Мерцание. Глава 30

Глава 30

 Суббота, 17 июля, 0 часов 55 минут

– А в чём, собственно, дело? – это спросила Света, успевшая выйти из «Ниссана» и вставшая рядом с Иваном.
– Светлана Дмитриевна, подождите, пожалуйста, в машине.
Говоривший был холодно вежлив, но по его явно спортивной немного напряжённой фигуре чувствовалось, что он способен и силу применить, причём явно немалую.
– Свет, ладно, я схожу… – пробормотал Иван, пытаясь оторвать Светкину руку, вцепившуюся в его ремень.

– Максимов, подожди! Нет, молодой человек, мы прекрасно знаем, кто хочет поговорить и о чём. Передайте ему, что мы с Иваном Александровичем напарники и дело Торопова ведём… вели вместе. Так что и говорить надо с нами обоими. Идите и скажите это вашему шефу, мы никуда не убежим.
Человек в галстуке секунду колебался, потом повернулся и, бросив через плечо «подождите», отошёл. Только теперь детективы заметили небольшой тёмный фургон, стоявший чуть поодаль. Агент подошел к машине, отодвинул в сторону дверь и заглянул в темноту салона. Его белая рубашка ярко выделялась на фоне тёмного двора. Переговорив с сидевшим в фургоне, он вернулся к стоявшим рядом Ивану и Свете.
– Хорошо, идёмте. Только без глупостей.

– Конечно, я сейчас достану пулемёт и покрошу всех в…
Иван дёрнул Свету за платье, и она замолчала.
В минивэне освещение салона было выключено. Вторичный слабый свет давала лишь приборная доска, тлеющая рубиновыми угольками индикаторов и циферблатов. Однако света приборов и тусклых уличных фонарей вполне хватило Ивану, чтобы узнать в человеке, сидевшем напротив них, подполковника Баринова. В темноте белела рука фээсбэшника, закатанная в гипс. Сотрудник в белой рубашке остался снаружи и задвинул дверь.
– Присаживайтесь, – прозвучал знакомый Ивану голос.
– Спасибо, товарищ подполковник. Как ваш водитель?
– В госпитале.
– А вы сами?
– Как видите, выжил и даже функционирую.

Лёгкий сарказм, прозвучавший в голосе Баринова, вселил в Ивана некоторую надежду на то, что фээсбэшник настроен не очень кровожадно. Повисло молчание, которое нарушила Света:
– Матвей Егорович, мы вас слушаем.
– Вам повезло, – начал Баринов. – Сегодня вечером произошло событие, которое позволило мне расставить почти все точки над «i» в моём расследовании. Похоже, что у вас появился шанс выйти из игры без особых потерь. Но для этого вам придётся ответить на некоторые вопросы, чтобы вновь не возбудить мой интерес к вашему тандему. Я понятно изъясняюсь?
– Вполне, но у нас тоже…
Баринов, забывшись, сделал жест рукой в гипсе и зашипел от боли.

– Вопросы буду задавать я. В зависимости от ваших ответов будем определять дальнейший ход разговора. Итак. Голубицкий мне сказал, что вы ведёте дело по просьбе мадам Тороповой. Это так? – детективы кивнули. – Хорошо. Она попросила вас выяснить действительные причины смерти мужа?
Иван и Света молчали.
– Разговор не получится, если вы не будете откровенны.
– Послушайте, – голос Светы дрожал. – На каком основании вы устраиваете нам допрос. Если мы в чём-то виновны – вызывайте нас к себе официальной повесткой…

– Светлана Дмитриевна, – прервал её Баринов, – вы немного не понимаете ситуации, в которой оказались. Никакой повестки не будет, а если она появится, то, уверяю, для вас всё закончится в лучшем случае двенадцатью годами строгого режима. Поэтому не упорствуйте, пока я готов говорить с вами вот в таком, можно сказать дружеском, формате.
Светлана недовольно передёрнула плечами, но промолчала.

