Асы кубанского неба ч. 26

Снимок двух прославленных асов 3-го гвардейского ИАП был размещён в центральной газете "Красная Звезда" № 140 от 16 июня 1943 г.

На аэродроме ст-цы Пашковской Манукяну была вручена первая награда - орден Красного Знамени. Такую же награду получил и Рубахин. Несколько лётчиков получили ордена Отечественной войны 1-й ст. Бои на Кубани и в районе Новороссийска продолжались с не меньшим драматизмом. Лётчикам приходилось не только одерживать победы, но и терять боевых товарищей. В бою 27 апреля 1943 г. Манукян получил лёгкое ранение в правую ногу, но, несмотря на это, продолжал участвовать в боевой работе полка. К середине июня 1943 г. Акоп Манукян совершил 30 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя и сбил 6 вражеских самолетов. В числе первых 6 лётчиков он был представлен к званию Героя Советского Союза, но командование пока ограничилось только орденом Отечественной войны 1-й ст. Всего за войну Манукян представлялся к этому званию 4 раза, и лишь последнее было реализовано... После боёв на Кубани в июне 1943 г. 402-й авиаполк был выведен на отдых и пополнение в г. Липецк. Здесь лётчики пробыли до начала сентября. В этот период Манукяну было присвоено звание ст. лейтенанта, и он был назначен комэском. В сентябре 1943 г. А. Манукян в составе авиаполка перебазировался в район г. Новошахтинска на Южный фронт. Здесь началось изгнание оккупантов из Донбасса, и немецкое командование для препятствования этому увеличило свою авиагруппировку до 750 самолётов. Манукяну и его товарищам предстояло обеспечивать надёжное прикрытие с воздуха боевые действия 5-й Ударной и 2-й Гвардейской армий, а также 4-го Гвардейского Кубанского казачьего кавкорпуса.

23 октября 1943 г. наши войска полностью овладели г. Мелитополь. За отличие в боях за него 265-я ИАД получила почётное наименование "Мелитопольская". В следующем месяце войска 4-го Украинского фронта вышли к низовьям Днепра и Перекопу, неожиданно для врага форсировав Сиваш и захватив при этом плацдарм уже на Крымском берегу. Для защиты этого плацдарма 402-й ИАП перебазировался в Сев. Таврию на аэродром в заповеднике Аскания-Нова. Здесь комэск Манукян получил звание капитана и за отличие в осенних боях был награждён вторым орденом Красного Знамени. Переправа, наведённая нашими войсками на Сивашский плацдарм, стала объектом почти 2-месячной охоты немецкой авиации, и, разумеется, лётчики 402-го ИАП ежедневно вылетали на её прикрытие. 25 февраля 1944 г. капитан А. Манукян в паре со ст. лейтенантом Н. Куликовым вылетел на поиск не вернувшегося самолёта капитана Рудченко. В 13:25 в районе переправы через Сиваш на высоте 2500 м лётчики встретили 18 Ju-87 под прикрытием 10 Ме-109 и, несмотря на такое численное превосходство, вступили с ними в бой. Из группы бомбардировщиков только несколько самолётов сбросили бомбы, но попадания в переправу не было. Манукян атакой сверху сзади с дистанции 60 м сбил "Юнкерс", Куликов сбил второго бомбёра. После этого лётчики вели бой с истребителями прикрытия, в результате которого Манукян атакой сзади с дистанции 50 м сбил Ме-109, а Куликов атакой на встречных курсах сбил второго "Мессера".

Вражеские самолёты развалились в воздухе и упали в Сиваш, остальные поспешно ретировались в сторону Крыма, а наши лётчики благополучно вернулись на свой аэродром. 11 марта 1944 г. прошёл ещё один знаменательный бой над Сивашской переправой. Шестёрка "Яков" в составе А. Манукяна, Н. Куликова, П. Гаврилина, С. Шпунякова, Н. Конукоева и А. Малашина встретилась с большой группой Ju-87 в сопровождении более 10 истребителей. При виде наших самолётов вражеские бомбёры стали поспешно сбрасывать бомбы. Манукян прорезал огненной очередью ведущий "Юнкерс", и тот упал в Сиваш. Гаврилин точно попал в бензобак второго и чуть сам не пострадал от его взрыва в воздухе. В это время происходил бой с истребителями прикрытия, и Конукоев, Шпуняков и Малашин сбили по одному FW-190. Неожиданно один из "Фоккеров" пристроился в хвост к Шпунякову, и спасая товарища, Малашин таранил его, а при пламенном падении ещё и направил свой самолёт во вражескую зенитную батарею... Так за геройскую гибель мл. лейтенанта Малашина фашисты заплатили 6 сбитыми самолётами. За бои над Сивашом капитан А.Б. Манукян был награждён третьим орденом Красного Знамени. А с 8 апреля 1944 г. он участвовал в боях по полному освобождению Крыма, в которых увеличил свой счёт ещё на 5 сбитых самолётов. Лётчики 402-го ИАП поддерживали прорыв 19-го танкового корпуса и освобождение нашими войсками Севастополя, за что полк получил почётное наименование "Севастопольский". Но, несмотря на успехи и близкую победу в Крыму, дни 4 и 5 мая 1944 г. стали "чёрными" в боевой биографии капитана А. Манукяна и всего полка.

