Вне церкви нет спасения? Часть 2

Мне показали недавно отрывок из 17-й главы книги Левит. Утверждалось, что согласно этому отрывку никто не может служить Богу, кроме как «в истинной религии», т.е. вместе с определенной религиозной организацией. При этом Бог, как утверждается, не только не принимает такого служения, но и наказывает смертью за всякую такую попытку. Звучит устрашающе?
Тогда начинаем разбираться.
Левит 17:1-9:
«1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви Аарону, и сынам его, и всем сынам Израилевым, и скажи им: вот что повелевает Господь: 3 если кто из дома Израилева заколет тельца, или овцу, или козу в стане, или если кто заколет вне стана 4 и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то человеку тому вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего; 5 это для того, чтобы приводили сыны Израилевы жертвы свои, которые они закалают на поле, чтобы приводили их пред Господа ко входу скинии собрания, к священнику, и закалали их Господу в жертвы мирные; 6 и покропит священник кровью на жертвенник Господень у входа скинии собрания, и воскурит тук в приятное благоухание Господу, 7 чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они. Сие да будет для них постановлением вечным в роды их.
8 Еще скажи им: если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, приносит всесожжение или жертву 9 и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы совершить ее Господу, то истребится человек тот из народа своего».
Выясним, верно ли вышеуказанное объяснение этого отрывка. Действительно ли христианин не может поклоняться и служить Богу, находясь вне церкви?
Давайте, для начала определимся, какова была цель этого закона. Об этом четко говорит стих 7: «чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам».
Это, как мне кажется, хорошо объясняет, почему ранее Бог охотно принимал жертвы Ноя, Авраама, Исаака и других, которые где бы они ни находились, если желали поклониться Богу, строили жертвенник и приносили на нем жертву (см. Бытие 8:20, 12:7,8, 13:18, 26:25 и др.). Кажется, что Богу было не столь важно местонахождение жертвенника, куда важнее было, что жертва приносилась Ему и приносилась от чистого сердца.
Однако, когда оказалось, что жертвы приносятся идолам, необходимо стало навести порядок. Именно борьба с идолопоклонством была причиной, по которой Бог счел нужным определить место, где должны приноситься жертвы, назначить людей, через которых они должны приноситься (священников) и запретить принесение жертв в другом месте и другими людьми.
Можно ли сказать, однако, что после введения этого запрета никто из верных служителей Бога не строил иного жертвенника, кроме жертвенника, находящегося в скинии (позже храме) и не приносил на нем жертв? Наказывались ли эти люди смертью, как того требовал закон, или же их жертвы были благосклонно приняты Богом?
Книга Судей рассказывает о том, что Гедеон соорудил жертвенник после встречи с ангелом (Судей 6:24) и принес во всесожжение тельца (стих 26). Наверняка, кто-то обратит внимание на тот факт, что поступить таким образом ему сказал сам Бог. Однако, представьте, что бы вы подумали о соверующем, который поступает вопреки тому, чему учит ваша церковь, тому, что вы ясно читаете в Писании и утверждает при этом, что поступать так его побуждает сам Бог? Не сказали бы вы, что Бог не может побуждать кого-либо нарушить Его собственный закон? Не сказали бы вы, что человек этот ошибается, и к такому поступку его побуждает не Бог, а сатана?  Поутру жители города хотели убить Гедеона за то, что он разрушил жертвенник Ваала (стих 28-30). Однако, если  бы в этом городе нашлись люди, верные Иегове, должны ли они были также требовать его смерти, но по другой причине – что он построил новый жертвенник и принес на нем жертву? Или Бог ожидал бы от верных Ему людей, что они окажут Гедеону поддержку?
Хотя Гедеон нарушил закон, создав жертвенник Богу вне скинии, и принеся на нем жертву, он поступил в соответствии со смыслом этого закона – прекратить идолопоклонство. Он ясно продемонстрировал, кому следует поклоняться.
Судей 21:4 рассказывает о том, как весь израильский народ соорудил жертвенник в Массифе. Позже Самуил построил жертвенник в своем родном городе – Раме (1 Царей 7:17). Никто из них не был наказан смертью, и очевидно, что никто из них не нарушил смысла закона: не служить иным богам, хотя они очевидно нарушили его букву.
Еще один подобный случай описывается во 2 Царств 24:18-19:
«И пришел в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина. И пошел Давид по слову Гада, как повелел Господь.»
Давид поверил Гаду, ему не показалось, что с пророком что-то не так, раз он предлагает поступить вопреки Божьему закону, а Бог в свою очередь не разгневался еще больше, но напротив, «умилостивился» принесенными жертвами (стих 25). (Эта же история описывается в 1 Пар. 21:18,26).
3 Царств 8: 64 рассказывает о церемонии посвящения храма во дни израильского царя Соломона. Когда оказалось, что медный жертвенник не вмещает всех приносимых жертв, царь освятил для всесожжения среднюю часть двора (см. также 2 Пар. 7:7).
3 Царств, глава 18 повествует о том, как пророк Илья строит жертвенник и приносит на нем жертву, опять же в борьбе с идолопоклонством.
Почему, собственно говоря, все эти верные Богу люди не соблюдали ясно написанного закона?  Хорошее объяснение можно найти в словах апостола Павла: «Закон существует не для праведного, а  … для тех, кто не признает ничего святого» (1 Тимофею 1:9, Новый русский перевод).
Я не вижу оснований применять закон из 17-й главы Левита к христианам. Христос ясно сказал: «настанет время, когда вы будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме. … Наступит время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет Себе Отец». (Иоанна 4:21-24) И поскольку это время уже наступило, ясно, что нет какого-либо места, в котором (и только в котором) следовало бы поклоняться Богу.
В прошлом жертвы должны были приносить священники, и они делали это в храме. Христианин же не нуждается ни в храме, ни в священнике. Об этом говорит ап. Петр: «Когда вы приходите к Нему (Иисусу) … из вас самих, как из живых камней, строится духовный дом, чтобы вам быть святым священством и приносить через Иисуса Христа духовные жертвы, приятные Богу» (1 Петра 2:4,5).


