Крестившиеся немецкие евреи в Aнглии и в Польше

            КРЕСТИВШИЕСЯ НЕМЕЦКИЕ ЕВРЕИ В АНГЛИИ И В ПОЛЬШЕ.

   В биографиях, чтобы не докучать читателю прилагательными "великий", "выдающийся", "крупный" и т.п., я не употребляю их, указывая сферы деятельности. Если достижения были невелики или доступная мне информация не позволяет их оценить, то сфера деятельности пишется в скобках.

   Терминология объяснена в "Пояснения к книге Гарсиа Лорка и другие. Еврейский список". Проза.ру
 
   Это не законченная работа, потому, что я пишу её прямо на проза.ру Каждый день может добавится новая информация.
===
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ.

   1. Вступление.
   2. Англия.
         19-20 века.
         "Великие викторианцы" Арнолды и братья Хаксли.
         Роберт Браунинг.
         Знаменитые Бирбомы.
         18 век.
         Гидеоны и Ирдли.
         Уильям Гершель.
         Великий художник Иоганн Цоффани. 
   2. Польша.
         Иоахим Лелевел и Генрик Сенкевич.

   3. Другие выдающиеся Арнолды.
   4. Примечания.
   5. Источники.
    
      1. ВСТУПЛЕНИЕ.               

   В очерке Смбат Багратуни "Немцы России-евреи и их потомки. Часть 1" Проза ру я показал, что крестившиеся немецкие евреи, переселившиеся в Россию, скрывали своё происхождение. В результате этого вклад немцев в развитие России, в её культуру  значительно преувеличен. Им приписывают достижения евреев, считавшихся немцамю  Были ли аналогии с Россией в других странах.  Кое-что известно об Англии и Польше. В этом очерке я остановлюсь на родах немецких евреев, оказавших решающее влияние на Англию и Польшу. 

   АНГЛИЯ.

   В отличие от России, в Англии не образовалась общность, схожая с русскими немцами. Эмиграция уроженцев Германии в Англию была по сравнению Россией незначительна. Англичане превосходили немцев во всех областях деятельности, за исключением, может быть, музыкальной крмпозиции, так что Англия не нуждалась в немецких специалистах или ремесленниках. Подобно России, мы знаем об  еврейском происхождении христиан-эмигрантов из Германии только если они или их ближайшие британские потомки были знаменитыми людьми. Иначе они исчезали как евреи и их считали немцами.

   Россия не была исключением ни в выдающейся роли еврейских выкрестов из немецкоязычных стран и их потомков в её развитии, ни в том, что их биографы называются немцами и слава от их деятельности досталась их злобным преследователям - немцам. Они были настолько  травмированными жизнью среди подлого антисемитского народа - немцев, что даже найдя убежище в толерантной, либеральной Англии крестились и скрывали своё присхождение. В резком отличии от них, английские евреи ко второй половине 19 века перестали крестится, английское общество принимало игдеев. 
   
   Один из самых выдающихся родов в истории Англии - выходцы из Германии, принявшие англиканство, Арнолды. На протяжении четырёх поколений они дарили Англии ведущих интеллектуалов и классиков литературы. Один из них, увлёкшись политикой, стал военным министром Великобритании в начале 20 века. Первую славу роду принесли два "великих викторианца", отец и сын Томас и Мэтью Арнолды  так их с уважением величают историки, .

   АРНОЛД, Томас (Arnold, Thomas). (1795-1842). Великий педагог.  Историк, публицист. Прожил всего 46 лет, из нихвсго лишь пять лет при королеве Виктории, но он заслужил славу одного из главных создателей Викторианской эпохи-времени наивысшего расцвета Англии. Его идеи, оказали огромное влияние на жизнь британцев. Молодым человеком в возрасте 33 лет он возглавил захудалую школу в городке Рагби и  превратил её в образец для всех общеобразовательных школ Англии и других стран. Позднее француз Пьер де Кубертен под впечатлением идей Арнолда основал современные Олимпийские игры. Популярнейший праповедник, автор несколько тысяч проповедей,  Арнолд начал движение за реформу англиканской церкви. К его времени она стала терять влияние на англичан. Арнолд повернул её к массам. При этом он находил время для занятий современной и римской историей. Его труды принёсли  ему авторитет одного из ведущих историков его поколения и профессорскую кафедру в Оксфордском университете-самую престижную в тогдашней Англии для историка.

