C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Валютчики в ссср

               
  Нынешняя молодежь вряд ли знает, что такое «валютчики». Сейчас существуют обменные пункты, где  люди, кому это надо, могут подойти и обменять рубли на любую валюту, той страны, куда они едут.
  Во времена СССР хождение валюты внутри страны было запрещено: только рубли. После совершения Октябрьской революции хождение иностранной валюты в стране прекратили. Только небольшой период, на время НЭПа, валюта была разрешена, а в 1927 году ее запретили окончательно. Но это легально, а в действительности, в конце 50-х годов, а точнее, после VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году в Москве, в стране стали появляться люди, которые занимались нелегальной скупкой валюты и было это весьма выгодным занятием. В те времена официальный курс был 10 рублей за один доллар США. Иностранцы предпочитали продавать на черном рынке за 20-25 рублей. После денежной реформы 1961 года один доллар США по официальному курсу стоил 60 копеек, а на черном рынке продавали по 1-1,5 рубля, по такой цене покупали валюту у иностранцев, а продавали ее по стоимости в 10 раз больше. Желающих приобрести валюту с каждым днем становилось все больше и больше, так как культурный обмен между странами увеличивался постоянно: спортсмены, делегации по обмену, работа за рубежом. Хотя те, кто работал за рубежом получали зарплату в валюте, но в небольших размерах.  Да и для них существовали магазины «Березка», где за валюту, а потом и за чеки Внешторгбанка и Внешпосылторга, можно было купить иностранные вещи, дефицитные продукты, которые для простого смертного были недоступны.
   Появился спрос, появились и люди, желающие на этом заработать, так как прибыль была не просто большой, а огромной. Возникла целая сеть, занимающаяся скупкой и перепродажей валюты, вот их и называли «валютчиками». Следует заметить, что данная категория «бизнесменов» иногда занималась не только скупкой валюты, но и покупкой-продажей вещей у иностранцев. Особенно спрос у населения был на джинсы, технику и другое барахло. Продавцы не брезговали ничем, поэтому еще называли их «фарцовщиками». Происхождение слова имеет много версий, но наиболее достоверной выглядит такая: к иностранному туристу обращались по-английски с вопросом: Do you have anything for sale? («Нет ли у вас чего-нибудь на продажу»?) Вот это "for sale" - "на продажу", звучащее, как "форсейл", в последствии исказилось в слово «форсельщик» , затем, стало звучать, как "фарцовщик".
  Финны, приезжали в СССР отвести душу, у них в это время был «сухой» закон, и когда деньги кончались, могли снять с себя все, что можно продать. «Фарцовщик», «валютчик», спекулянт – эти «профессии» настолько переплетались, что было трудно их разделить, главное это деньги.
   Государство жестко преследовало за валютные операции и меры наказания росли пропорционально увеличения их численности. Тех, кто непосредственно покупал валюту у иностранцев называли «бегунками», они передавали валюту «шефам», те в свою очередь передавали «купцам» или «королям». Система была налажена таким образом, что подобраться к «королям» было почти невозможно. Но ничего невозможного в жизни нет, расследование данного вида преступлений передали в КГБ и в 1960 году разоблачили большую группу «валютчиков», в их числе и взяли верхушку, несмотря на строгую конспирацию.
  Самыми известными, в то время, в Советском Союзе были Ян Рокотов, он же Ян Косой, Владислав Файбишенко по кличке «Владик» и Дмитрий Яковлев, в нелегальных кругах известен был как «Дим Димыч».
 Черный рынок валюты действовал, как хорошо отлаженная машина и к нему были причастны даже иностранные банки, куда иностранцы перед приездом в СССР вносили валюту, а в Союзе получали уже рубли. Оборот империи Рокотова составлял несколько сотен тысяч долларов США. При задержании у него было изъято полтора миллиона долларов США. Прошу учесть время: 1960 год, это запредельная сумма для простого советского гражданина.  Несмотря на строжайшую конспирацию, «королей»-валютчиков удалось разоблачить, и они были осуждены сроком на 8 лет.
   Когда об этом деле узнал первый секретарь Коммунистический партии Советского Союза Н.С. Хрущев, чьи потомки в наше время все сбежали США, он возмутился приговором и велел пересмотреть его. Их осудили на 15 лет, но и это не удовлетворило его и тогда был издан Указ об усилении борьбы с валютными операциями и внесены изменения в статью 88 Уголовного кодекса РСФСР и союзных республик, наказание по которой устанавливалось от 3 лет до смертной казни.
   Уголовный кодекс, во всех странах, в том числе и в СССР, устанавливает, что наказание возможно только то, что действует на момент совершения преступления, это аксиома и она не подлежит изменению, но что такое закон, если начальство велело пересмотреть. Пересмотрели приговора Рокотову, Файбишенко и Яковлеву, приговорили их вначале к 15 годам лишения свободы, а затем опять изменили и приговорили к расстрелу.
  С усилением борьбы за валютные операции многие «фарцовщики» уже предпочитали не рисковать и занялись только скупкой-перепродажей вещей, это уже относилось к статье за спекуляцию и была она не такая жестокая по наказанию.
  В Ленинграде действовали свои «короли» валютного бизнеса и наиболее известный среди них был Михаил Яковлевич Дахья. Мне пришлось пару раз с ним столкнутся: первый раз где-то в 1986 году.  Он был арестован и давал показания в следственном отделе тогда Куйбышевского районного управления внутренних дел. Понимая, что может попасть под весьма строгое наказание, он давал полные и развернутые показания на всех и на все. Следствие опасалось даже, что он долго не проживет, столько врагов он себе нажил, но обошлось. В 1987 году Дахья был осужден на 15 лет лишения свободы, но отбыл только пять лет и в 1992 году вышел на свободу. По всей видимости, все-таки опасался за свою жизнь и поменял фамилию на Романов-Херманссон. Стал легальным бизнесменом, занялся нефтяным бизнесом: был генеральным директором «Нефтепродукта», имел отношение к «Петронефтесервис», затем был заместителем генерального директора Новгородского деревообрабатывающего завода, руководил ЗАО «Юни-Лэнд». Была в 90х годах такая торговая кампания, торговали всем подряд. Где–то в это время я с ним встретился второй раз: был я уже начальником следственного управления Центрального РУВД и ответственным дежурным по району. Мне поступило сообщение, что на Тамбовской улице в борьбе за владение зданием схватились две группировки. Пришлось выехать и начать разбираться. Тут я и встретился с Дахья. Пришлось объяснить ему и его конкурентам, что если не прекратят, то через 15 минут здесь будет ОМОН и все, кто тут находится, через полчаса будут сидеть в КПЗ, как минимум месяц. В то время действовал Указ №1226 от 14 июня 1994 года «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», предоставляющий право милиции задерживать подозреваемых лиц в тяжких преступлениях, на 30 суток, для проверки причастности к совершенным преступлениям. Это всех убедило, и они мирно разошлись.
 А 28 декабря 1999 года в 21.15 Дахья Михаил Яковлевич был застрелен из снайперской винтовки у парадного дома 5 по Казначейской улице, когда возвращался домой. Так, видимо, с ним все-таки рассчитались.


Рецензии
Александр! Прочитал с интересом! Спасибо! Хорошего утра
С теплом
Ваш
В.

Вахтанг Рошаль   03.01.2021 05:28     Заявить о нарушении
Спасибо. С Новым годом!

Александр Козлик   03.01.2021 12:21   Заявить о нарушении