Асы кубанского неба ч. 7

ВИЛЬЯМСОН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился 13 августа 1918 г. в г. Торжок, ныне Тверской обл., в семье служащего. Окончил среднюю школу и 2 курса Ялтинского сельскохозяйственного техникума. С 1937 г. работал электромонтёром на заводе в Симферополе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. С 1940 г. в Красной Армии, в 1941 г. окончил Качинскую военную авиашколу лётчиков. С началом ВОВ сержант А.А. Вильямсон в действующей армии. Служил в составе 298-го ИАП (с 25 августа 1943 г. - 104-й ГИАП). В 1943 г. лётчики полка участвовали в боях на Кубани, на Южном фронте. Затем освобождали Донбасс и Крым. Мл. лейтенант Вильямсон многократно попадал в критические положения, и всегда его спасали быстрота реакции, огромная сила воли, высокое мастерство пилота. В наградном листе из его боевой жизни приводятся такие факты. 10 апреля 1943 г. дежуривший на аэродроме Вильямсон по сигналу вместе с ведомым взлетел в воздух. За облаками он заметил немецкого разведчика Ju-88. Обнаружив погоню, "Юнкерс" пошёл вверх. Наши истребители летели без кислородных масок. А высота всё возрастала и возрастала. Трудно дышать. Высота 6000 метров, 7000... В глазах пошли разноцветные круги. Вильямсон решил стрелять с дальней дистанции. Ещё секунда, вторая, и "Юнкерс", накренившись, пошёл вниз. Подбитый воздушный разведчик уходил к своей территории. Вильямсон с напарником заставили его сесть в расположений наших войск.

Взятый в плен немецкий лётчик никак не мог поверить, что его подбили советские пилоты на огромной высоте без кислородных масок. 5 мая 1943 г. в неравном бою с 12 "Мессерами" Вильямсон был ранен в голову. Глаза заливало кровью, но он не выходил из боя до конца и вместе со своей группой выполнил задание. 28 августа 1943 г. выполняя в этот день 5-й боевой вылет с группой из 6 "Аэрокобр", Вильямсон повёл свою шестёрку в бой с 12 "Мессерами". Его самолёт получил серьёзное повреждение, а сам он тяжело ранен в голову. Пилот не растерялся. Собрав последние силы, он привёл самолёт на свой аэродром, посадил его и потерял сознание... К маю 1945 г. командир эскадрильи 104-го ГИАП (9-я ГИАД, 6-й ГИАК, 2-я ВА, 1-й Украинский фронт) гв. капитан А. Вильямсон совершил 382 боевых вылета, в 66 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолётов противника. 27 июня 1945 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 г. окончил высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1955 г. гв. полковник А. Вильямсон - в запасе. Работал диспетчером Симферопольского аэропорта. Умер 23 февраля 1986 г. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст. (дважды), Красной Звезды (дважды), Отечественной войны 2-й ст.; медалями.

ВИШНЕВЕЦКИЙ КОНСТАНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ

Родился в июне 1914 г. на х. Солдатский, ныне с. Дмитровка Казанковского р-на Николаевской обл., в семье рабочего. Окончил среднюю школу и фабрично-заводское училище, работал токарем. С июня 1935 г. в рядах Красной Армии. В 1937 г. окончил Одесскую военную авиашколу пилотов. В 1939 г. участвовал в походе советских войск в Западную Белоруссию. Лейтенант К. Вишневецкий мужественно сражался с врагом на различных фронтах: с 22 июня по 1 декабря 1941 г. и с 16 февраля 1943 г. Был трижды ранен: 27 августа 1941 г., 31 мая 1943 г. и в конце сентября 1943 г. До 1942 г. служил в составе 33-го ИАП, затем - 298-го ИАП (25 августа 1943 г. преобразован в 104-й ГИАП). С июля 1944 г. находился при Управлении 9-й ГИАД. Константин Вишневецкий отличился 17 апреля 1943 г. в боях за Мысхако. В тот день лётчикам 298-го ИАП была поставлена задача: прикрыть войска на «Малой земле» с воздуха. Патрулируя над полем боя, одна из групп полка своевременно заметила 20 вражеских бомбёров в сопровождении 15 истребителей и завязала с ними бой над морем. Ведущий группы ст. лейтенант К.Г. Вишневецкий стремительно повёл своих ведомых в атаку. С первого захода он успешно атаковал и сбил вражеский бомбардировщик, два других подожгли ст. лейтенант В. Дрыгин с своим ведомым. На помощь бомбёрам противника бросились истребители. Бой разгорелся с новой силой. Сержанта В. Александрова одновременно атаковали 3 "мессера". Отважный пилот умело вывел свою машину из-под удара. Гнавшийся за ним немецкий лётчик не успел вовремя уклониться от препятствия и на большой скорости врезался в скалу. Победа осталась за нашими авиаторами... Ст. лейтенант Вишневецкий стал одним из лётчиков 298-го ИАП, особенно отличившегося в воздушных боях на Кубани.

