Ах, Тома, Томочка. Глава 9

   " Молитвы и песни не оставят человека ни в хорошую,  ни в плохую минуту".
         ( Народная мудрость )

             Глава  9.
    Анна сначала больше двух месяцев находилась в коме, в этом достаточно тяжёлом состоянии организма больного человека, близком к смерти. Затем её организм перешёл в вегетативное существование, которое медики называют « синдромом запёртого человека».

    Она была полностью обездвижена, парализована, не способна в полной мере реагировать на внешние раздражители, потеряв навыки речи и чувствительность к боли. Правда, мозг её уже начал работать.

     В особых отделах мозга сохранились подсознательные глубинные процессы, позволяющие ей смотреть подобие сновидений. В них она проживала свою жизнь с присутствующими там родственниками, общаясь с ними. Иногда она видела сюжеты из прочитанных когда-то книг и просмотренных фильмов.

     Врачи продолжали бороться за спасение жизни Анны с помощью привезенных из Москвы дефицитных лекарств: витаминов, обезболивающих, противосудорожных и жаропонижающих средств. Они были уверены, что своевременное и грамотное назначение лечения спасёт больную и от смерти, и от инвалидности.

     За прошедшие месяцы санитарка Домна Елисеевна привязалась к Анне, словно к своей младшей сестре. Выросшая в детском доме, она всю жизнь мечтала о том, как  было бы здорово иметь родную душу на земле.

      По утрам она молилась дома за Анну. В церкви Домна через каждые 40 дней заказывала Сорокоусты о ней о здравии, помня слова Отца Вячеслава:
« Молитва – это камертон. Молящийся  - настройщик, приводящий свой ум, чувства, мысли, слова и всего себя в Гармонию со вселенной, в Гармонию с Творцом всего сущего».

     Но особенно врезались в её память такие его слова: « Многие люди могут спастись, если мы первыми протянем им руки».  Приходя в больницу и наводя порядок в палате, где лежала Анна, она читала над ней молитвы, а затем с укором обращалась к  больной:

  -  Анна, хватит тебе колодой лежать. Вспомни о своих  четверых детях и муже.  Они так любят тебя, переживают о тебе, плачут ночами. Неужели, тебе  не жалко их?! Ну, умрёшь ты. Бог тебя за перенесённые страдания в рай отправит.   А как они на земле будут жить без матери?

    - Иван женится. А, мачехе, зачем чужие дети?! Она Ивану своих детей нарожает.  А твоих дочерей в детский дом отправит. Подумай хорошенько. Окрепни духом. Проси Бога простить тебе твои прегрешения и даровать  исцеление от лютой болезни ради детей.
 
    - Пообещай Ему, что в дальнейшей жизни будешь заботиться не только о своих детях, но и чужих. Бог всегда заботится о детях и слышит молитвы любящих матерей. Бог Всемогущ и Человеколюбец! Я верю, что Он обязательно спасёт тебя.

     В понедельник 19 декабря 1960 года мать Ивана, Ророт Екатерина Францевна, с утра сходила к председателю колхоза Козлитину Михаилу Егоровичу.  Она слёзно попросила того разрешить Ивану с дочками съездить на  колхозном « ГАЗ-69», называемом народом  «Козликом», в воскресенье 25 декабря в больницу, чтобы навестить Анну.

     Михаил Егорович, подумав, ответил:  -  Дело в том, Екатерина Францевна, что в воскресенье я с женой и дочкой собрался  тоже поехать  в Каратуз  в гости к тестю на день рождения. Поскольку в машине есть еще два места,  я смогу взять только  Ивана с дочкой Катей. Галя все равно в обед уедет в интернат, а Тому с Валей Вам придется на день взять к себе домой».

    Довольная услышанным, мать побежала к сыну, чтобы сообщить ему радостную новость. Екатерина Францевна, в девичестве Моциевская, была полячкой по национальности и католичкой по вероисповеданию.
 
    В тот год Рождество Христово (25 декабря) выпало у католиков на воскресенье. Катерина посчитала это хорошим знаком для посещения больной Анны. Ивану, коммунисту, она ничего не сказала об этом, но сама решила в Рождество Христово дома помолиться и попросить нашего Спасителя Иисуса Христа даровать Анне исцеления от менингита и продления лет её жизни ради четверых детей.

    Зима в декабре оказалась не такой многоснежной, как в предыдущие годы, и относительно тёплой. Дорога не была заметённой сугробами, и в обед в воскресенье  « ГАЗ -69» с пассажирами благополучно доехал до районного центра.

     Ивана с дочкой  Катей сама Светлана Ильинична провела в отдельную палату к больной. Маленькая, худая, измождённая Анна лежала на больничной койке, не проявив никакого интереса к вошедшим. Ни один мускул не дрогнул на её лице, когда муж и дочка погладили её по голове и стали целовать ей руки.

     Катя показала маме рисунки от Валечки и Томочки, зачитала письмо от Гали, а 
Иван передал приветы от родственников. Анна лежала бездвижно на кровати, не реагируя на происходящее.

     Неожиданно Катя, повернувшись к отцу и врачу, попросила у них разрешения спеть мамину любимую песню. Она пояснила им свою просьбу словами бабушки Кати:
 « Хорошая песня  дух бодрит и тело молодит. С песней душа растёт.  Хорошая песня может принести и спасение». Те молча, в знак согласия, кивнули головами.
 
    Взяв мамину руку в свою правую ладонь, Катя, вытерев ладошкой левой руки слёзы, тихонечко запела песню, которую чаще всего слышали дети от своей мамочки:

Мiсяц на небi, зiроньки сяють,
Тихо по морю човен плыве.
В човне дiвчина пiсню спивае,
А козак чуе – серденько мре.

    Сдерживая подступившие рыдания, Иван стал нежно подпевать дочери:
Пiсня та мила, пiсня та люба,
Все про кохання, все про любов.
Як ми любились, та й розiйшлися,
Тепер зiйшлися навiки знов .

    У приоткрытой двери палаты столпились медсёстры и врачи, слушая взволнованное пение мужа и дочки у кровати Анны. По щекам их текли солоновато-горькие слёзы.
Ой очi, очi. очi дiвочi,
Темнi як нiчка, яснi як день.
Вы ж мене очi плакать навчiлi.
Де ж ви навчились зводить людей?

    Следует пояснить, что песни пелись в Польском Выселке на разных языках: русском, немецком, польском, чувашском и украинском. Надо отметить, что на украинском языке пели все жители деревни, так как слова легко запоминались всеми и мелодии были такими напевными, радуя сердце и душу сельчан.

     Когда Катя с отцом допели до конца украинскую народную песню, вдруг из глаз Анны покатились слёзы,  и её рука слабо шевельнулась в дочкиной ладошке.

    Продолжение следует.http://proza.ru/2021/01/11/587




 


Рецензии
Волнительно, Галина!!! Спасибо!!!

с теплом души,

тепла, мира и света,

Ренсинк Татьяна   09.03.2022 11:08     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Татьяна, за то, что и Вас так взволновала эта глава. У каждого человека есть такая песня, которая в самые сложные периоды жизни даёт ему силу и энергию для выживания.Эта песня буквально воскресила Анну.
С признательностью. Галина.

Галина Гостева   09.03.2022 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.