– Вот и хорошо. Итак, ваш ответ?
– Да, Альбина Романовна поручила нашему бюро выяснить причины смерти её мужа, – скрепя сердце пояснил Иван. – Вернее, перепроверить обоснованность медицинского заключения.
– Наследственные дела – это прикрытие?
– Да, – выдавил Максимов.
– Хорошо, поехали дальше. Где ультраридер Торопова?
Света не выдержала:
– Да что же это такое в самом деле?! Всех поголовно интересует вопрос о местонахождении ридера Торопова? Что в нём такого?
– Прошу вас ответить на вопрос, – спокойно произнёс Баринов.
– Мы не знаем, – быстро ответила Света.
– Не знаем, значит.
Баринов пошарил здоровой рукой за спиной, нащупал что-то и протянул Ивану:
– Ваше?

Максимов взял в руки то, что ему дал подполковник. Почти сразу он понял, что это покорёженный настольный треножник для видео- и фотоаппаратуры. Он протянул руку к потолку салона, стараясь нащупать клавишу включения света.
– Свет включать не обязательно. Могу вам помочь – это звукоулавливатель, который мы нашли в поселке Авиатор в доме напротив дачи Торопова. Мы там и ещё кое-что нашли.
Баринов снова погремел чем-то за спиной и вытащил бинокль:
– Тоже не ваше? Не отказывайтесь, хорошая вещь – «Никон», хоть и поцарапан немного!
Иван машинально взял в руки бинокль и понял, что почти всё время он со Светой был под колпаком у Баринова. А они, наивные, батарейки из смартфонов доставали. Но «почти» всё-таки не значит постоянно…

– Да, мы там прятались, наблюдали за дачей Торопова, – тихо сказал Иван.
– Хорошо. Что-нибудь узнали про ридер?
– Ничего. Вернее, он нас не интересовал, мы вели наблюдение в надежде разобраться во взаимоотношениях Тороповых, Штурмина, Воловича…
– Разобрались?
– В общих чертах.
– Ридер?
– Заходила на даче речь и о ридере. Анфису Торопову о нём спрашивали и Штурмин, и Артём Волович. Она сначала всё удивлялась, зачем им это, а потом обозлилась и накричала на Артёма. Мы так поняли, что ридера у неё нет.

– Конечно, нет. Он у вас.
– Подождите, мы же вам русским…
– Иван Александрович, будет лучше, если вы отдадите ридер сами, без принуждения.
– А я вам говорю, что… – начал Иван.
Баринов приподнял здоровую руку, прерывая детектива.
– Нам известно, что вы ездили в НИИ кибернетики. Зачем – догадаться нетрудно. Но, если хотите, мы допросим Доброва и его сотрудников. Имейте в виду, Иван Александрович, я предлагаю вам сдать ридер добровольно только из-за хорошего отношения к вам. И не потому, что помогли мне, хоть за это и спасибо вам. Вы, конечно, понимаете, что я могу действовать и совсем другими методами. Но я не хочу. Ну же, помогите мне – проявите гражданскую сознательность! Вы не можете не понимать, что моя контора не играет в бирюльки. Ридер – это часть нашей операции, и речь идёт о безопасности страны. Я понятно объясняю?

Детективы подавленно молчали.
– Ау! Вы меня слышите?
Иван взглянул на Свету, та опустила глаза. Тогда он вздохнул и достал ридер Торопова. Несколько секунд смотрел на него, потом протянул сидящему напротив Баринову. Подполковник не взял его и обернулся назад:
– Леонид, посмотри.
На дальнем заднем сиденье, во время всего разговора, оказывается, сидел, невидимый в темноте, ещё один человек. Он подошёл и примостился рядом с Иваном. Взяв ридер, он включил налобный фонарь, достал какие-то инструменты и в мгновение ока вскрыл прибор. Вынув крошечную схемку, он внимательно и долго рассматривал её в увеличительное стекло. Потом поднял голову и сказал:
– Это он.
– Спасибо, Леонид.