   АРНОЛД, Мэтью (Arnold, Matthew) (1822-1888). Великий поэт, литературный критик, публицист, духовный писатель.  Англия при жизни  признала его классиком своей литературы. Вместе с Альфредом Теннисоном и Робертом Браунингом он разделил лавры одного из трёх ведущих поэтов-лауреатов Викторианской эпохи. Он был одним из крупнейших в мире литературоведов 19 века.  Не уступали Томасу и Мэтью Арнолдам в достижениях и славе Арнолды и их потомки в следующих поколениях внучка Томаса  невероятно популярная романистка Мэри Уорд (1851-1920) и сыновья её родной сестры всемирно известные братья Хаксли-писатель Олдос (1894-1963) и биолог Джулиан (1887-1975).

   Интересна судьба информации об еврейских предках крупнейшего из трёх поэтов-лауреатов Викторианской эры Роберта Браунинга (1812-1889). Браунинги-английский род, но еврейские предки были у Роберта Браунинга как со стороны отца, так и со стороны матери.  Для темы этой главы интересны лишь предки Браунинга со стороны матери, происходившие из Германии. Большинство авторов  стандартных биографий Браунинга обычно  пишишут, что её семья-сахарные промышленники Велдеманы, поселившиеся в Шотландии в 18 веке, были немцами-эмигрантами. Эти биографии путают страну происхождения с национальностью.  На самом деле первый Вилдеман, эмигрировавший из Германии, был еврейский выкрест. Он женился на шотландке. Его дочь Сара стала матерью поэта.   

   Поэт с мировой прижизненной славой, влияние которого в англоязычном мире было подобно тому, которое Лев Толстой завоевал в России: не только гениальный мастер слова, он был учителем жизни и моральным авторитетом. Роберт Браунинг публично подчёркивал своё еврейское происхождение, выделял его в надежде, что огромное уважение, которое он завоевал в обществе, распространится и на евреев, ослабит антииудейские предрассудки, насаждавшиеся в Англии со времён средневекового мракобесия. В этом он отличался от  большинства других потомков еврейских выкрестов.

   "Великие викторианцы" отец и сын Арнольды, подчёркивая разрыв своего рода с евреями, забывали о своём либерализме и не только помалкивали о своём еврейском происхождении, хотя оно было широко известно, но и не стеснялись делать публичные антисемитскими заявления. Их юдофобия была порождена их христианством. Самым подлым в их позиции было то, что  в своём антисемитизме они  шли против набиравшего силу и в конце концов победившего  среди англичан движения за предоставление равноправия иудеям. Можно ли считать их заблудшими душами типа великих русских поэтов Афнасия Фета и Александра Блока, которые никак не могли привести в интеллектуальную и эмонациональную гармонию своё христианство и своё еврейское происхождение? Мэтью Арнолд стремился к дружбе с евреями, выделявшимися в мире литературы и философии. В его эпистолярном  наследии смешаны фразы банальной антииудейской риторики и восхищения талантами и глубины понимания искусства его еврейскими друзьями.
   
   В другой знаменитой семье Бирбомов стремление еврейских выкрестов из Германии скрывать своё еврейское происхождение достигло карикатурного выражения. Слава Бирбомов тоже началась в Викторианскую эру благодаря братьям Герберту Бирбому Три (1852-1917) и Максу Бирбому (1872-1956). Старший из братьев  по совокупности своей деятельности не имел себе равных в истории английского театра, он лучший  характерный актёр, театральный режиссёр и администратор Англии конца 19 начала 20 веков. Младший брат знаменитый писатель-сатирик и художник-карикатурист.

