Поэтический остров Сергея Леонтьева

     Долго, очень долго смотрю на пламя в домашнем камине от разгоревшихся берёзовых поленьев. Смотрю до тех пор, пока огонь не погаснет.  Затем наблюдаю за тлеющими углями, от которых несёт жаром, но иногда они опять вспыхивают ярко, и маленькие язычки огня весело облизывают ещё совсем красные угольки кострища. Как здорово ощущать теплоту камина и погружаться мыслями в далёкое прошлое! Нахлынут приятные воспоминания. Образы, мысли, рождаясь в голове, то и дело, как в калейдоскопе, сменяют друг друга.
Сколько же стран и городов мне посчастливилось увидеть за годы работы на заводе! Удивительная Европа предстала перед моим взором чудными странами – такими, как Германия, Бельгия, Голландия, Испания, Италия, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия с Румынией. Мне повезло посетить Северную Америку и посмотреть на мощнейший Ниагарский водопад. Пять раз был в Китае, где забирался на Китайскую стену, ознакомился с Индией и Турцией, Монако и Сингапуром. В последние четыре года за семь поездок на автомобиле вдоль и поперёк исколесил всю братскую Беларусь.
Острых ощущений и радостных минут от путешествий по материкам сохранилось немало, но, где бы я ни был, меня всегда тянуло на родину, в любимый Воскресенск, на свою усадьбу. Я с большой радостью вновь разжигал свой камин и отдавался созерцаниям. Сколько мой добрый, ласковый и молчаливый камин за последние десять лет выслушал очерковых записей на диктофоне, вошедших потом в четыре книги о жизни замечательных людей химкомбината, города и советской страны, но никак не допускал до Сергея Леонтьева.
Всякий раз после встречи с ним, после очередного его концерта, всякий раз после прослушивания диска «Листопад» со стихами под музыку, я всегда удобно усаживался в кресло у камина и пытался начать писать о нём очерк. Но… откладывал это дело на потом. Опасаясь того, что смогу ли я связно передать тот творческий порыв и ту силу его слова, поэзии, точно оценить тонкий замысел его стихов и лирических песен с собственным музыкальным сопровождением. И обращался к Богу о помощи.
Очень уж хотелось рассказать о выдающемся поэте совремённости. Это не  гипербола относительно Леонтьева, а сущая правда в сравнении с неким поэтом Михаилом Генделёвым, представленным Владимиром Соловьёвым в книге: «1001 вопрос о прошлом, настоящем и будущем РОССИИ», где некоторые люди в беззастенчивости называют того «величайшим поэтом совремённости».               
Я не буду пока разубеждать их взгляды на эти вещи, а хочу только предложить вам, уважаемый читатель, прочесть ниже. Вот, судите сами:
                «… умру
                Поеду
                Поиграть
                в
                на белых водах
                в Ленинград
                где я
                на эти торжества
                сам вроде божества
                и я
                не отверну лица
                в лицо поцеловать отца
                вот батюшке награда
                а
                много и не надо
                а много и не буду
                туда смотреть отсюда
                сюда
                на лилипута
                с букетом из салюта
                на плитке шоколада
                привет
                из Ленинграда!»   
На мой взгляд, это не стихи, а порушенная дырявая изгородь на заброшенном участке. В них замусоренное и невыразительное слово, не озарённое окрылённым содержанием и динамикой; нет здесь ни чувства, ни поэзии.
                -I-
Настоящий поэт – это живой человек, свет жизни, подвиг. Поэзия – это жизнь, а жизнь – это великое счастье. Вот почему мы так восхищаемся подлинным поэтическим словом, его запредельной недосягаемостью. Поэт от Бога и при жизни становится легендой. Стихи живые,  страдающие, летящие через эпохи, стихи - национальные святыни, стихи – мучение и огненная страсть. И всё это мы наблюдаем в творчестве Сергея Леонтьева.
Вот и сейчас пламень огня достигает самого нёба камина. Сухие берёзовые дрова, не потрескивая и не стреляя искрами, горят дружно, не задымляя залу. Я подключил видеокамеру к телевизору и еще раз смотрю и осмысливаю концерт - спектакль Сергея Леонтьева и Томилинской поэтессы Алины Серёгиной. Они настолько меня потрясли своим неожиданным таинственным «Островом», островом любви, в котором рождаются великолепные художественные произведения, что я беру в руки диктофон и начинаю наговаривать очерк о Леонтьеве.
Это случилось 18 января. После его выступления в малом зале Дворца культуры  «Химик» в моей голове ещё долго продолжали звучать лирические песни и переполненные высокой духовностью стихи. Чувствовалось, что с каждым годом поэт покоряет новые вершины, достигая Покрова – на - Нерли, но на этом не останавливается, а ищет новые формы и внедряет творческие задумки в жизнь. Вот как со сцены он об этом говорит:
«Представляю вам новый творческий проект, который задумали мы с томилинской поэтессой Алиной Серёгиной. Это поэтическое объединение, которое мы назвали "Остров". Это некая заповедная зона, куда можно зайти в гости, пообщаться, почитать стихи, послушать песни, поделиться своим творчеством. Но не только в этом идея проекта. Если глобально – хочется развернуть наших сограждан от "фастфудовской культуры", коей перекормлены тв-каналы,  книжные прилавки, эстрада, радио – к настоящему, тому, без чего не может расти душа.
Недавно я выступал в Рязани, на фестивале "Региональная книга России", который проходил в областной библиотеке, оборудованной по самому последнему слову техники. Там, параллельно фестивалю, проходило много других мероприятий, выставок, и на стенде, посвящённом Сытинским изданиям Льва Толстого, я прочёл удивительные слова нашего выдающегося писателя: "Жизнь есть увеличение своей души"...
Как же ёмко и точно! Вот в этом процессе увеличения души и хотим мы принять самое активное участие! Мы ни в коей мере не страдаем манией величия, просто мы хотим, чтобы к нам на остров пришли те, кто талантлив и искренен в своём творчестве. И чтобы это творчество трогало души наших читателей, слушателей и зрителей!
Коренных жителей, аборигенов на этом острове пока только два – я и Алина. Их, конечно же, будет больше, но вид на жительство получат самые талантливые и активные». 
 Своим проектом Леонтьев призывает творческую элиту к тому, чтобы отмежеваться и уединиться от всего мирского, от той грязи, нечестии, злословия, наркомании и спиртного; - всего негативного и зла, накопленного в мире со дня появления человека на планете. Надышаться горячим морским воздухом, напоённым экзотическими деревьями и плодами, зарядиться энергетикой знойного солнца и вечно бушующего моря, первозданной дикой природой; обжигаясь огненным жёлтым песком и охлаждаясь ласковой волной южного моря, окунуться в великую Поэзию Вселенной, чтобы потом возвратиться домой с полным багажом изумительных стихов. Чтобы создать на земле новую цивилизацию, цивилизацию правды, порядочности, честности, любви  и уважительного отношения ко всем гражданам Земли.
 «Пока же островное государство, - продолжает руководитель проекта,- только строится и развивается. Мы готовим презентацию проекта, некую программу, с которой планируем выступать с концертами, как вместе, так и по отдельности». Заповедный остров – рост творчества поэтов и кузница стихов!
«А сейчас -  отрывок из нового моего стихотворения, которое так и будет называться – «Остров».
                Я б на остров тебя увёз,
                Где магнолиям нет конца!
                Я растил бы с тобой овёс
                И сетями ловил тунца!
                Там павлины с утра поют,
                Там в полгода – ни корабля!
                Мы бы жили – ну, как в раю,
                Без одежды и без рубля!
                Вспомнив деда, что был спецом,
                Я в три дня бы, поймав кураж,
                Пятистенный, с резным крыльцом,
                Из бамбука срубил шалаш!
                Я такой бы готовил рис -
                Хошь с омаром, с лангустом хошь!
                И лишь только полночный бриз
                Был бы в наши покои вхож…
                Там над бухтой горит звезда,
                И всё время шумит прибой!
                Мы б такие стихи тогда
                Замутили вдвоём с тобой!»
