О правоверии

БОГ есть Всемогущий (Быт. 17:1) Вседержитель (Иов 34:12), Живой (Втор. 5:26), Вечный (Ис. 40:28), Вездесущий (Пс. 138:7), Справедливый (Пс. 118:137), Истинный (Иер. 10:10), Неизменяемый (Мал. 3:6), Верный (Втор. 32:4), Праведный (Пс. 91:16), Милостивый (Пс. 37:38), Любящий (1 Ин. 4:19), Всезнающий (1 Пар. 28:19), Долготерпеливый (Числ. 14:18), Щедрый (Пс. 102:8), Совершеннейший (Иов 37:16), Невидимый (1 Тим. 6:16), Несравненный (Ис. 40:18), Благий (Неем. 9:17) ДУХ (Ин. 4:24).

"Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы", - глаголет Писание (1 Ин. 1:5). Потому всякий верующий человек призван стремиться стать (по образу Создавшего его) чистым, святым, совершенным (Мф. 5:48). Это, конечно же, касается и богословия - того, во что верит человек.
Все желающие спастись должны держаться ПРАВОЙ ВЕРЫ, которую проповедал Дух Святой в Священном Писании. Любое уклонение от здравого учения (2 Тим. 1:13) влечёт за собой впадение в ересь, которая именуется в Писании "делом плоти" (Гал.. 5:20). А как мы знаем, "плотский человек" является "чадом гнева" (Еф. 2:3). Плотский человек в Библии противопоставляется "духовному человеку", который Духом Святым имеет "ум Христов" (1 Кор. 2:16).
Посему спросим сами себя: чисты ли мы в своей совести, имеем ли Духа Христова (Рим. 8:9), согласна ли наша вера с учением Иисуса? Ведь если хоть одно место Писания противоречит нашим убеждениям, то мы находимся на опасном пути (Еф. 5:16) и рискуем провалиться со всеми своими порочными убеждениями в самое сердце преисподней (Ис. 14:15). От такой участи да убережёт нас Милосердный Господь!

Итак, исследуем себя внимательно (Соф. 2:1), покаемся Богу и попросим у Него просвещения Святым Духом, дабы нам не оказаться "чадами гнева", но "чадами Божиими" (Флп. 2:15). Чтобы всё было именно так, мы должны смиренно внимать словам Господа, Которого следует возлюбить "всем сердцем, и всею душею, и всею крепостию, и всем разумением" (Лк. 10:27). Только так мы можем надеяться на успех, ведь мы знаем, что любящих Его Он хранит (Пс. 144:20) и смиренным даёт благодать и мудрость (Иак. 4:6).
Да подаст нам Господь силу держаться ПРАВОЙ ВЕРЫ в Бога, Его Сына и Духа Святого (1 Ин. 5:7)!

В начале же всего (ради приобретения непорочной веры) следует нам отложить все человеческие мудрования - многоразличные учения, заповеди человеческие (Мф. 15:9), - которые сложены "по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" (Еф. 2:2).
Апостол ведь ясно предостерегает нас в духовном пути: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу." (Кол. 2:8)
НЕ ПОСМЕЕМ МЫ ОТВЕРГАТЬ Святое пророческое слово Писания, которое "никогда не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:21)!
"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные." (Евр. 4:12)
Вдохновленные этими словами, станем руководствоваться ТОЛЬКО Писанием, которое во всей полноте дышит Святым Духом и содержит НЕПОГРЕШИМОЕ учение о Боге!

О чём же говорят божественные слова истины?
Иисус Христос открыл нам, что БОГ есть ОТЕЦ, СЫН и СВЯТОЙ ДУХ (Мф. 28:19). Он сказал, что ОТЕЦ, СЫН и СВЯТОЙ ДУХ - это Имя (в ед. числе)! Посему, во-первых, не станем говорить, что Отец, Сын или Святой Дух - это безликие силы (упаси нас, Господи!), потому что Имя может иметь только личность. А, во-вторых, не будем отделять Отца, Сына и Святого Духа друг от друга, потому что Они носят одно Имя, то есть Они (или Он - Бог) есть ОДНО.
Будем всегда помнить, что НЕТ подобных нашему Создателю, ибо Сам Он говорит о Себе так: "Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?" (Ис. 46:5) Да и кто, будучи смиренным слугой Бога, станет мыслить о Всевышнем низко, сравнивая Его с творениями? Будем внимать Святому, Живущему на небесах, и не станем придумывать что-то вопреки Его Истине!