   Основателем английского рода Бирбом был крещёный еврей из Мемеля (современной литовской Клайпеды) в тогдашней германской Восточной Пруссии. Молодым человеком он переселился на рубеже второго и третьего десятилетий  19 века в Англию, женился на англичанке, преуспел в торговле зерном. Хотя он родился в Германии, его знаменитые сыновья почему-то выдавали его не за немца, а за голландца. То ли семья Бирбомов настолько настрадалась от немцев в Мемеле, что не хотели никакой памяти о них, то ли они слишком не походили на немцев по отношению к жизни и им были симпатичнее более близкие к англичанам по ментальности и человечности голландцы.    

   Впрочем, еврейское происхождение знаменитых братьев Бирбомов было хорошо известно их современникам и не вызывало никакого антисемитизма со стороны англичан.  Англичане того времени-не немцы с их  завистливым, злобным   антисемитизмом. Историки отмечают, что поведение прославленных и удачливых братьев было характерно для "скрытых" евреев той  поры.  Ирония ситуации состоит и в том, что сын "голландца" и англичанки Макс Бирбом, женившийся дважды, не только оба раза выбирал в жёны евреек. В разговорах с друзьями он восхвалял замечательные человеческие черты евреев и печалился о том, что судьба его обделила: у него самого нет еврейских предков. По крайней мере, Бирбомы не скатились к антисемитизму Арнолдов. A. Gornik. "The Comparable Max. Max Beerbohm’s cult of the diminutive". 

   Самое поразительное то, что, как показывают примеры Роберта Браунинга, остававшегося популярнейшим поэтом, в Англии, в отличие от Германии или России, не было общественного антисемитизма, заставлявшего  евреев скрывать своё происхождение, как это делали Бирбомы или пестовать в себе антисемитов, подобно  Арнолдам.   

   Арнолды, Велдеманы и Бирбомы были сравнительно поздними переселенцами из Германии. Мы мало знаем о более ранних крещёных евреях, эмигрировавших из немецкоязычных стран в Британию. Вряд ли возможно, чтобы  немецкие евреи не селились Англии до на протяжени веков. Несомненно, что они были, но
они  расстворились среди англтчан, по месту исхода их считают немцами и они  своими трудами на благо Англии принесли незаслуженную славу немцам.

   Известны три случая крещёных евреев из Германии, достигших большой известности в Англии 18 века. Об их еврейском происхождении мы знаем лишь потому, что они были знамениты.  Это семьи великого финансиста  Самсона Гидеона великого астронома Гершеля и великий художник Иоганн Цоффани.   

   Самсон Гидеон (1699-1772) происходил из семьи португальских евреев, осевших в немецком портовом городе Гамбурге. Его отец, успешный купец, эмигрировал в британскую Вест Индию, затем стал вторым иудеем, которому Лондонский сити-деловой центр города разрешил поселиться со времён средневекового изгнания евреев. Самсон Гидеон, хотя и участвовал в торговых делах отца, стал не купцом, а банкиром. Он был де факто финансовым советником королевского двора и правительства. Его финансовый гений сыграл решающую роль в поддержании финансовой стабильности Англии во время восстания 1745 года в Шотландии за востановление династии Стюартов и разорительной Семилетней войны.

   Хотя Гидеон пользовался уважением при дворе и в обществе за свои заслуги и приобрёл крупные земельные поместья,всё же социально он чувствовал себя ограниченным: из-за иудейской религии в английскую аристократию его не приняли. В своём желании войти полноправным членом в высшее английское общество Гидеон остановился на полпути. Он женился на англичанке-англиканке и хотя сам оставался иудеем, прекратил своё членство в синагоге. Тем не менее он ежегодно жертвовал своей бывшей синагоге сумму годовых членских платежей. Своих детей он крестил. Все его попытки отделить себя от еврейской общины цели не достигли: Гидеон  ходатойствовал у правительства возвести его в дворянство с титулом баронета. Несмотря на его придворные и правительственные связи, Гидеон получил отказ. В Англии никто не мог нарушить существовавшие законы, которые продолжали дискриминировать иудеев.
   