Итак, замысел поэтов замечательный. Они призывают всех талантливых литераторов уединиться от всего мерзопакостного, уйти от бандитского беспредела, беспросветного воровства и каждодневных судебных разбирательств, чтобы полностью отдаться литературе, поэзии. Уже два талантливых человека – корифеи авторской песни -   Ирина и Герман Тен пожелали принять участие в этом замечательном творческом проекте. Они замечательно выступили во втором отделении концерта и 18 января первыми посетили уникальный «Остров», чтобы вместе с хозяевами под шум волн, под запах экзотических фруктов и чистейший морской воздух дни и ночи творить, творить и творить, не покладая рук. Сочинив массу классических произведений, вернуться обратно на Родину для того, чтобы посеять здоровые злаковые зерна в новом поколении людей...
Предвестником «Острова» было стихотворение «Хижина», в котором поэт  также хочет отстраниться от многолюдья.
                Если я смогу и выживу
                В этом мире без тебя,
                Я в глуши построю хижину,
                Всё былое истребя.
                Отмолю я сердце дочиста
                В можжевеловом краю
                И доверю одиночеству
                Жизнь последнюю свою.
Но в жизни Сергей Леонтьев общителен, обожает весёлые компании, всегда находится среди друзей и товарищей, участвует в различных концертных мероприятиях. Он безмерно любит свой родимый край, дорогое сердцу Подмосковье, бескрайние просторы Родины и её величественный и неповторимый образ. Любовь к старине, Отчизне, преодоление эгоизма и ханжества к её живой природе делает поэта поэтом. Без Родины нет и не может быть настоящего поэта. Её светлый образ воспевали величайшие государственные деятели и поэты:
 Екатерина великая: «Россия не страна – Россия вселенная!»
 Александр Пушкин: «И долго буду тем, любезен я народу»… 
 Михаил Лермонтов: «Люблю Отчизну я, но странною любовью».
 Николай Некрасов: «Родная земля! Назови мне такую обитель»...
 Александр Блок: «О, Русь моя, жена моя!»
 Сергей Есенин: «Звени, звени, златая Русь!»
 Николай Рубцов: «Тихая моя Родина!» 
 Игорь Тальков: «Листая старую тетрадь
                Расстрелянного генерала,
                Я тщетно силился понять,
                Как ты смогла себя отдать
                На растерзание вандалам.
                Из мрачной глубины веков
                Ты поднималась исполином,
                Твой Петербург мирил врагов
                Высокой доблестью полков
                В век золотой Екатерины. Россия…
 Совремённые поэты:
 Валентин Сорокин: «Струны времени, совести стрелы,
                Красной масти на поле цветы.
                Это - чувства и слова пределы,
                Это ты, моя Родина, ты!»
 Марина Струкова: «Рощ берёзовых, нежные краски,
                Синь озёр, журавлиный полёт…
                Как прекрасно, что это не сказка -
                Вслед за сумраком будет поход.
                Из венца Богоматери – девы
                Ты упала на землю для нас –
                Ты чиста среди грязи и гнева,
                О, Россия, - небесный алмаз».
 Людмила Чебышева: «Я люблю тебя, Русь луговая
                Твой с горчинкой медовый настой.
                Я люблю тебя, Русь полевая,
                Запах пашни весенней густой»…               
И Сергей Леонтьев, как бы подытоживая всё сказанное творцами поэзии, находит тоже прекрасные слова о своей Родине и родимом крае:
                «Сколько далей в жизни пройдено –
                Стороны милей не встретил я, 
                Чем моя берёзовая Родина –
                Подмосковная земля!
             И о сельских просторах, где за многие километры своей таинственностью манит к себе позолоченная головка православной церкви.
                «Меж полей бежит тропинка узкая,
                А в дали под радугой-дугой
                Поднялась, волнуя сердце русское,
                Колокольня над рекой.
                Чувства льются, словно воды вешние,
                Растопив собой снега и льды.
                И полны весёлыми скворечнями
                Подмосковные сады!
         И дальше поэт без смущения и с гордостью заявляет о любви к своему городу и об ответственности за каждый уголок родного края: 
                Ты больше – чем просто земля
                В своей первозданной красе,
                Ты – Родина, память, семья!
                Храни тебя Бог, Воскресенск!
                Мы в ответе за каждый ручей,
                Мы в ответе за каждый цветок.
                Не сравнится на свете ни с чем
                Подмосковной земли уголок!
С какой любовью, с каким высоким чувством и трепетом к чудным местам, историческим памятникам, своей Отчизне отзывается в душе каждого неравнодушного к творению своих предков стихотворение «Церковь Покрова – на - Нерли».
                «От Владимира - на Нижний –
                В десяти верстах всего,
                Под накидками из вишни –
                Боголюбово село. …
                Там, где Нерль впадает в Клязьму,
                Среди травных покрывал,
                Шаль надев из белой бязи,
                Встала церковь Покрова.
                Дивной птицею лебяжьей,
                Помня половцев, хазар,
                Рождена по воле княжьей
                Восемьсот годин назад. 
                Красотой восточных прясел
                Сердце русское пленя, 
                Лик её и чист, и ясен,
                Как сиянье бела дня».
Поэт восхищён этой дивной красотой и, не находя, как ему кажется, нужных слов, чтобы описать увиденное, от всего сердца предлагает ощутить и насладиться ею каждого простого человека.               
                «… Но воспеть такое разве
                Может скудный мой рассказ?
                Там, где Нерль впадает в Клязьму,
                Побывай хотя бы раз!»...   
Сергей Леонтьев много путешествует. В день 85-летия Воскресенска я нашёл его в городском парке на зелёной лужайке, где выступала группа артистов, и, после исполнения дуэтом с Еленой Зотовой своих песен, он подошёл ко мне.   
 - Уже отстрелялись! – произнес я вместо приветствия.
- Я хочу стихотворение прочитать для тебя специально.
 - Да! Серёжа, я очень рад буду!
- Сейчас я со сцены прочитаю.  И Леонтьев вновь подошёл к микрофону: «Я разбавлю стихотворением этот замечательный концерт, мне хочется прочитать его  специально для одного человека. Это Воскресенский писатель Михаил Сергеевич Коробов. Он здесь, вот снимает меня на камеру. А дело в том, что мы с ним оба увлекаемся лыжами. В этом году нам не повезло, потому что зима была бесснежной и катались мы всего меньше двух месяцев. И поэтому у меня родилось стихотворение, которое я назвал: «Лыжная фантазия, написанная в бесснежный год».
 Во второй раз он пришёл на мою презентацию книги «Они были первыми» и произнёс буквально следующее:               
«Я давно дружу с Михаилом Сергеевичем. Я очень рад за его новую работу. Тем более приятно, что в своём творчестве он обращается к нашей истории, к нашим корням. Открывает какие - то страницы, которые были неизвестны нашим землякам. Мы с ним встречаемся на всех презентациях в литературной Гостиной. Но, кроме творчества, нас  связывает ещё и любовь к лыжам, Мне бы хотелось в качестве подарка прочитать стихотворение, которое было написано в прошлом году от отчаяния, потому что в прошлом году снег выпал только в январе и растаял уже в феврале. В общем, вот мой подарок Михаилу Сергеевичу!
                Канифолю старый «Фишер»
 И ворчу, забыв про смех:
 – Ты, который так всевышен,
 Опрокинь на землю снег!
 …Сколь бесснежье длиться может?
 На дворе уже январь!
 Ты уснул, наверно, Боже?
 Посмотри на календарь!
 Велика ль тебе работа?!
 Сыпь, порадуй малышню!
 Cлушай, я тебя в субботу
 Приглашаю на лыжню!
 Тронь ладонями своими –
 Он рассыпчат, он не тал!
 Ты ж в своём Иерусалиме
 И зимы то не видал!
                Зимний лес – как будто кован…
 Мы – на лыжи – и пойдём!
 Научу тебя коньковым,
 Отработаем подъём,
 Накатаемся на диво
 И отправимся домой.
 Молвит Боженька счастливый:
 – Да, вот это выходной!
 Я ж задумаюсь дорогой –
 Как, ума не приложу –
 Я, на лыжах, вместе с Богом!
                Вот ребятам расскажу.
                Время – как ручей сквозь камни…
 У небесных у ворот
 Скажет Господи: – Пора мне!
 Дел в раю – невпроворот!
 Попрощаюсь я с Мессией,
 Улыбнусь ему: – Бывай!
 Ты уж там… храни Россию…
                И про снег не забывай!               
– Удивительно мощное стихотворение. Оно мне не только очень понравилось, но даже как-то потрясло своей необычностью, выразительностью и простотой. У тебя какие – то все глубокие и сильные стихи. Я сам не пишу стихов, но люблю поэзию. У меня много сборников стихов, поэтических книг, собраний сочинений поэтов-классиков. Я периодически с удовольствием их читаю, но такого я ещё не прочитывал.
- Я и сам в восторге от этого стихотворения. Для меня оно одно из лучших. 
 
