О книге Мишеля Бюсси Черные кувшинки

Дочитывать этот показавшийся поначалу скучноватым детектив я принималась рывками. И, не скрою, была захвачена в конце повествования, ввергнута в водоворот стремительно развивающихся событий.
Но более всего очарована предоставленной автором возможностью взглянуть на все прочитанное с неожиданного ракурса - словно на картину, на которой все уже существовало, все было, и требовалось лишь распознать силуэты, и очертания фигур и персонажей во времени. У времени здесь ключевая функция. Место действия удачно оттеняет историю, становясь пейзажем, ценным с точки зрения искусствоведческих познаний о живописи Моне, привязки к месту его проживания.
Автор умело вплетает реальные события из жизни и творчества замечательного художника, исследование сохранности его полотен, другие фактические сведения в драматично развивающиеся судьбы придуманных персонажей.

Для меня в этой книге Бюсси стало неожиданностью появление описания сцен убийства и кровавых расправ (надо признать, что не слишком много, и не слишком навязчиво).
Но важнее всего - новый подход, который он предлагает для понимания сути происшедшего, тот ключ, который дается читателю в конце книги.
Развивающиеся на страницах книги события, имевшие вроде бы линейную последовательность, с разными действующими лицами, - оказались ни что иное, как образы воспоминаний одной ворчливой старухи, которая время от времени перенимала инициативу повествования, и пыталась донести до читателя, что ей известен конец всей этой головоломки. Особенно же ярко об этом сказано в ее фразе, брошенной вслед описанию знакомства молодой красивой женщины и влюбленного в нее комиссара полиции, приехавшего проводить расследование убийства. Фраза звучала примерно так, что они хотят вырваться из рамок картины, уехать, но ничего у них не получится, ибо все уже предрешено.
Весь смысл фразы становится ясным, когда, дочитав до конца, понимаешь, что взаимодействие и поведение героев книги, по-разному связанных друг с другом: талантливой девочкой, ее друзей, молодой красивой учительницей, ее мужа, влюбленного комиссара полиции, и появляющегося во время событий всеобщего любимца дружелюбного пса по кличке Нептун, - это воспоминания, она сама и ее окружение в разные периоды жизни.

И главная героиня смотрит на это все из своего далека, а по тексту книги из окна квартиры, расположенной в высокой старинной башне, и делает она это накануне принятия жизненно важного решения, - совершения самоубийства. И в тот момент, когда читатель понял, что она хочет выпрыгнуть из окна, - в это самый момент наступает напряженное и тягучее ожидание, описание продвижения к развязке драмы, настоящий «драйв» интриги! Отлично подготовлено и подано!
Клубок распутан, все встало на свои места. Но остается горькое послевкусие нераскрытого преступления, не наступившего возмездия, и не прожитой минуты торжества справедливости.
 «Добрый ангел» оказался ангелом смерти, истребившим талант, погубившим красоту и молодость слабой женщины. Сам же он очень удобно и спокойно прожил бок о бок с ней в роли законного мужа более пятидесяти лет, и не оставил после себя ничего, кроме ненависти и проклятия. В предсмертной исповеди открывает он жене тайну его непосредственного участия в смерти дорогих и близких ей людей. И она, потрясенная, хоть и с ненавистью, но провожает его в последний путь до самой могилы.
А в остальном все заканчивается привычным для автора хэппи – эндом, с романтической завязкой отношений основательно состарившихся уже героев, горящими глазами передумавшей выбрасываться из окна старухи, охваченной возрожденными в ней эмоциями, и влюбленностью в того самого комиссара полиции.
Вызывает некоторое недоверие образ главной героини - женщины, внешне красивой и некогда талантливой, но ставшей жертвой безумной страсти овладевшего ей человека. Женщины без воли, духовности, не умеющей разгадать за долгие годы совместной жизни кто же рядом с ней - , человек или оборотень, жестокий преступник, ревнивец. Она очень легко и просто поддалась на его уговоры, забросила свое дарование, нуждаясь в нем, или в мужчине, все равно в каком. Бюсси, по-моему, не очень-то знаком с тайнами женской души. Да и не надо. Перед ним такая задача не стояла. А вот мастерством завладеть читательским интересом он наделен превосходно, равно как и умением донести до любителей некоторые сведения об истории искусства и жизни Моне, пустив по страницам книги нарисованные им кувшинки.


Рецензии