   Отвергнув притязания Самсона Гидеона, протянув ему ложку дёгтя, правительство одновременно даровало  ему бочку мёда. Всё чего не мог получить иудей Сампсон Гидеон  было дано его единственному 13 летнему сыну христианину, тоже носившему имя Самсон. Подростка возвели в  дворянство и с титулом баронета. Достигнув мужского возраста младший Самсон Гидеон получил более высокий титул барона и место в Парламенте. Женился он на английской аристократке из семьи Ирдли Уилмот (Eardley Wilmot), её отец был третьим по рангу высшим судьёй в стране, и сменил фамилию Гидеон на более "благозвучную" для англичан фамилию жены Ирдли. Он вёл уютную жизнь типичного английского аристократа, наслаждаясь огромным наследством, полученным от отца, жизнь его была бы счастливой, еслибы его оба сына не умерли детьми. Род Гидеонов, новоявленных баронов Ирдли прекратился, но от его дочерей, жён аристократов, пошло многочисленное потомство.
   
   Отпрыски Гидеонов были членами парламента, воинами, (один из них погиб под Севастополем в Крымскую войну), священниками, судьями, некоторые из них занимали видные  государственные посты, но впечатление остаётся, что большинство из них к большим карьерам не стремилось: они были знатны и богаты, а то, что многие из них с отличием служили в армии, то это долг аристократа. Всё же потомки Гидеонов дали Великобритании одного из её  крупнейших политических и государственный деятелей второй половины 19 века Хью Чайлдерса (1827-1896). Отличаясь выдающимися административными способностями и по своему характеру склонный к улучшениям и реформам, за время своей длительной карьеры Чайлдерс возглавлял ключевые министерства: военно-моского флота, военное, финансов, внутренних дел. Единственный высший оффис, которого он не достиг, это пост премьер-министра.  Отец и мать  Хью Чайлдерса были потомками Гидеонов, но близкое родство родителей не сказалось отрицательно на его умственных способностях. Его дочь Эмили (Милли) Чайлдерс (1866-1922) единственный отпрыск Гидеонов, выделившийся в мире муз, она известный живописец, прославившийся портретами, пейзажами и картинами, изображающими внутреннюю архитектуру и убранство христианских соборов.

   Кроме Хью Чайлдерса, среди отпрысков Гидеонов-членов Парламента, наиболее замечателен Франсис  Фримантл  (1872-1943). Отважный  врач, прошедший все войны Англии своего поколения в различных частях света, он завоевал авторитет крупнейшего в стране специалиста в области организации и выбора направлений развития здравохранения и медицинской профессии.  "Fremantle, Sir Francis Edward (1872 - 1943)". Plarr's Lives of the Fellows Online, http://livesonline.rcseng.ac.uk/biogs/E004111b.htm  Религиозным деятелем мирового масштаба был внук младшего Самсона Гидеона, Куллинг Ирдли Смит (1805-1863), ведущий поборник  религиозной свободы и евангелического христианства в странах Запада.         

   Гершели на протяжении трёх поколений выдвигали учёных  мирового значения. Среди них высится гигантская фигура Уильяма Гершеля  (1738—1822), отца современной астрономии. Выдающимися астрономами были его сестра Кароллина Гершель (1750-1848) и его сын  Джон Гершель (1792-1871)-один из последних великих энциклопедистов в истории. Кроме астрономии он внёс огромный вклад в математику,  химию, биологию, создание фотографии, философию и  популяризацию науки, был великолепным лектором и оратором, перевёл на английский язык Илиаду Гомера.  Его сын Александр Стюарт Гершель (1836-1907) крупнейший исследователь астрономии метеоритов и один из пионеров нового для его времени раздела физики спектрологии, изучения спектров электромагнитного излучения.  Среди потомков Гершелей по женским линиям выделяется генерал-лейтенант Александр Гамильтон-Гордон (1859-1939) из знатного шотландского рода, отлично командовавший корпусом в Первую мировую войну. Еврейское происхождение Гершелей было известно уже при жизни Уильяма Гершеля  не привлекало к себе внимания в Англии: он был протестантом ещё в Германии.