Светлый лик, выразительное лицо, открытый добрый взгляд, где-то в глубине  глаз искрятся мелкие бусинки, красивая осанка, спортивная, атлетическая фигура. Сергей Леонтьев ведёт здоровый образ жизни, десять лет как совсем не употребляет спиртного. Бог наградил его ясным умом, прекрасным голосом, особым музыкальным слухом.
В природе всё простое – гениальное. Ничего нет лучше тех вещей, которые созданы природой. Что может быть проще природных явлений? Идёт ли снег, покрывая собой все неприглядные места. Идёт ли дождь, после которого всё оживает, зеленеет трава. Всходит ли солнце, при котором всё преображается. Так и его стихи, настолько они понятны, сердечны, трепетны и точны. Например, «На перекрёстке трёх библиотек». Слушаешь это стихотворение и представляешь, как будто ты смотришь из окна на одинокого путника, который попал под дождь, промок до нитки и шагает через главную площадь размашистым шагом прямо по лужам туда, где его примут, обогреют и напоят горячим чаем. 
Сам поэт об этом говорит так: «Есть в городе Воскресенске, в самом его сердце, улица Пионерская. Небольшая тихая улица, рядом с парком и огромным торговым центром. В самом её начале находятся сразу три библиотеки - детская, городская и ещё одна - библиотека химкомбината, градообразующего воскресенского предприятия. Вот именно этой библиотеке, в которой уже более четверти века проходят литературные гостиные с участием поэтов, писателей, музыкантов, артистов, и её очаровательной хозяйке - Елене Борисовне Юровой и посвящаю я свою новую работу. В этой библиотеке я впервые читал свои стихи на публике, здесь проходила презентация моей первой книги "Первая скрипка", здесь я познакомился и подружился со многими интересными и талантливыми людьми! Здесь много света и тепла, и я очень люблю приходить сюда. Приходите и вы!»
                Весенний день поблёк и занедужил,
                Размыл асфальт чернилами дождя.
                Обиженно запузырили лужи
                На площади у статуи вождя.
                И полилось из водосточных труб –
                В одно мгновенье улицы промокли!
                А город мой, как будто кем - то проклят,
                Осунулся, согнулся и огруб!
                Когда уходит вера и надежда,
                Проваливаясь, словно в западню,
                И холодно, и вымокла одежда,
                То хочется куда-нибудь к огню.
                И думалось – кому, кому ты нужен,
                Насквозь промокший, слабый человек?
                Но ноги сами шлёпали по лужам
                На перекрёсток трёх библиотек!
                Вы зря смеётесь – с каменного века
                Известно всем, и малым, и большим:
                Когда дождит – иди в библиотеку,
                Иди в приют для сердца и души!
                Туда, где пахнет книгою и детством,
                Где – разные – то громки, то тихи,
                С Есениным и Блоком по соседству,
                Робея, встали и мои стихи!
                Храни, Господь, входящих в двери эти,
                Чтоб нам самих себя не потерять!
                Чтоб не забыли книгу наши дети,
                Как мы давно забыли букву ять!
                Вовсю лило по каменной стене,
                И было сыро, холодно и мерзко!
                А я шагал, шагал по Пионерской,
                И мокрый город улыбался мне!
                Он улыбался, болен и простужен,
                Как будто ждал мои стихи о тех,
                Кто вдохновенно шлёпает по лужам
                На перекрёсток трёх библиотек!

