  В.Я. Державец.

Прошлогодняя поездка в Алма-Ату, встреча и беседа с начальником Главного Управления телефонных сетей Виктором Яковлевичем Державцом не прошла бесследно. Он ознакомил и вручил мне, тогда озабоченному совсем не проблемами строительства, копии ещё двух документов, имеющих принципиально важное значение для развёртывания работ по широкой телефонизации городов.
Первый – на примере Алма-Аты, демонстрировал образец взаимодействия и распределения обязанностей по выполнению государственной программы телефонизации страны, между Минсвязи и другими ведомствами, в части строительства зданий АТС, телефонной канализации и внутридомовых, и внутриквартальных телефонных сетей.

Нельзя сказать, что к 1988 году особенно важное для города положение со строительством новых зданий под АТС, всё-таки не сдвинулось с точки стагнации, – худо ли бедно, но мы получили пусть временное, но в целом, приличное и уже вовсю обживаемое здание для Васильковского микрорайона.
 В конце прошлого года, совершенно неожиданно для меня, наверное, в качестве новогоднего подарка, сияющий как майское солнце Макарычев, буквально чуть не сбил с ног известием, что ему удалось договориться с руководством завода КДА о выделении двухкомнатной квартиры. Квартиры для размещения в ней АТС, на первом этаже, в уже построенном жилом доме юго-восточной части города, отведённой для самостоятельного строительства нового микрорайона – по программе «Жильё-91» заводчанам оборонного завода, как и всем, остро нуждающимся в жилье.

Договорился на встречных условиях, что вся телефонизация уже строящегося компактного участка города, в короткие сроки, будет связистами обеспечена.
 Это было хорошее решение. Две АТС, каждая – по 1000 номеров, установленные в квартирах первых этажей в городе, уже давно, успешно работали.
И это был действительно важный, особенно с психологической точки зрения, успех, ещё раз подтвердивший обоснованность и плодотворность нашей настойчивой так неудобной для многих упёртости в стремлении повернуть предприятия города лицом к нуждам связи.
Пока, пожалуй, и всё. Проблема строительства стратегических зданий АТС – десятитысячников, по-прежнему, едва обозначалась лишь в бумажных замыслах областного руководства и с течением времени, лишь усугублялась.

И был ещё, второй документ:

Главное Управление городской и сельской
телефонной связи  и радиофикации.
№ ГТС- 16\1444 от 03.05.85 г.

Начальникам ПТУС

Госстроем Каз. ССР письмом АБ -3-5\2а- 2076 от 06.04.85 г. По ходатайству Минсвязи Каз.ССР предложено Глав. АПУ Алма-Атинского Горисполкома и проектным институтам при проектировании внутриквартальных и внутридомовых сетей в г. Алма-Ате исходить из следующего:
Начиная с 1985 года проектирование внутриквартальных и внутридомовых телефонных сетей в г. Алма-Ате вести из расчёта: телефон на каждую квартиру.
В Жилых микрорайонах при подключении внутриквартальных сетей и районной АТС принимать удельный вес спаренных аппаратов – 50%.
При подключении жилых домов и микрорайонов к выносным телефонным подстанциям, где не предусмотрена возможность включения аппаратов по спаренной схеме, по согласованию с Алма-Атинской ГТС предусматривать ёмкость линейной сети из расчёта: одна телефонная пара на каждую квартиру.

Потребность в прямых проводах для каждого дома (лифтовое хозяйство, охранная сигнализация, спецтелефоны и т.п.) определять в зависимости от конкретной обоснованной потребности и по согласованию с Ала-Атинской ГТС.
В целях улучшения архитектурно планировочных решений предусматривать в проектах детальной планировки жилых микрорайонов места установок групп телефонов-автоматов.
В составе внутриквартальных сетей проектировать телефонную канализацию и кабель к местам установки групп (до десяти) телефонов-автоматов.
При размещении в первых этажах (вставках) жилых домов помещений для предприятий Минбыта, торговли, отделений связи и других служб общественного пользования предусматривать в них телефонные вводы в соответствии с полной потребностью в телефонах и прямых парах, согласованных с заинтересованными организациями (горбытуправление, почтамт и т.п.) и АГТС.

В соответствии с данным ранее указанием Госстроя от 17.01.83 г. № 20-5-97 и ВНТП-116-80 продолжить проектирование абонентских телефонных сетей преимущественно в подъездах жилых домов или других помещениях с круглосуточным доступом.
В связи с предстоящим в 12 пятилетке широким применением новых электронных АТС, характеризующихся возможностью организации многочисленных выносных подстанций ёмкостью 1000 и более номеров, предусматривать при проектировании пристраиваемых к жилым домам объектов обслуживания населения специальные помещения площадью 40 – 60 квадратных метров с отдельным входом для размещения выносных электронных телефонных подстанций. Количество таких помещений принимать по расчёту.
Прошу принять это к сведению и использовать идеи, заложенные в вышеуказанном письме, при выдаче техусловий на телефонизацию домов и микрорайонов облцентра.
С настоящим письмом ознакомьте ГТС (ТТС).

Начальник ГУТС     В.Я. Державец

Этот документ определял, по сути, революционные объёмы охвата телефонизацией квартир и зданий, что в целом, позволило видеть конкретные пути и обозримые сроки полного решения телефонной проблемы.
В части строительства зданий – для нашего города особо важен был пункт 9. Письма, обозначивший идею строительства пристроек – помещений, для размещения в них выносных АТС.
И что ещё важно, – не за горами стал просматриваться качественный скачок в развитии связи, через посредство применения принципиально новых – электронных АТС. Что уж горожанам – нам самим, пока в это верилось с большим трудом.


Рецензии