   О времени крещения Гершелей нет единого мнения среди биографов. Первый известный представитель рода Ханс Гершель родился в Моравии, переселился в Дрезден в Саксонии, где открыл пивоварню. Некоторые авторы считают, что он крестился в протестантизм, другие настаивают на том, что крестился его внук Исаак Гершель-отец великого астронома. Христианское имя Ханс  не свидетельствует о протестантизме первого из Гершелей. В немецких документах евреи часто употребляли  христианские именами, поскольку немцам еврейские имена были были незнакомы.

   Anna Ilse Moritzen (Анна Ильза Моритцен или Моритц)мать Уильяма Гершеля ранее считалась немкой-протестанткой. Сейчас исследователи её биографии указывают на то, что её фамилия характерна для онемечившихся евреев, которые создавали свои немецкие фамилии, используя немецкие имена в чём-то созвучные ивритским имёнам своих отцов. Фамилия  Moritzen (упрощённая Моритц) происходит от ивритского прозвища, означающего в переводе на русский "Дитя Моисея".   

   Подобно семье Гершелей, Иоганн Йозеф Цоффани (1733-1810)  происходил из евреев, крестившихся ещё в Германии и  о его еврейском происхождении не было известно до второй половины 20 века, он считался немцем.   

      2. ПОЛЬША.

   Казалось бы в Польше соседке Германии дожно было быть немало крещёных немецких евреев, но в капитальном исследовании Матеуша Мизеса о поляках еврейского происхождения мы встречаем упоминание лишь о двух-трёх родах  и опять же, так же как в России и Англии, еврейские корни этих родов известны лишь благодаря их выдающимся потомкам. Наиболее интересна история о предках  Иоахима Лелевеля (1786-1861), крупнейшего в 19 веке польского историка и  идеалога  национального движения, заслужившего прозвание "патриарха польской демократии".

   После подавления антироссийского востания 1830-1831 годов Лелевель эмигрировал в центр польской эмиграции Париж, где подружился с молодым  единомышленником Яном Чинским (1801-1867). Во время восстания Чинский был начальником штаба крупной военной части, храбро сражался. В эмиграции он быстро завоевал известность ведущего патриотического журналиста и публициста. Лелевель и Чинский подружились, Чинский стал помощником Лелевеля в его политической деятельности.

   Затем они поссорились. Ян Чинский родился в семье крестившихся в католичество евреев, но не отказывался от своего еврейского происхождения, как это было обычно с выкрестами. Он энергично выступал за предоставление иудеям полного равноправия с христианами-поляками. Чинский надеялся, что сможет убедить в необходимости еврейской эмансипации польскую элиту среди которой его уважали за его  преданность Польше. Против сторонников равноправия евреев неожиданно для Чинского раздался  влиятельнейший голос. Властитель дум польского общества Лелевель, несмотря на свои призывы к всеобщему  равенству, заявил, что  еврейская эмансипация в Польше невозможна.

   Иудаизм-противоположность христианству настолько глубоко укоренился в евреях, утверждал Лелевель, что потомки крещёных евреев даже в шестом поколении не становятся верными католиками и поляками.  Юдофобия Лелевеля выродилась в откровенный расизм.  В своей непримиримой юдофобии Лелевель даже разошёлся с позицией католической церкви, выступавшей за полное равноправие выкрестов со "старыми" христианами, и с большинством польского общества. Сам Лелевель в своём повседневном отношении к выходцам из крещёных евреев, к тому же Чинскому, например, совершенно опровергал свои антиеврейские теории.

   Разгневанный антисемитизмом Лелевеля, Чинский публично разоблачил тайну рода Лелевелей. Немцы-предки Иоахима Лелевеля, прусские дворяне  Loelhoeffel von Lowensprung происходили от еврейских выкрестов. Именно факт того, что потомок евреев стал их врагом, возмутило Чинского в антисемитизме Лелевеля. Антиеврейский  психологический настрой действительно нередко был  характерен для выкрестов и их потомков, достаточно упомянуть тех же викторианских либералов Томаса и Мэтью Арнолдов. В этом блистательный интеллектуал Иоахим Лелевель был совершенно неоригинален.