Сергей Леонтьев на лихом коне, как вихрь, как смерч, как огненный вулкан
ворвался в большую Поэзию. Его «Поколение войны» считаю одним из лучших стихотворений, которые я прочитал о войне. Наряду с мистикой ощущаешь и реальное положение вещей. Миллионы женщин после кровавой бойни остались вдовами и на протяжении всей жизни сохранили супружескую верность своим любимым мужьям.
Так случилось и с моей матерью. В тридцать семь лет Мария Дмитриевна Коробова после гибели мужа под Сталинградом осталась одна с четырьмя маленькими детьми. И растила нас всех, даже не помышляя ещё раз выйти замуж...
Читаешь это произведение, и у тебя дух захватывает, берёт оторопь, стынет в венах кровь, мурашки бегут по телу, и шевелятся волосы на голове - насколько эмоционально и талантливо оно написано.
                Неровным, размыкающимся строем,
В мир неисповедимой тишины
Уходит поколение героев,
Уходит поколение войны.
Не сетуя, по выдоху, по вдоху,
Слабеющей лучиною горя,
От нас уходит целая эпоха,
Вместившая войну и лагеря.
Но если жизнь на небе всё же есть –
Там всё готово к званому обеду,
Там ждут последних, чтобы вместе сесть
И выпить за великую Победу.
И там, где всем навеки хватит места,
Где незачем и не с кем воевать,
Отцов увидят дети наконец-то,
А вдовы станут жёнами опять,
Обнимутся солдаты и матросы,
Медаль, звеня, ударит о медаль,
И будут петь Шульженко и Утёсов,
А Шостакович сядет за рояль.
И где-то там, в рубахе деревенской,
Как на портрете – и плечист, и юн –
Сидит мой дед, пропавший под Смоленском,
И обнимает бабушку мою,
Её, того, родного человека,
Что, в смерть не веря, в стареньком дому
Ждала его, ждала его полвека,
Не отдавая сердце никому.
Идут солдаты в небо тропкой узкой
И будто входят в свой родимый дом:
– А ну-ка, где тут первый Белорусский,
Ну, где тут мой гвардейский батальон?
И тут же, сразу – всё порасспросили:
Ну, что у нас, какой теперь расклад? –
А к ним прильнут: – Ну, как она, Россия?
А к ним прильнут: – Ну, как она, Москва?
Рассядутся за длинными столами,
И разольётся песня, как река –
Аж колыхнётся боевое знамя!..
Но это будет после, а пока,
Задумавшись, в нетягостном молчанье,
На облако присев, как на топчан,
Дымят махрой и ждут однополчане
Оставшихся своих однополчан…
 За этим необыкновенным человеком я наблюдаю уже несколько лет, стараюсь быть на всех его концертах, специально ездил в Москву в клуб «Альма-матер», присутствовал на его выступлениях в нашей заводской библиотеке, в малом зале Дворца культуры. Он выступал на 80-летнем юбилее бывшего заместителя министра химической промышленности СССР Новикова Анатолия Артёмовича, на презентации моей книги «Они были первыми», в большом зале Дома культуры поселка Белоозёрский. Не гнушаясь никакой аудиторией, он всегда выступает с полной отдачей сил и темперамента. Я слушал исполнение песен под гитару и стихов на лужайке нашего парка в юбилейный день Воскресенска. 18 января в малом зале ДК прошёл замечательный вечер Сергея Леонтьева «Остров. Времена года». И везде меня восхищает его неподражаемое исполнение стихов и песен. Он боготворит женщину, как мать, дочь, учительницу, любимую, и поёт женщине гимн:
                В буквы превращаются в чернила. 
                Я пишу об истинном, благом.
                Как она, любя, меня кормила
                Материнским тёплым молоком.
                Сколько солнца в этом человеке,
                Тихого домашнего огня.
                Господи, храни её вовеки,
                Женщину, родившую меня!
                Мысли зреют и ложатся в строки,
                В тоненькую синюю тетрадь.
                Я как будто снова на уроке,
                Жизнь учусь, любовью измерять.
                И она - мудра, добра, красива,
                Из того сентябрьского дня.
                Много тысяч раз тебе спасибо,
                Женщина, учившая меня!
                Строфы слиты, как стальные звенья,
                Точно также спаяны во мне
                Те неповторимые мгновенья,
                Что прожиты с ней наедине.
                Мчит земля по солнечной орбите,
                И живу я, в памяти храня,
                Словно драгоценную обитель,
                Женщину, любившую меня.
                Лей, душа, и музыку, и слово.
                Размешай их в песню без конца!
                Я спешу, чтобы увидеть снова
                Очертанья милого лица!
                Пусть наш день - и светел, и восторжен -
                Длится, златом солнечным звеня!
                Я тебе ещё полжизни должен,
                Женщина, простившая меня!
                Скоро май осыплет снегом вишни.
                Как же много хочется успеть!
                Верю я, поможет мне всевышний
                Вас, мои любимые, воспеть!
                И уж раз подумалось о Боге,
                Попрошу я, голову склоня,
                Дай, Господь, безоблачной дороги
                Девочке, похожей на меня…
Труд писателя, прозаика или поэта чрезвычайно тяжёлый, утомительный, не имеющий установленного рабочего распорядка дня, выполняется и днём, и ночью, когда вдруг появляются вдохновение и потребность сочинять. Герой моего очерка приглашает нас, уважаемый читатель, заглянуть в мастерскую творца, который рождает новое стихотворение. 
                Я в мастерской твоей
            Уже не гость,
            Я – созерцатель,
            Часом – даже критик,
            Собрат, читатель,
            Психоаналитик,
            Поэзией
            Пронизанный
                насквозь.
            И, занавес однажды
            Приоткрыв,
            Я вижу путь к стиху,
            Как по глотку, по грамму
            В пожары разгораются костры,
            И буквами врезается в строку
            Души твоей большой
            Кардиограмма.
            Я наблюдаю, как
            Непросто и не вдруг,
            За шагом шаг,
            Сквозь труд
            И озаренья,
            От замысла – к черновику,
            И – набело,
                через сомненья,
             Из мастерства,
                таланта,
                вдохновенья
             Рождается оно,
             Простое откровенье –
             Ещё одно
             Твоё стихотворенье…


