Истина Шакарима

               
                Талантами измеряются успехи цивилизации,
                они же представляют верстовые столбы
                истории, служа телеграммами от предков
                и современников к потомству.
                К.Прутков

          Не всякая поэтическая личность может быть в достаточной степени мыслительной, чтобы охватить всё жизненное пространство, невзирая на границы и народы. Духовный мир Шакарима глубок и многогранен, хотя он степной казах, не получивший специального образования в учебном заведении, самостоятельно изучил арабский, персидский, чагатайский (тюркский) и русский языки и благодаря этому знакомился с шедеврами мировой литературы. С малых лет, находясь под покровительством Абая, он после его смерти осознал истину жизни. «…После смерти Абая, который для меня всегда служил образцом, я принял для себя, как единственно приемлемый, путь человечности, чистоты и честности, а поэтому скорее освободив свою голову от всего путаного и наносного, вступил на путь накопления знаний».
          Шакарим Кудайбердыев родился 24 июля 1858 года в ауле Кен-Булак Чингизской волости, Семипалатинского уезда, его отец Кудайберды – старший брат великого казахского поэта и философа Абая Кунанбаева, умер в молодом возрасте, когда Шакариму было семь лет. И первые свои стихи Шакарим написал в этом возрасте в память об отце. В четырнадцать лет, он уже состоявшийся поэт, работал под влиянием Абая. В двадцать лет занялся политикой, участвуя в выборах, был избран волостным правителем. Познав все пороки системы, её вопиющую несправедливость, Шакарим разочаровался в ней. Об этом времени он писал с болью: « Годы между двадцатью и сорока, годы юности неповторимой. Зря они прошли, наполнив сердце кровью гнойной». В тридцать лет он прошёл тяжёлое испытание, потерял речь и слух, но не поддался панике и с помощью родных занялся лечением. Упорство и воля помогли ему, и он чудесным образом исцелился. Доказав всем, что целеустремлённому, волевому человеку подвластно многое. После исцеления Шакарим полностью занялся творчеством. С вдохновением изучал восточную и западную литературу: Хафиза, Физули, Навои, Байрона, Пушкина, Толстого и т.д. В 1906 году совершил с помощью Абая познавательное путешествие в Мекку, Медину, Египет, Стамбул, Париж, пополняя свой интеллектуальный багаж. Первым философским трудом Шакарима был «Трактат о мусульманстве», изданный в 1911 году в Оренбурге. В том же году увидела свет знаменитая « Шежире – родословная тюрков, казахов, киргизов и ханских династий». Позже была написана этнофилософская книга «Казахи» и доработана книга «Три истины». Революцию 1917 года Шакарим встретил с большой надеждой, но она принесла ему больше разочарований, и он вышел из движения «Алаш», найдя себе отдушину в творчестве. Но горестные мысли не покидали его, все эти годы он словно чувствовал приближение беды, предугадывал какие-то неясные, но тревожные нотки, маленькие нюансы, которые всё нарастали. В сентябре 1931 года на родине Шакарима в Караауле народ поднял восстание против Советской власти. Причиной восстания был голодомор, устроенный властями. Сейчас мы знаем последствия этого голодомора, более 40 % казахов было буквально скошено голодной смертью, по всему Казахстану вспыхивали локальные восстания, которые топились в крови. Конечно же, это был геноцид целого народа, в котором была повинна и центральная власть, и местная, нужно быть до конца откровенными, деятельное участие в этом организованном голодоморе, принимали и сами казахи, облачённые    властью.  Только один такой факт даёт ясную картину того, что происходило тогда на местах. Лишь половина забитого скота отправлялась в голодающее Поволжье и Украину, остальное портилось и сжигалось. Да, голодомор свирепствовал не только в Казахстане, но именно казахи потеряли около половины населения, последствия этого голодомора до сих пор не преодолены, чтобы это понять, необходимо просто сравнить несколько цифр. В 1913 году численность узбеков составляла около одного миллиона человек, а численность казахов - более четырёх миллионов.  Сейчас численность казахов около 15 миллионов, узбеков около 30 миллионов. Конечно, сравнение недостаточно корректно, но именно оно показывает весь трагизм последствий голодомора. Голодной смертью было уничтожены последующие репродуктивные силы казахской нации, что сказывается  и по сей день.
    Но вернёмся к Шакариму, он в это время жил в местности Шакпак и спасал своих домочадцев рыбой, пойманной в речке Хан. К нему пришли казахи из нескольких районов за советом, они хотели свергнуть Советскую власть, но Шакарим,  понимая безнадёжность ситуации, отговаривал их, пытаясь спасти от кровопролития. Восстание было жестоко подавлено, отрядом милиции во главе с Абзалом Карасартовым (нужно знать имена своих «героев», чтобы правильно понимать и оценивать события). Опасаясь дальнейших репрессий, казахи рода Тобыкты пришли к Шакариму с предложением уйти за кордон, в Китай, вместе с ними был сын Шакарима Зият, внук Кунанбая Бердеш. Но Шакарим остался на Родине, это было роковое решение, так как власть считала Шакарима зачинщиком всей смуты. В ноябре 1933 года по дороге к районным властям Шакарима встретил отряд, направленный на его поиски, и хотя он был без оружия, его расстреляли без суда и следствия. У меня есть стихотворение, посвящённое событиям в Жанаозене в 2011 году, приведу следующие строки: «Меняется время в Жанаозене/ Надрывно сбивая дыхание страны/Незримою болью отдало оружие/ Своих же стреляли, свои на беду/». Свой казах - красноармеец, скорее не понимая,  не осознавая, что он творит, поднял руку на совесть народа, тем самым уничтожая и свой духовный оберег. Более того, тело Шакарима было брошено в пустой колодец в степи. Лишь в 1958 году поэт, мыслитель Шакарим Кудайбердыев был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Горько. Но уроки  истории не усвоены, власть во все времена боится инакомыслия, и оружие стреляет. Ведь преступление против Шакарима - это преступление против всего народа, это преступление системы против народной совести и чести, попытка уничтожить нравственные ориентиры народа, ориентиры  его духа, его воли. Но история доказывает, что конечная станция такой власти, в какие бы одежды она не рядилась, есть станция краха и справедливого возмездия. Ведь власть не в состоянии уничтожить людскую память и всегда есть личности такого масштаба, которых по жизни ведёт совесть и именно они, такие как Шакарим, и являются путеводной звездой для народа. Сам Шакарим считал, что совесть и есть Истина. Вот его слова: «Человеческую скромность, справедливость, доброту в единстве я называю мусульманским словом уждан, русским – совесть».  Хотелось бы пожелать и Вам, и себе быть более совестливыми.


Рецензии