   Ничего нового в публикации Чинского об еврейских предках Лелевеля не было. Чинский публично сказал то, о чём другие лишь упоминали в частных разговорах. Слухи об еврейском происхождении Loelhoeffel von Lowensprung были распространены среди поляков. Восточнопрусский город Элбинг, откуда происходили и где на протяжении поколений жили предки Иоахима Лелевеля, располагался невдалеке от польской границы, имел  тесные сношения с Польшей и поляки знали многое о своих немецких соседях.

   Отметим важнейший факт, подтверждающий еврейское происхождение Лелевеля. Крещённый еврей из Пруссии мог быть родом  лишь из Элбинга. Немецкие крестоносцы, завоевавшие земли пруссов, запретили иудеям селиться в своих владениях, но с 15-го века Восточная Пруссия стала вассалом  дружественной по отношению к евреям Польши. Евреи составляли важную часть купечества в Польше, под давлением Польши немцам пришлось согласится на присутствие еврейских купцов в Восточной Пруссии, но евреям запрещалось оседать в стране. Единственным исключением был Элбинг, находившийся невдалеке от границы с Польшей. Уже в 1440 году в  нём существовала еврейская община. S. W. Baron. Social and Religious History of Jews: Late Middle Ages and Era, стр. 401.      

   Чинский не был оголтелым полемистом, а человеком фактов. Его высокая репутация политического писателя, которую он заслужил не только среди поляков, но и в европейской прессе, основывалась на его честности. Он не стал бы утверждать об еврейском происхождении предков Лелевеля как причине его юдофобии, если бы не был уверен в правдивости своих обвинений. Иначе, со стороны польского общества последовала бы сокрушительная реакция в защиту  польского кумира Лелевеля и Чинский  безвозвратно бы потерял доверие читателей. Одно дело упоминать об еврейских корнях Лелевеля в близком кругу знакомых, как это имело место  среди поляков, другое дело заявить об этом публично, указывая на  происхождение Лелевеля из выкрестов как на причину его противодействия равноправия иудеев.

   Лелевель не  стал опровергать сообщение Чинского о происхождении своего рода хотя обычно потомки еврейских выкрестов публично отрицали свои еврейскиее корни. Возможно Лелевель не хотел привлёкать к своему происхождению ещё большее внимание, чем прежде. Это могло бы превратить его в притчу воязыцах. Нельзя  сомневаться в чувстве достоинства Лелевеля: врать, ради того, чтобы скрыть происхождение своего рода, он бы не стал. В будушем он искренне изменит  свою антиеврейскую позицию и станет твёрдым сторонником еврейской эмансипации.  Mieses, Z rodu, стр. 153-154. Отмечу и то, что после выхода в свет  в 1938 году книги Мизеса, ни один из многочисленных потомков рода Лелевелей не выступил с опровержением Мизеса, несмотря на ярый антисемитизм в вернувшей независимость Польше. К тому времени род, прославившийся именем Иоахима Лелевеля, стал ещё более знаменит в Польше. Его потомком по женской линии был самый читаемый  на родине и в мире польский писатель, воспевавший героическое прошлое поляков, Генрик Сенкевич.

   Подводя итог, можно отметить, что положение с информацией о  родах крещёных немецких евреев в Европе не отличалась от того, что происходило в России.

G. W. E. Russell. Mathew Arnold. London. 1904, стр. 162-3; H. Belloc. The Jews. London. 1922,  стр. 47, 49; D. S. Katz. God's Last Words: Reading th e English Bible from the Reformation to fundamentalism. New Haven. 2004 стр. 264.