                - II –

Вот что Сергей Леонтьев рассказывает о себе: «Я родился в 1963 году в городе Иваново в интеллигентной семье. Мои родители выходцы из сельской глубинки. В шестидесяти километрах от областного центра находилась деревня отца и в пяти от неё –деревня матери. Деревня отца до сих пор жива и называется Шумилово. Мои родители оба живы. Десять лет назад продали в Иванове квартиру и дом в деревне, где они летом жили. Я купил им дом здесь, в деревне Белое озеро, недалеко от посёлка Белоозёрский. Здесь они занимаются землёй, огородом, у отца золотые руки, он до сих пор сам делает много строительных работ по дому. Три года назад они отпраздновали золотую свадьбу. Отец, Виталий Максимович, окончил Ивановский индустриальный техникум, а после – Ивановский текстильный институт. Сначала работал начальником лаборатории в институте Охраны труда, где занимался борьбой с шумом на промышленных предприятиях, много ездил в командировки, был в Германии, Болгарии. Потом работал в Ивановском пожарно-техническом  училище, занимался телестудией. В то время это было удивительно интересно.
 Мама Зинаида Андреевна закончила Ивановский пединститут и всю жизнь работала учительницей. Они поженились, снимали квартиру, стали городскими жителями. Я единственный ребёнок в семье. До школы каждое лето проводил в Шумилове у бабушки Анны Ефимовны, которая всю жизнь работала дояркой в местном совхозе. Другая бабушка, Анисья Дмитриевна, жила с нами в городской квартире. Когда мне исполнилось восемнадцать лет, в возрасте 89 лет она умерла. Она была очень просвещённой, Несмотря на то, что у неё было всего три класса церковно - приходской школы, много читала. Даже все мои учебники: литературу, историю, географию прочитывала. Она знала много стихов, сказок, которые в детстве мне рассказывала по вечерам».
 - А кто привил тебе любовь к книге, стихам, литературе?
– Конечно семья, окружение. В четыре года я уже бегло читал. У меня даже книжки отнимали, потому что я их читал, чуть ли не с фонариком под одеялом, Я читал всё подряд, прямо глотал. Бабушка любила Некрасова. Часто читала наизусть  стихотворение «Арина - мать солдатская». Я с детства и до сих пор помню его наизусть.
 