В одном из боёв над «Голубой линией», будучи тяжелораненым, истекая кровью, он по возвращении из боя мастерски посадил самолёт на своём аэродроме. Геройски сражаясь в воздухе с врагом, он завоевал всеобщую любовь среди личного состава. 31 мая 1943 г. в 06.05 четверка «аэрокобр» (бортовые № 31, 37, 38 и 39) 298-го ИАП, которые пилотировали лётчики Вишневецкий, Орлов, Комельков и Степанов вылетели в заданный район. На высоте 7000 м, в 06.40 увидели шестерку «мессов», барражирующую западнее с. Киевского на высоте около 2700 м. Спикировав туда, истребители завязали бой, в ходе которого капитан Вишневецкий сбил один Ме-109, который упал западнее Киевского. Лётчик израсходовал 15 – 37-мм снарядов и 500 патронов. При этом Р-39 бортовой «31» Вишневецкого был атакован сверху-сзади со стороны солнца и подбит. Лётчик получил ранение в голову и потерял сознание. Неуправляемая «аэрокобра» сделала переворот и беспорядочно пошла к земле. Видевшие эту атаку и попадание в кабину, однополчане уже мысленно простились с ветераном полка, воевавшим с июня 1941 г. Однако потом Вишневецкий всё же пришёл в сознание, выровнял повреждённую машину и повернул в сторону аэродрома. В 07.18 Р-39 бортовой «31» достиг ВПП. Теряя сознание и истекая кровью, пилот с трудом совершил грубую посадку, промахнулся мимо полосы и налетел на капонир. В итоге у самолёта отлетело левое колесо, сломалась правая стойка шасси и была содрана обшивка с левого крыла. Когда к нему подбежали техники, они увидели, что у «аэрокобры» пробито остекление кабины, кроме того были перебиты тросы руля, а в задней части фюзеляжа имелись многочисленные пробоины. Лётчик был немедленно отправлен в госпиталь и прооперирован. В описанном бою К. Вишневецкий одержал свою последнюю, 14-ю личную победу.

После излечения он был комиссован и в боевых вылетах больше не участвовал. По другим данным, на счету  было 17 личных и 14 групповых побед. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом ПВС СССР от 24 августа 1943 г. комэск 298-го ИАП 229-й ИАД, 4-я ВА, СКФ) К. Вишневецкий был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1134). Интересно, что его 298-й ИАП, за успехи в боях на Кубани, тогда же был преобразован в 104-й ГИАП. В конце сентября 1943 г., в бою над рекой Молочной, К. Г. Вишневецкий сбил 2 самолёта, вновь был ранен, но привёл машину на аэродром и сумел её посадить. После ранения его правая рука частично потеряла подвижность, и он был отстранён от лётной работы. Помощник командира 9-й ГИАД (6-й ГИАК, 2-я ВА) по тактико-стрелковой подготовке гв. майор Вишневецкий погиб 20 (30) июля 1944 г. в автомобильной катастрофе. Это была тяжёлая потеря для всей дивизии. Нелепая смерть уже в канун полной победы вырвала из рядов незаурядного лётчика и умелого командира. Он погиб при перебазировании командного пункта танковой армии Рыбалко, где находился в качестве представителя ВВС. Вишневецкий ехал в колонне машин на трофейном мотоцикле. Внезапно колонна была атакованы четвёркой FW-190. Шофёр одного из грузовиков резко рванул с дороги в сторону поля и сильно ударил ехавшего сбоку Вишневецкого... К моменту гибели на его счету было более 200 боевых вылетов, около 50 воздушных боёв, не менее 17 самолётов сбитых лично и 14 в группе, ещё 2 самолёта уничтожил на земле. Похоронен во Львове на Холме Славы. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й ст.; медалями. В пос. Казанка Николаевской обл. в память о Герое установлен обелиск.

ГЛИНКА БОРИС БОРИСОВИЧ

Старший из братьев Б.Б. Глинка (родился 27.09.1914 г.) также начал свой путь в небо через аэроклуб, где в 15 лет занимался одновременно с работой на шахте им. МОПРа и учёбой в Криворожском горном техникуме. Позже, в 1936 г. окончил Херсонскую школу лётчиков ГВФ, где остался лётчиком-инструктором. В 1940 г. Борис Глинка, уже находясь в рядах РККА, окончил Восьмую Одесскую военную авиашколу пилотов, где также был оставлен на должности инструктора. Однажды, в конце 1942 г., когда 45-й ИАП был выведен с фронта для пополнения, Дмитрий Глинка, к тому времени уже комэск и орденоносец, встретил на улице добродушного здоровяка в застиранной лётной форме. Это был его старший брат Борисом, отрабатывавший инструкторский хлеб в одном из запасных авиаполков. Хлеб этот с моральной точки зрения был тогда отнюдь не сладок, и сменить вторую кабину на боевой истребитель мечтали многие инструкторы. Мудрый комполка, майор И.М. Дзусов, помог осуществиться мечте приглянувшегося ему лётчика, и, переучившись на четвертый и пятый в своей судьбе истребители - на "Киттихаук" и "Аэрокобру", - Борис Глинка прибыл в составе полка на Кубань. Битва над "голубой линией", отличавшаяся невиданным упорством и напряжённостью, приближалась к своей решающей фазе, когда на узком в 10-30 км участке фронта друг против друга действовало до 2500 самолётов. Б. Глинка сразу заявил о себе, как о зрелом воздушном бойце, в первом же бою 10 марта 1943 г. уничтожив Ю-88, а позднее, в тот же день, открыл счёт "сто девятым"... 22 марта ему довелось участвовать в исключительном по накалу бою, когда восьмёрка Р-39 "кобр" 45-го ИАП вступила в бой с большой группой немецких истребителей. Б. Глинка сумел сбить тогда два Ме-109, но и сам был ранен в плечо, а его самолёт подвергся настойчивым атакам "Мессеров".

Продолжение следует в части  8                http://proza.ru/2020/06/08/1311


Рецензии