Неожиданная встреча

Наступила осень, любимое время года, когда после пышного и жаркого лета начинается большая перемена и деревья все по разному начинают переживать листопад. По краю пихтового леса сгрудились молодые в разноцветном одеянии осинки, как будто им стало холодно в густом лесу и они вышли погреться на солнышко, как старики выходят погреться на завалинках. Очень тихо. Лишь изредка слышно сойку, дрозда. Березки только начали скидывать свой золотистый наряд. Калина созрела и манит к себе ярко красными гроздьями рябчиков.  Очень любят они эту ягоду и осенью и зимой. Рябчик размером заметно крупнее голубя, рыжевато-серый с поперечной рябью, перья на груди и брюхе черные с широкими белыми каемками, у самца на горле черное пятно. У встревоженных птиц на голове поднимается короткий хохолок. При взлете видна черная, окаймленная белым поперечная полоса по краю хвоста, разбитая надвое однотонными центральными рулевыми перьями. Рябчик очень шумно взлетает, но садится совершенно беззвучно. Осенью они встречаются выводками до десяти птиц. Пора золотой осени - самое волнующее время для охотников за рябчиками и самая доступная из всех охот на боровую дичь. Днем рябчик, как правило, кормится на калиннике и зная такие места вблизи пихтовых лесов, с ним очень легко встретиться.
Учился я уже в Салме в пятом классе, жил в интернате. Школа работала только в одну смену, шесть дней в неделю, поэтому домой, в Диваевск свой родной, возвращались группами, у кого как заканчивались уроки. Дома уже была готова баня, помывшись и обсохнув после бани стал готовиться к завтрашней охоте. Отец, после моей летней охоты на чирка,   разрешил мне брать ружье. Патроны для охоты нужно было снаряжать самому. Я научился этому от своего старшего брата Анатолия, который уже был женат и жил в городе. Боеприпасы продавались в магазинах - порох, капсули, пыжи, дробь. Все покупать, получалось дороговато, поэтому пыжи делали из войлока или газет сами и дробь готовили тоже сами. Выплавляли из старых аккумуляторов свинец, разбивали свинец на полоски, из полосок вырезали пластинки различной толщины, пластинкам молотком придавали квадратную форму в сечении и резали на кубики. Кубики ложили на дно перевернутой чугунной сковородки и второй такой же сковородкой катали по кубикам. В результате такой технологии получались свинцовые шарики различного диаметра (самодельная дробь). Дробь вручную калибровали - крупную дробь отдельно для зайца и тетерева, мелкую - для рябчиков.
Проснувшись утром не слишком рано, позавтракал и тронулся в путь. Места обитания рябчиков были в километрах трех-четырех от деревни. Не спеша дошел до опушки смешанного леса и вступил на полотно природного художника. Не смотря на то, что на охоте я был впервые, мне очень быстро удалось подстрелить трех рябчиков. А больше и не требовалось и я, довольный охотой, развернулся и пошел в направлении деревни лесом. Настроение было приподнятое, я уже представлял, как я покажу свою добычу отцу и похвастаюсь удачной охотой перед пацанами. Шел по невысокой горной гряде, пересеченной множеством оврагов больших и маленьких. Спустившись, в приличных размеров овраг, стал подниматься на другую его сторону. Склон был крутым, а поднимаясь по крутому склону, смотришь всегда вперед, почти себе под ноги. Ружье, для удобства передвижения, я закинул за спину через голову, поднявшись примерно до середины склона взглянул наверх и...замер от неожиданности. Метрах в пятнадцати на вершине склона стояли слева направо - лось, лосенок и лосиха. Лось очень приличных размеров, отростки рогов он уже сбросил или потерял в битвах, остались основания рогов - одно направлено в сторону, а другое, как мне показалось, прямо на меня. Лосенок небольшой, светло - рыжего окраса, видимо родился в начале лета. Лосиха без рогов, гораздо меньше лося, переступала с ноги на ногу и как бы закрывала лосенка. Все трое смотрели на меня, а я застыл в неудобной позе, одна нога стояла неустойчиво, но я боялся пошевелиться, чтобы не спровоцировать лося на прыжок. Я читал, что лось очень редко первым нападает на человека. Обычно нападение происходит при ранении или приближении человека к лосятам. Буквально вчера вечером в "Лесной газете" прочитал рассказ, в котором описывался случай, как раненый лось загнал охотника на дерево и сторожил его двое суток, а в заключении было написано, что раненый лось страшнее медведя. Так как лось был с лосенком, то потенциально опасность нападения существовала. Что делать? Ружье бесполезно, во-первых, оно за плечами, во-вторых, заряжено мелкой дробью, в третьих, лосей стрелять было строго запрещено, штраф составлял сумасшедшую сумму - пятьсот рублей, это два года работы мужику. Вспомнил, что не нужно никогда смотреть зверю прямо в глаза, он может воспринять это, как вызов. В общем стою, почти на одной ноге, не шибко веселый, краем глаза наблюдаю за лосями. Эта затянувшаяся пауза показалась мне вечностью...Слава Богу, лось не спеша развернулся и медленно пошагал в обратную сторону от меня. За ним потянулись лосиха с лосенком и скрылись из виду. Подождав немного, я осторожно поднялся на пригорок. Лоси уже были метрах в ста от меня. Осмелев, взял хворостину и стал стучать ей по дереву. Лоси перешли на бег и вскоре скрылись из вида. Не искушая более судьбу, спустился ниже по косогору и пошел в деревню другой дорогой.


Рецензии