На исходе 4 мая в воздушном бою над Чёрным морем был сбит друг Акопа - Шамиль Абдрашитов. Связанный боем с вражескими истребителями Манукян не смог помешать этому, как и увидеть, куда упал самолёт товарища (упал в море). А на следующий день Манукян вылетел на поиски Шамиля, но так его и не нашёл, зато встретил 4 Ме-109 и, мстя за погибшего друга, ввязался в бой, в котором получил тяжёлые ранения в левое бедро и обе руки. Несмотря на большую потерю крови, превозмогая боль, он всё-таки привёл свой самолёт на аэродром. Пока Манукян находился на излечении в госпитале, его авиаполк перелетел на 3-й Белорусский фронт, и лётчики занялись прикрытием от налётов вражеской авиации ж/д узлов восточнее Витебска. А когда он вернулся, как раз началась операция "Багратион". В ней капитан А.Б. Манукян с боевыми товарищами сначала поддерживал 3-й Гвардейский мехкорпус и конно-механизированную группу, а затем - стрелковые подразделения, ведущие бои за города Вильнюс и Каунас. Участвуя в боях в районе переправ через Неман, Манукян и другие лётчики полка неоднократно выполняли боевые задания совместно с французскими лётчиками из авиаполка "Нормандия". В конце сентября 1944 г. 402-й ИАП вошёл в состав 6-й ВА 1-го Белорусского фронта и перелетел в район г. Владимир-Волынский. Но после непродолжительного пребывания в резерве 17 ноября 1944 г. авиаполк в составе 45 лётчиков и 48 самолётов Як-3 и Як-9 вошёл в состав 16-й ВА того же фронта и перебазировался на польский аэродром Вышницы. Здесь Манукян выполнял боевые вылеты на прикрытие наземных войск на Магнушевском плацдарме на западном берегу Вислы.

В январе 1945 г. началась Висло-Одерская операция, в которой лётчики 402-го ИАП "сопровождали" войска 5-й Ударной армии. Много боевых вылетов капитану Манукяну, ставшему к тому времени помощником командира ИАП по воздушно-стрелковой службе, пришлось провести над Кюстринским плацдармом. В разгар этих боёв в феврале 1945 г. командование уже в 4-й раз написало представление на Манукяна к званию Героя Советского Союза. Вот скупые строчки его боевой работы: "За время боевых действий на Кубани совершил 30 успешных боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 6 самолётов противника. Боевые задания выполнял на Як-1. На 4-м Украинском фронте совершил 125 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв, в которых лично сбил 16 самолётов. Боевые задания выполнял на Як-1 и Як-9. На 3-м Белорусском фронте совершил 25 боевых вылетов, провёл 4 воздушных боя и 12 успешных штурмовок. На 1-м Белорусском фронте с 14.01 по 5.02.1945 г. совершил 27 боевых вылетов на Як-3. Всего выполнил 207 боевых вылетов, из них: 120 - на прикрытие своих войск, 9 - на сопровождение своих бомбардировщиков, 23 - на свободную охоту, 13 - на разведку войск противника, 42 - на штурмовку войск и аэродромов; из общего числа 17 - ночью. Провёл 55 воздушных боёв, в которых лично сбил 22 самолёта: Хе-111 - 4, Ю-87 - 6, Савои - 1, ФВ-190 - 2, Ме-109 - 9, один сбит ночью. Кроме того на штурмовках уничтожил: самолётов - 4, паровоз - 1, автомашин - 17, подвод - 5, солдат - до 40. Будучи командиром эскадрильи, умело руководил подразделением, в результате за время его командования эскадрилья совершила 1092 боевых вылета, в воздушных боях сбито 69 самолётов противника.

Свои потери на всех фронтах - 9 лётчиков и 12 самолётов". Этот, ушедший "в верхи" список, капитан А.Б. Манукян ещё увеличил в последней, Берлинской операции. Он участвовал в прикрытии прорыва войсками 5-й Ударной армии обороны противника. Уже в первый день наступления, 16 апреля 1945 г., 2 четвёрки "Яков" встретили 9 "Юнкерсов", причём первым их увидел и передал по радио Манукян. Он же сбил и первый из 4 сбитых бомбёров. Вечером того же дня командир 3-го ИАК ген. Е. Савицкий получил от командующего 5-й Ударной армии ген. Н. Берзарина благодарность лётчикам за хорошую работу. В последующие дни лётчики 402-го ИАП участвовали в воздушных боях непосредственно на подступах к Берлину и в уничтожении окружённых немецких войск в районе гитлеровской столицы. В самом последнем бою войны 2 мая 1945 г. Акоп Манукян потерял ещё одного своего друга, с которым в далёком 1943 г. приехал с Дальнего Востока на Кубань и прошёл всю войну - Николая Дугина... За отличие в битве за Берлин капитан А.Б. Манукян был награждён орденом Александра Невского. Ко времени капитуляции фашистской Германии он совершил около 300 успешных боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 26 самолётов противника. Во время штурмовых ударов уничтожил на земле ещё 13 самолётов, 17 автомашин, паровоз, 15 повозок, порядка сотни вражеских солдат. Представления на звания Героя Советского Союза целому ряду лётчиков 402-го авиаполка, в том числе и Манукяну, "проходили" по инстанциям ещё целый год. Несмотря на свою высочайшую результативность (881 уничтоженный за войну самолёт), в полку были дисциплинарные нарушения, и его не очень жаловало командование.

Продолжение следует в части  27                http://proza.ru/2021/02/26/1174               


Рецензии