Новый плацкартный вагон

Инновации, реновации и нанотехнологии начинают подбешивать. Что за зуд - «улучшать» то, что десятилетиями работало хорошо? В путешествие пришлось поехать в новом плацкартном вагоне. Большую часть моих поездок в жизни приходилось именно на плацкарт, и он мне казался в какой-то степени даже удобнее купе. Если в купе ехать с 3 попутчиками, которые будут пить водку до коматозного состояния, а потом спать, храпя и испуская газы, то лучше ехать в плацкарте.

Советский плацкартный вагон совершенен: он доведён до оптимальных пропорций, из него легко оборудуется госпиталь - всё рассчитано под типовые носилки, включая непонятный на первый взгляд дизайн алюминиевых опор для подъема на вторую полку, скошенный коридор входа в вагон со стороны основного тамбура, двух режимов открытия дверей: для прохода человека и для проноса носилок и тд. Чего не хватало этому вагону, так кондиционера и розеток у каждого места, что и было изменено в вагонах последних лет выпуска.

Теперь у РЖД появился новый плацкартный вагон, имеющий ряд инноваций, по моему мнению, только ухудшающих вагон. Но, начнём с хорошего: появились занавески, ограждающие каждую полку индивидуально - уюта больше, есть ощущение капсульного хостела. Розетки USB и локальное освещение у каждого места - это удобно. Это очень удобно по сравнению с 2 розетками на вагон, но на этих переделках можно было и остановиться. Переходим к минусам.

Верхние полки ограничили по ширине в головном конце за счёт бортов и столика смонтированного между полками. Теперь есть столик между верхними полками. Полки основных отсеков ограничили по длине за счёт перегородок. Раньше длинный пассажир не мог поместиться на боковухе, теперь он не может поместиться в этом вагоне нигде, ни на какой полке. Я, например, 180см и я не вхожу на полку. Войдут ли на обновлённую полку носилки - я не знаю.

На стену перегородки секции (отсека) приделали панели, обитые искусственной кожей. Наверное, что бы было удобно сидеть, но лежать стало не удобнее за счет сужения пространства. Ещё стало очень неудобно заправлять постель. Вторые полки здесь опять лидируют: из-за обилия ДСП-конструкций стало сложно заправлять матрац - он трудно достаётся из своего ложа. С первых полок убирать матрац некуда, что связано с изменениями третьих полок.

Сузили ширину третьих полок. Зачем? Один конец оставили широким, а 2/3 длины полки стали значительно уже. Помню в 1993 году нас везли в армию в битком набитом вагоне, и на третих полках тоже спали люди. Третья полка была таких же размеров, как и вторая. В гражданских целях туда входили все чемоданы, крупногабаритные вещи, матрацы, одеяла и подушки. Теперь это скорее элемент дизайна, утративший практическое применение.

Изменили столики. Они стали больше по площади, что с одной стороны удобнее, но с другой... Из за увеличения размера столика и, что важно, формы - она утратила сужение к концу столешницы, стало тесно в месте у окна. Достать из под полки рюкзак - вообще проблема: наклонится, или засунуть туда руку стало сложно - мешает широкий и длинный столик. На столешницу приклеили пластиковую конструкцию намекающую на функцию фиксации бутылки с водой? кружки? Но она очень не глубокая и ничего не фиксирует. Это очередной элемент дизайна, усложняющий уборку. Очередной кусок искусственного материала, которых в вагоне и так изобилие.

Туалет. Да, он представлен не дыркой в полу, но обсуждать в XXI веке срать нам непосредственно на рельсы, или нет - это уже перебор. Туалет вакуумный, энергичный. Изменения коснулись размеров - там очень тесно и дверь в туалет тоже узкая. Знаю стеснительных путешественников, которые не могут переодеваться прилюдно (на пляже могут, а в вагоне - нет). Так вот им в этом туалете переодеться будет очень сложно, а если они толстые, то и невозможно.

В туалете установлен новый кран с космическим дизайном и полной автоматикой: он сам понимает когда вы подносите руки, что бы помыть их, и когда подносите руки, что бы посушить их воздухом. Да, сушилка встроена в кран. Зачем? Плацкартный вагон, как мне кажется, это про удешевление, а не про подорожание. Зачем в относительно недорогой вагон (понимаю, что он на самом деле дорогой, но всё же), вставлять кран с автоматической подачей воды и сушилкой? Что за VIP-эрзац?

Не могу оценить вагон с точки зрения удобства уборки, обслуживания и ремонта. Труд проводника, наверное, не стал легче. Эти самоотверженные люди работают за жалкий прайс на очень богатого человека (по данным ТАСС официальный личный годовой доход главы РЖД Белозёрова в 2019 году составил около 450 миллионов рублей, т.е. около 37 миллионов 500 тысяч рублей в месяц) и делают это хорошо, оставаясь доброжелательными, услужливыми и внимательными к пассажирам.

По мелочам. Убрали нормальные цепкие крючки для одежды и других предметов, которые было можно на них повесить. Сделали откидные, с них слетает объёмная большая зимняя одежда или, наоборот, лёгкое полотенце. Какая нужда была менять крючки? Убрали складывающуюся сетчатую полочку на стене у каждого места - некуда положить телефон, книгу, часы etc

Контраргументы: в войну солдаты вообще ездили в «теплушках», а ЗКов до сих пор возят в «Столыпинах», где они битком набиты в секции, и в туалет их выводят 2 раза за сутки, мы в детстве ездили в общих вагонах, где были жёсткие полки, на которых сидело по 4 человека, а спали по-очереди, да и войны не будет, что-бы вагон в госпиталь переоборудовать.

Война есть всегда. В нашей стране, уж точно. После Второй мировой войны СССР постоянно участвовал в разного объёма войнах и боевых действиях. Арабо-израильский конфликт, Египет, Корея, Вьетнам, Куба, Афганистан, многочисленные микро-войны африканских племён и взрывы атомных бомб на своей территории: на Тоцком полигоне и на Новой земле. История новой России продолжает воинские традиции: Чеченские кампании, Карабах, Осетия , Абхазия, Новороссия, Сирия... Так что «Эра милосердия» еще не наступила. Могут пригодиться плацкартные вагоны для переоборудования в госпиталя, и не только для военных целей, но и для противоэпидемических, необходимость которых показал 2020 год.

Солдатом я уже был, и честно говоря, не понимал почему надо мыться раз в неделю, носить одну пару сапог и летом и зимой (служил в Заполярье), или почему нельзя улыбаться стоя в строю... Сравнение с жизнью ЗК не уместно - на то и осуждение, чтобы человеку было плохо во всём. В общих вагонах по детству ездил. В них было принято всем гуртом пить водку, курить, играть на баяне, танцевать и драться. Больше не хочу...


Рецензии