Мы сидим с Сергеем Леонтьевым на кухне за столом и пьём чай. Он только что приехал ко мне с лыжной трассы профилактория «Дубки», где пробежал на лыжах около тридцати километров. Он, раскрасневшись от горячего чая, откровенно отвечает на мои вопросы.
 – В этом году весной будет девять лет, как я начал серьёзно заниматься поэзией. А до этого были первые пробы в школе, какие-то стихи писались, какие–то песни. У мамы сохранились тетрадки, в которые я всё записывал. И на этом моё увлечение закончилось. А потом долго-долго не было попыток, чтобы возобновить творческое дело. Мне всегда нравилась русская литература и русский язык. Я много читал, помню, что был записан в три-четыре библиотеки одновременно. Я всегда писал без ошибок. Не мог объяснить почему, не зная правила, но чувствовал, что пишется так. Думаю, те, кто много читает, и пишут правильно.
 - Какая литература больше всего тебе нравилась?
 – Ну, в детстве читал я всё подряд. А сейчас мне нравится больше русская классика. Я люблю Чехова, Толстого, Лескова. Из более совремённых писателей я люблю Шолохова, Шукшина, очень нравится Фазиль Искандер, Булгаков.                Сам язык, которым пишут, он очень важен. Тех, которых я перечислил, я читаю как музыку. Такие мастера слова, именно слова.
- Сергей Витальевич, а кто тебе больше всех нравится из поэтов?
 - Хороший вопрос! Мне много нравится поэтов. Естественно, мне нравятся все классики. Пушкин, Лермонтов, мне нравится Маяковский, Есенин, мне нравится Пастернак, Мандельштам. Бродский для меня кажется сложным.
  - А чем тебе нравится, например, Мальденштам?
 – Не могу объяснить. Вообще, поэзия это такая тайна.  В настоящих стихах есть какая-то особая музыка, я даже не могу объяснить. Я даже не понимаю смысла иногда, а вот сами СЛОВА соединяются в какое-то волшебное сочетание.  Вдруг выходит кто-то и начинает читать стихотворение. И вдруг, ты даже не понимаешь, о чём он читает, но сами слова на тебя действуют магическим образом. Ты понимаешь, что пошла поэзия. То есть набор рифмованных слов становится стихотворением. Всё! Что это такое, я не могу объяснить, понимаешь! Ну, это, наверное, как бывает в музыке. Сразу можешь отличить, когда профессиональный музыкант играет или когда играет любитель. Может в этом секрет, может в чём-то другом,  я не знаю.
Ну, вот, читаю что-то из Пастернака. Блин, думаешь, как вроде всё просто. А что- то такое есть, что действует на душу. Не могу объяснить. Если бы мог это понять, то, наверное, тогда бы совсем не писал, поскольку не интересно было бы, или писал бы гениально. В этом заключается секрет.
Я сам пишу. Многие спрашивают, как, наверно, ты легко пишешь, поскольку всё просто у тебя, строчки простые? Да нет, не просто. Бывает так, сразу раз - и легло, а бывает, что стих доводишь до ума месяцами, даже годами. У меня есть стихи, которые с момента задумки до момента публикации или прочтения на концерте создавались  несколько лет. И только потому, что какая - то строчка, или даже слово, меня не устраивали, лично меня как автора. То есть для меня должно быть всё идеально. Вот когда меня устроит всё внутри стихотворения, я его только тогда могу показать уже на публике или в газете, или ещё где-то. Только так. По-другому я не могу. Если я вижу «косяк» в строчке, я стихотворение отложу и буду его мучить или, может быть оно останется лежать. У меня  много таких работ. Это как композитор. Он же не может оставить, чтобы не законченная была мелодия.
А вообще творчество меня здорово изменило. Я сам понимаю, что стал совершенно другим человеком. Круг знакомых моих поменялся и круг интересов тоже поменялся.
- Я не поэт, но хорошо понимаю, о чём ты пишешь, чувствую твой замысел и мелодию текста. Как ты просто, но чрезвычайно талантливо обыгрываешь любой сюжет произведения! У тебя в каждом стихотворении главенствует правда и в тоже время таинственное, магическое и мистическое; совершенно смелое обращение со своим героем. Ты даже с самим Богом разговариваешь на равных, как с близким другом. Запросто приглашаешь его пойти вместе на лыжах, предлагаешь свои ботинки с «чуть потёртым ремешком»…
Ты придаёшь большое значение  слову. Слово для тебя – всё!
   
   Вначале было Слово. До того
   Лишь тёмный дух носился над водою,
   И крошечное солнце молодое
   Ваял Господь из сердца своего.
   И пала мгла! И пал на землю свет!
   И это было первым чудом света.
   И потекли до звёзд и до планет
   Сквозь бесконечность световые лета
   И начались обычные дела:
   Текли века, моря солили суши,
   Земля ютила мёртвые тела,
   А небо щедро принимало души…
   Выходит, свет из Слова был рождён?
   А, коли так, то всё подвластно Слову!
   Тому, что было истиной, остовом,
   Поводырём, владыкою, вождём,..
                И где оно теперь? Скажите, где?
   В развалах одноразовых книжонок,
   Проказой иноземной заражённых
   И пресных, словно каша на воде?
   Увы, увы! Оно уже давно,
   Не убоясь ни Бога и ни чёрта,
   Эфирною размыто болтовнёй
   И жёлтыми газетами истёрто,
   Зализано казённым языком.
   Истерзанное уличною бранью,
   Оно давно томится под замком,
   А не сверкает яркою огранью…
                Давай, Поэт, давай, Поэт, давай!
   И, словно в вену тяжелобольного,
   Ты кровь свою в строку переливай,
   Чтоб навсегда вначале было Слово!