...Итак, из слов Господа Иисуса мы узнали, что Отец, Сын и Святой Дух - это ОДНО. Но в чём Они одно? Разберёмся...
Мы все прекрасно знаем, что есть лишь один БОГ (Втор. 6:4). Мы также знаем, что Бог всё сотворил ради Себя Самого и что Он ни с кем не делит Своей Власти и Славы (Рим. 11:34), как говорит пророк Исаия: "Ради Себя, ради Себя Самого делаю это... славы Моей не дам иному." (Ис. 48:11) И в другом месте: "Все сделал Господь ради Себя" (Притч. 16:4)

Однако в Новом Завете мы читаем: "Сын Божий есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо ИМ СОЗДАНО ВСЕ, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - ВСЕ ИМ И ДЛЯ НЕГО СОЗДАНО; и Он есть прежде всего, и ВСЕ ИМ СТОИТ." (Кол. 1:15-17)
Через Иисуса Христа Бог открыл нам то, что в Ветхом Завете было сокровенным, а именно - весть о ВЕЧНО СУЩЕМ в недре Отчем (Ин. 1:18). Он есть Единородный Сын Божий, Который УЖЕ в вечности (ДО сотворения мира) пребывает в Отце; Он рождается от Отца как неотделимое от Него вечное СЛОВО (Ин. 1:1). Бог как бы произносит Слово - и создаёт весь мир (Быт. 1:3). Именно Сыну Отец посвящает всё, что творит, и без Сына Он не творит ничего: "Все чрез Него (Сына) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть." (Ин. 1:3)
Соединив и проанализировав все места Священного Писания, мы не сможем отрицать Божественную природу Сына Божьего. В противном случае (если признаем, что Сын - всего лишь творение) нам не избежать нарушения первой заповеди Моисея, гласящей о том, что есть лишь ОДИН БОГ (Исх. 20:3). Творение не возвеличивается наряду (равно) с Богом. Учитывая славу Сына Божия, которая повсеместно воздаётся Ему в Библии, мы не можем даже близко предположить, что Он - творение!

То же самое касается и Святого Духа. Апостол Павел проводит аналогию между ролью духа в человеке и ролью Духа Святого в Боге: "Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия." (1 Кор. 2:10-11) Думаю, такое сравнение предельно ясно и доходчиво. Дух здесь назван знающим БОГА, а кто знает Бога, кроме Самого Бога? При этом Дух Святой - это Личность, ведь целый ряд Писаний указывает на такие качества Святого Духа, которые могут быть присущи только личности:
Дух Святой творит (Иов 33:4); подкрепляет верующих (Рим. 8:26); раздаёт дары, "разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:11); свидетельствует в мире об Иисусе (Ин. 15:26); Он может оскорбиться некоторыми делами (Еф. 4:30); хула на Него не прощается (Мф. 12:31).

Иисус сказал, что Дух Святой такой же, как Он: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины..." (Ин. 14:16)
Здесь слово "другого" передаёт греческое ";;;;; - аллос", которое означает: такой же (того же рода), но другой. Иными словами: если Сын - Бог, то и Святой Дух - Бог, если Сын - Личность, то и Святой Дух - Личность; и не иначе. Но Сын и Святой Дух - разные Лица, хотя природа у Них одна. Вдобавок ко всему, мы должны помнить, что Дух Святой является как Духом Отца, так и Духом Сына (Рим. 8:9), то есть у Отца и Сына ОДИН Дух!
...Итак, бесхитростно и со смирением внимая Духу Святому, мы все единогласно свидетельствуем, что Библия ясно и недвусмысленно говорит о том, что у ОТЦА, СЫНА и СВЯТОГО ДУХА ОДНА ПРИРОДА (СУЩНОСТЬ).