 "Sarah Weideman, Mother of Robert Browning, Born in Dundee on 13 June 1772", Scotlands People. Connecting Generations. J. L. Borges. Professor Borges: A Course on English Literature. New York. 2013,  стр. 164. Об еврейском присходении Браунинга без указания по какой линии см. Belloc, The Jews, стр. 47, 49; D. S. Katz. God's Last Words, стр. 365.

   The New Yorker. August 3, 2015, http://www.newyorker.com/magazine /2015/08/03/the-comparable-max; "Театр. Вклад евреев в мировой театр",  Электронная еврейская энциклопедия,  http://www.eleven.co.il/article/15428#02

   См. дореволюционная Еврейская энциклопедия; C. Lubinski. "The Jew in drama, theatre and film", Runes, The Hebrew Impact, стр. 593-594.

  G. Gilbert. "Jews in Photography A Significant Contribution to Civilization", Hebrew History Federation, http://www. hebrewhistory.info/factpapers/fp007_photo.htm; The Project Gutenberg EBook of The Story of the Herschels, by Anonymous. 2004,

   Поздние биографы  многочисленных знаменитых потомков Бирбомов дружно повторили эту  родословную сказку или "поправили" её, объявив Бирбомов  выходцами не только из голландцев, а так как они уроженцы Прусиии, то они выходцы из голландско-немецкой семьи, другие авторы проявили ещё большую осведомлённость в географии. Так как после Первой мировой войны Мемель отошёл к Литве, то эти авторы пишут о голландско-немецко-литовском происхождении первого Бирбома в Англии. Все эти фантазии ни на чём не обоснованы, а свидетельствуют о грустном факте-стремлении выкрестов скрывать своё еврейское происхождение даже в в либеральной Англии и о недобросовестности авторов их биографий.

      ДРУГИЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ АРНОЛДЫ.

   АРНОЛД, Том (Arnold, Tom) (1829-1900).  Филолог. Отец Томас Арнолд.

   АРНОЛД, Уильям (Arnold, William Delafield) (1828-1859). Деятель образования. (Писатель). Отец Томас Арнолд.

   ВЕРЕ О'BРАЙЕН, Флоренс (Vere O'Brien,  Florence)  (урожд. Arnold-Forster) (1854-1936). Филантроп, мемуаристка, дизайнер кружев. Отец Отец Уильяма Арнолд*.

   АРНОЛД-ФОРСТЕР, Хью (Arnold-Forster, Hugh Oakeley) (1855-1909).  Политический, гсударственный, военный деятель. Отец Уильяма Арнолд. Член партии либерал-юнионистов. Депутат парламента. Военный министр (1903-1905).

   АРНОЛД-ФОРСТЕР, Уильям Эдвард (Arnold-Forster, William Edward) (1886 –1951). Садовник, деятель образования. Отец Хью Арнолд. Во Второй мировой войне его сыновья  прказали, что Арнолды могут не только разводить сады и сочинянять стихи.

   Наиболее выдающийся орден Святых Михаила и Георгия 

   АРНОЛД-ФОРСТЕР, Марк (Arnold-Forster, Mark) (1920-1981). Журналист, воин. Отец Уильям Эдвард Арнолд-Форстер. Герой Второй мировой войны. Командир торпедного катера, затем группы торпедных катеров. Сражался с немцами в Ла Манше, у берегов Франции. Его самая блистательная операция: потопил крупный танкер, вступив в бой с охранявшим танкер мощным экскортом из двух линкоров, тяжёлого крейсера и эсминцев. Немецкий эсминец в ярости от потери почти, что протаранил его катер, двигатель катера забарахлил, но Марк сумел доплыть до своей базы. Заслужил награды высокие боевые орден "За выдающиеся заслуги", орден Крест "За выдающиеся заслуги", три раза за отличие в боевых действиях был упомянут в приказах командования.

  Автор текста знаменитого документального сериала  о Второй мировой войне "Мир в войне" (1973), ставшего вехой в развитии телевидения.

   ПРИМЕЧАНИЕ.
 
   Из-за близости языков Голландии и Германии, евреи нередко перезжали из одной из этих стран в другую.
      
    


Рецензии