– Скажи, какое было первое твоё стихотворение, которое увидело свет?
- История его рождения такова. 2006 год! В апреле у меня родилась дочка. Толчок к творчеству может быть дала и она. Может, это совпало ещё с одним событием. В мае того года в деревне у родителей я решил перед домом построить площадку. Там было ужасно. С лопатой и граблями там возился две недели. Я перекапывал, всё убирал, мне хотелось там посеять траву. В конце концов, я выполнил всё задуманное. И вот  эти две недели я провел не только с граблями и лопатой, но и с блокнотом. Я начал с частушек.
У меня есть друг, и когда мы собираемся узким кругом, то я играю на гитаре, а он поёт частушки.  Он их знает наверно около тысячи.  Причём исполняет и нормальные, и матерные частушки. И вот пришла мне в голову мысль попробовать тоже сочинить частушку. Оказалось, что это дело совсем не простое. Потому что частушку надо сделать в рифму, смешно, какую-то мысль туда заложить…
В-общем, написал я их несколько сотен. Они разные, сейчас, конечно, читаешь, и самому становится смешно. Но, тем не менее, это послужило пробой сил в стихосложении. Я считаю, что это была хорошая школа в плане того, как построить строку, как срифмовать, как выдержать динамику. Вот некоторые из них:
               
                Он на грудь мою косится
И слюною давится!
А скажи ему - жениться,
Он скорей удавится!
      
                За деревней соловьи
Льются, заливаются!
Только юбку не порви,
Мамка заругается!
      
                Ой, как банька горяча-то!
Веники дубовые!
Хороши у нас девчата
И на всё готовые!
               
                Я позволила ему
До себя дотронуться,
Потому, что он платил
За меня в Макдоналдсе!
      
                Как пришли служить во флот
Девушки-молодки,
Я уже четвёртый год
Командир подлодки.
               
                С Украиной мы не можем
Дружно жить который год.
Мы в Германию проложим
Мимо них газопровод. (2006 год, заметьте!.)

- А первые стихи пошли потом. Их было тоже много. Чуть не по стиху в день, а то и больше. У меня есть большая папка, я ничего никогда не выбрасывал. В стихах всегда ставил число. Вот иногда беру её и просматриваю. Ну, конечно сейчас смешно на них смотреть. Хотя и среди них попадаются неплохие вещи. Я не знаю, какое было первым, сейчас об этом сложно сказать. Надо, конечно, заглянуть в эту историческую папку. А первой удачной работой в песнях стали «Старожилы любви».  Это был 2007 год. Меня друзья познакомили с Рашитом Кияновым. Он тогда не был ещё директором Дворца культуры «Цементник». Он работал у Витаса бас-гитаристом, но уже давно писал песни, и успешно. Песни его пели и Витас, и группа «Динамит». Он сам писал слова, либо брал у кого-то из классиков. Я ему показал много песенных текстов. Рашит их посмотрел и очень мягко, очень интеллигентно посоветовал мне почитать наших песенников - Танича, Резника, чтобы я понял, как выстраивается песня, это тоже послужило хорошим уроком, поскольку я действительно для себя раз и навсегда уяснил, что песня - это не стихотворение. В песне совсем другие законы, что там есть припев – то, что должно слушаться, запоминаться. Так мы с ним начали работу над песнями. И появилась песня «Старожилы любви»
                Надеваем мы с тобой
                Кольца обручальные,
                Узелком сплетаются
                Две судьбы в одну.
                И летят над головой
                Облака венчальные
                Солнце улыбается
                Праздничному дню.
                Ну, кого бы расспросить
                И к кому прислушаться?
                Как нам чувства сохранить
                До преклонных лет?
                Чтоб любовь не потерять?
                Счастью не разрушиться!
                Сможет кто – нибудь назвать
                Правильный ответ?
                Припев:              Старожилы любви, расскажите –
                Как вы эту любовь сторожите?
                Как храните вы чувства годами?
                Я клянусь – это всё между нами!»

  Наверное, это была первая большая работа, которая удалась.  А дальше большое количество времени я посвящал только песням. И мы с Рашитом их написали несколько десятков. Параллельно появились и другие композиторы. Был такой московский композитор Илья Гребенюк. С ним мы сделали порядка пятнадцати песен.
Я тебе не сказал, что я окончил музыкальную школу по классу баяна. А потом, когда мне было шестнадцать, все ребята стали бренчать на гитарах, тогда и мне купили гитару. Я её месяца за два освоил в подъездном варианте. И дальше гитара всегда, всю жизнь была со мной.  Поскольку я овладел гитарой, то некоторые стихи стали ложиться уже на мою музыку. И мне это очень понравилось. И затем стали появляться песни, которые были полностью мои.
А дальше больше стала интересовать поэзия. Потом уже был первый сольный концерт. Кстати он состоялся с помощью Елены Борисовны Юровой в малом зале Дворца культуры «Химик». Он прошёл на ура! Это было года четыре назад, может пять. 
 Очень многому меня научило наше Воскресенское ЛИТО. Однажды я с товарищами отдыхал в кафе «Место встречи». И один из моих друзей говорит, вот там внизу Марина Кабанова, член Союза писателей России, покажи ей свои стихи. И он взял меня за руку,  привёл к Марине и познакомил нас. Потом я принёс ей целую папку стихов. А через некоторое время она меня привела в литературное объединение.
Там я познакомился и подружился с Леонидом Анфиногеновичем Дудиным. Я ему стал показывать свои стихи. А когда их набралось достаточное количество, он сказал: «Делай книгу».
Так в 2008 году вышла моя книга «Первая скрипка». Дудин был моим редактором. Конечно, он много мне дал в плане правильного понимания, как делать и как не делать стихи. Я хорошо помню один момент, когда я принёс ему огромное стихотворение. И мне казалось, что это такая вещь! А он посмотрел так равнодушно и говорит: «Я тоже могу взять газету «Правду» и за ночь зарифмовать. Кому это нужно?».
            Думаю, если не ЛИТО, то мой путь к успеху был бы гораздо длиннее.  Поэтому автору всегда нужна критика. Иначе получится самолюбование своей работой, а прогресса не будет.
В знак благодарности Сергей Леонтьев посвятил два стихотворения своим наставникам Марине Кабановой и Леониду Дудину:   