Поговорим об Ипостасном различии.
Сын Божий однажды сказал о Себе так: "Послал Меня живый Отец, и Я ЖИВУ ОТЦЕМ..." (Ин. 6:57), и в другом месте: "...как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь В САМОМ СЕБЕ" (Ин. 5:26).
Из этих двух отрывков мы узнаём, что Сын живёт Отцом и одновременно имеет Жизнь в Самом Себе (идёт сравнение: "как Отец имеет жизнь"), то есть Сын и Отец - два разных Лица, но жизнь у Них ОДНА (ОДНО БОЖЕСТВО).
Отец, Сын и Святой Дух имеют ОДНО ДЕЙСТВИЕ: "...что творит Он (Отец), то и Сын творит также..." (Ин. 5:19). У Них также ОДНА ВОЛЯ, как сказал Христос про Себя: "Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца." (Ин. 6:38) И о Святом Духе: "Дух истины... не от Себя говорить будет... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое..." (Ин. 16:13-15) В общем, ВСЁ у Отца и Сына и Святого Духа общее, как у ЕДИНОГО БОГА.
Но необходимо помнить, что Лица (Ипостаси) Святой Троицы не сливаются, то есть Отец - это одно, Сын - другое, и Дух Святой - ещё нечто другое; хотя отличаются Они не природой (!), а определёнными особенностями, называемыми Ипостасными различиями, которые заключаются в том, что Отец ни от кого НЕ РОЖДАЕТСЯ и ни от кого НЕ ИСХОДИТ, Сын РОЖДАЕТСЯ (Кол. 1:15) от Отца, а Дух Святой ИСХОДИТ (Ин. 15:26) от Отца.
Важно также знать, что Рождение и Исхождение происходят ВНЕ ВРЕМЕНИ (в вечности) и никак не связаны с творением, ибо происходят внутри Божества; и эти понятия мы никоим образом не можем отождествлять с земными явлениями - один Бог знает, как это происходит, ведь "никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть." (Мф. 11:27).

Но всё сказанное выше можно объяснить, используя лишь два слова: ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ. Поясним...
Троица есть Вечная, Совершенная, Неделимая Любовь (1 Ин. 4:8).
БОГ Сам в Себе несёт эту Совершенную Любовь!
Отец любим от Сына и Святого Духа, и Он любит Сына и Святого Духа; Сын любим от Отца и Святого Духа, и Он любит Отца и Святого Духа; Дух Святой любим от Отца и Сына, и Он любит Отца и Сына.
Чтобы была Любовь, должен быть объект любви, значит Отец, Сын и Святой Дух - это разные Ипостаси (Лица).
Но Божественная Любовь не носит временный характер, Она - вечна, значит Отец, Сын и Святой Дух пребывают вечно, то есть Они имеют одну Божественную природу.
Вот так в нескольких словах доказывается Божественность всех Лиц Троицы и Их Ипостасные различия.

Да, всё легко решается Любовью! Так велика Она! Ею сокрушаются твердыни, Ею умягчаются сердца, Ею спасаются люди! Бог спасет всех Своей Бесконечной Любовью, Самим Собой!
Мы призваны от Господа быть участниками этой Любви! Апостол Иоанн пишет, что мы (ученики Христовы) должны являть в мире образ этой Любви - только так мы можем ощутить Божий Свет в себе: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь." (1 Ин. 4:7-8)
Любящий познал Бога! Зачем много богословствовать? Нужно просто научиться любить, и тогда человек обретёт ВСЁ, ЧТО НУЖНО - БОГА, как сказал об этом Вечный, Совершенный Сын Божий, Иисус Христос: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам." (Ин. 14:21)
Дай, Господи, нам получить это вечное счастье в Тебе; да все Тебя, Единого Истинного Бога, ВЕЧНО величаем и прославляем в Твоей Вечной Любви! Аминь.
Исполним заповеди Сына - покажем Ему свою любовь, а взамен обретём вечную Жизнь в БОГЕ - вечный покой в Царстве Отца и Сына и Святого Духа. Да подаст нам сие Милостивый Господь!
Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. (Откр. 1:5-6)


Рецензии