Контрольный диктант

В сущности, это не новая тема, а просто небольшое дополнение к  тому, о чем я уже многословно толковала в рассуждениях про "обидные отметки". Но у меня так бывает постоянно, как я чувствую сама. Сначала накидаю слов, а потом просыпается некоторое "лестничное" остроумие, и начинаешь догонять с опозданием, что еще не все слова потрачены на тему.

Вот где-то примерно в шестом классе это было. Там стоял вопрос хлеще Гамлетовского с его скромным  бесконечным "Быть ему или не очень быть?", что уже обсуждается веками без итога. Там вопрос куда серьезней надо мной повис. "Четыре" или "пять" мне ставить в четверти по русскому. Там в журнале у меня стояло две "пятерки" и три... О ужас, "четверки" сумели влезть в журнал. И четверть перед Новым годом самая короткая идет. Надо срочно добывать еще одну "пятерку" поскорей. Тогда колода перетянет хоть немного в сторону мою. И станет все, как в армии. Строго по местам. И моя заслуженная "пятерка" перетянет весь "Титаник", чтоб не потонул.

И тут на ловца и метнулся зверь. Объявляют нам "диктант" внезапно на уроке. Моя задача срочная не допустить ошибки. Судьба поставлена на кон всей юной жизни. Хоть тогда еще стипендий за обучение не платили. Нас считали слишком юными, чтоб думать о деньгах в процессе обучения. Но  самое главное в учебе, это кодекс чести. И его посрамить нельзя ни в каком из возрастов. "Честь надо смолоду беречь!"  Это понял еще и Пушкин, когда на свете жил. Надо доверять предкам в вопросах чести.

Итак, моя задача. Грамотно описать под диктовку сложный текст. Был выбран драматический сюжет из русской прозы. Хоть само литературное произведение должно было быть пройдено только через пару лет по курсу литературы. Но этот его момент можно было постичь и много раньше.

Там Печорин, этот лишний человек на свете, сидит в ночи и размышляет о своей дуэли утром. Текст такой примерно.

"Два часа ночи. Не спится! А надо бы заснуть, чтобы завтра рука не дрожала!"

Попутно отмечу для читателей. Возможно ли уснуть с такими мыслями? Он бы лучше подумал о баранах. И поставил их в длинный ряд. Тогда еще хоть как-то могла прийти  мысль о сне в тревожную голову лишнего на свете человека. А с мыслями о руке дрожащей хрен   сон в голову придет.

 Вот я выводила про его бессонницу. Старалась очень. Потом сдала листок на стол. И пошли дни ожидания результата.

Настал и Судный день однажды. И нам объявили результат того диктанта. По его результатам учительница решила выставить нам оценки в четверти, и отправить всех готовиться к встрече праздника.

Дошла очередь и до моего листка. Она оценку объявляет громко. Вслух. У Маши за диктант "5+". Это учительница придумала свою личную систему, возле которой Макаренко со Сухомлинским просто в стороне  тихо отдыхали. Такая система им и во сне присниться не успела. А скромная советская учительница второй половины ХХ века в стране развитого во всем социализма ее   сама успела изобрести.

Там идея в  том состояла. Что если нет ошибок и почерк аккуратный. То это ценится дороже простой "пятерки". К ней добавляется автоматически знак "+", который в сумме равен трем пятеркам и подряд, а  не вразбивку.

Таким образом лишний человек Печорин со своей бессонницей ночной и рукой дрожащей мне обеспечил хороший праздник Новый год по русскому!.


Рецензии