Рецензии
Я не вижу оснований применять закон из 17-й главы Левита к христианам. Христос ясно сказал: «настанет время, когда вы будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме. … Наступит время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет Себе Отец». (Иоанна 4:21-24) И поскольку это время уже наступило, ясно, что нет какого-либо места, в котором (и только в котором) следовало бы поклоняться Богу.
-----------------------------------------------------------------------------
Это время еще не наступило. Так что Ваш вопрос имеет такой ответ - лучше в церкви, чем самому изобретать. Хотя, и то и другое, заблуждение. Но первое - лучше.

Епифан Борецкий   13.01.2021 05:43     Заявить о нарушении
Но ведь сам Христос добавляет: "И уже наступило". Это цитата из Евангелия от Иоанна.

Светлана Осень   14.01.2021 08:04   Заявить о нарушении
Верно, тогда наступило. А потом отступило на две тысячи лет. Чтобы поклоняться Богу в духе и истине, надо уметь это делать. Просто читать Библию и делать то, что там написано по своему выбору, мало. Надо делать то, что угодно Богу. А для этого нужно уметь слышать Его и слушаться, как это делал Иисус, кстати.
Так что лучше в церкви. Там хоть Дух есть, хотя его помощью никто и не пользуется.

Епифан Борецкий   14.01.2021 08:13   Заявить о нарушении
Епифан, в рамках этой статьи я не обсуждаю вопрос: что лучше?
Цель этой статьи - принести ободрение христианам, которые по какой-то (иногда не зависящей от них)причине оказались вне церкви, и напомнить, что Бог по-прежнему их любит.

Светлана Осень   20.01.2021 09:14   Заявить о нарушении
Ну, как бы смысл религии не в том, чтобы бодриться, а в том, чтобы спастись. Ободрять тонущего? Тут нет половинчатых решений. Либо ты выживешь, либо нет.

Епифан Борецкий   20.01.2021 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.