Человек ушёл обратно на заднее сиденье и унёс с собой ридер.
– Молодец, Иван Александрович, я рад, что вы сделали правильный выбор. Вы не пожалеете об этом, я говорю.
– Теперь все обвинения с нас сняты?– зло спросила Света.– Мы можем идти?
– Ещё один вопрос.
– Опять?
– Последний, обещаю. Вы видели, как погиб Штурмин?
– Нет, – спокойно ответил Иван, смотря в блестевшие в темноте глаза Баринова. – Налетел шквал и смёл всё наше хозяйство, потом на дом упало дерево. Хорошо, нас не убило. Вы и сами это знаете, коли там побывали и нашли аппаратуру. До самого последнего момента наблюдения Штурмин находился на втором этаже в кабинете Торопова.

– Что он там делал?
– Что-то искал, мы подумали – ридер.
– Запись вели?
– Нет, зачем она нам?
Подполковник долго смотрел на Ивана, потом слегка хлопнул здоровой рукой себе по колену.
– Хорошо, условно верю. Теперь последнее: о нашей встрече, а тем более о ридере не должен знать никто. Никто! – Баринов слегка повысил голос.
– Мы поняли, поняли, не нагнетайте, – сказала Света. – Государственная тайна и так далее. Теперь мы можем идти?
– Да, конечно. Вот вам мой номер мобильника на всякий случай, – подполковник протянул визитку Ивану. – Саша, они уходят.

Он постучал по борту, и человек в белой рубашке, остававшийся снаружи, открыл дверь. Детективы молча вылезли из фургона и отошли на несколько шагов. Агент снова задвинул дверь минивэна, обошёл его спереди и сел за руль. Машина плавно тронулась с места и быстро скрылась в темноте.
Иван повернулся к Свете:
– Свет, я не мог не отдать…
– Максимов, всё правильно. У меня сначала возникла мысль отдать им копию ридера, она же у меня в сумке, но я тут же поняла, что они могут сразу проверить. Что и случилось. Так что всё правильно. А у нас осталась и микрокарта, и пусть и не родной ридер, но тоже усовершенствованный, со схожими характеристиками.
– А если Баринов действительно допросит Доброва? – засомневался Иван. – Тогда им станет ясно, что дело в микрокарте, а не в ридере.

– Вряд ли. Баринов получил то, что хотел – двухнанометровый микрочип. Мы с тобой в самом начале думали, что речь идёт о разработке какого-то психологического оружия, а истина оказалась куда проще: ФСБ охотится за микрочипом. Ну, не только за ним, а за производителем и посредниками.
– Похоже на то. Только вот не совсем понятно – кто же такой Штурмин? Какую роль он играл?
– Я думаю, что Штурмин нелегально раздобыл микрочип. Сделать сам он его не мог, нам это Кирилл доходчиво объяснил. Значит, либо сам, либо с чьей-то помощью свистнул его в чужой лаборатории, возможно и у американцев, и слегка усовершенствовал ридер.
– А свистнул чип прямо из Силиконовой долины, да?
– Как знать, может, и оттуда, вестимо, – пожала плечами Света.
– Для Тороповой опять придётся покупать новый ридер. Второй. Так никакой премии не хватит, – улыбнулся Иван.

– Зато ФСБ от нас отстала. По крайней мере, на время.
– Дай-то бог! Хотя я думаю, что нам с подполковником придётся ещё увидеться, – Иван посмотрел на часы. – Ого, почти два часа ночи, скоро светать начнёт. Пока ты до дому доберёшься, на работу надо будет ехать. У меня есть предложение…
– Максимов, твои предложения удивительно однообразны. К тому же завтра, то есть сегодня, суббота.
Щёлкнув брелоком, она поставила машину на охрану и пошла в сторону дома. Иван, не ожидавший такого лёгкого успеха, чуть замешкался. Света обернулась:
– Ну, что ты врос в землю, как соляной столб? Провожай даму.

Продолжение: http://proza.ru/2021/01/05/754


Рецензии
Пока история завершилась благополучно.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.01.2021 14:47     Заявить о нарушении
История еще не завершилась, но стремительно движется к развязке!
Спасибо, Владимир!
С уважением,

Михаил Шуваев   03.01.2021 12:15   Заявить о нарушении