                Говорю с тобой я без трепета
                и слова порой солоны
                только знаю, немного встретится
                мне ещё такой глубины,
                широты такой бессеребренной,
                русской северной широты,
                – мне знаком этот край сиреневый,
                – с Верхневолжья я, как и ты.
                Там рассветы встают без просыпи,
                а по сёлам и деревням
                – самородков златые россыпи
                не кончаются от древлян.
                Ты поймёшь – так порой захочется
                из Московии убежать
                сквозь родную до боли рощицу
                в непролазную благодать…
                Замечтается: – Эх, нарыскаю
                клюквы-ягоды с полведра,
                да была бы земля российская
                на таких сыновей щедра!
                Не сидится тебе, не дремлется
                на диванах из мягких кож,
                ты и в семьдесят, ты и в семьдесят
                молодей молодых живёшь!
                Поклонюсь тебе за подаренный
                и талант, и великий труд,
                а в душе моей белым заревом
                две рябины твои цветут.
 
Как может поэт в одном стихотворении прекрасно увязать и великую непредсказуемость природы, её неуязвимость, дикое, страшное проявление, бешеную, разбушевавшуюся стихию с лихой несдержанностью любовной страсти двух сердец?
               
                Тяжёлый ветер сгрудил облака,
   Прижал к земле измятые колосья,
   И с яростной, неукротимой злостью
   Обрушил ливень в тёмные луга.
               Сверкнуло небо огненным мечом,
   Нырнули в землю ящерицы молний,
   И заревел молоденький бычок.
   И началось. И грянуло. По полной!
               Застыла трасса, фарами едва
   Сквозь шквал дождя обочину нащупав,
   И разорвался вновь небесный купол…
   А ты, дрожа, мне ткнулась в рукава.
               И канул мир под натиском воды,
   Захлопнув нас в автомобильной клети,
   И не осталось ничего на свете
   И никого. А только я и ты.
              И сквозь грозы тропическую жуть,
   До спазма в горле ощутил я телом,
   Как задышала трепетная грудь,
   И ты раскрылась… Жадно! Дерзко! Смело!
               И ты раскрылась, руки разметав,
   Моим рукам горячим уступая,
   А ливень бил в окрашенный металл,
   И бились мы, друг в друге утопая…
               И не был я безумней, чем тогда,
   В утробе той серебряной «Тойоты»,
   Когда лила солёная вода,
   Открытых плеч туманя позолоту…
               Ушла гроза. И через полчаса
   Всё было тихо, солнечно и мило.
   И ты мне что-то нежно говорила
   И гладила по мокрым волосам.
- У тебя, Сергей Витальевич, много стихов связано с религией, с Богом? Что ты ощущаешь, чувствуешь ли ты что-то свыше?
- Конечно, чувствую. Я вообще считаю, что некоторые стихи кто-то пишет за меня. То есть они получались такие сильные, что мне кажется, что тут не обошлось без каких- то сил, о которых могу только предположить.   
– Да! А какие у тебя чувства возникают, когда вы собираетесь в местной церкви, и проводите какие-то концерты?
- Мы же собираемся не у алтаря, а в подвале, где воскресная школа. Батюшка у нас очень прогрессивный. Даже клуб авторской песни в церкви организовал. Вот однажды состоялся наш концерт прямо в храме. Там на лавках сидели люди. Я помню, исполнял песню «Рождество». Сначала был какой-то необъяснимый трепет, но спел хорошо. А когда уже пел следующую песню, то совсем успокоился.
               
                Снегом выстелен, словно простынью
Город в праздничном декабре.
Прямо к Господу, прямо к Господу
По седой пойду по заре!
После стылой мглы нескончаемой
Наконец-то стало светать
Почему-то вдруг так отчаянно
Стало мне его не хватать!
А вчера ещё солнце жарило
С раскалённого полотна.
Расплескали жизнь, разбазарили,
Потому что пили до дна!
Потому что всё полной  мерою,
Потому что всё через край!
Тут до Бога ли, тут до веры ли?
Тут и не спасённому рай!
Полыхнёт заря, словно зарево,
Попросить осмелюсь Творца:
Жизнь, что мне тобою подарена,
Помоги пройти до конца!
Будь же милостив в снисхождении,
Дай пойти за тобой вослед!
Скоро праздник твой, день рождения,
Так разлей же по душам свет!
Не убудет в земной обители
Торгашей, воров и менял!
Мир, который так ждал Спасителя,
Третью тысячу разменял!
Всё равно в рассветное, новое
За собой нас всех позови!
Горемычные, непутёвые,
Всё равно мы дети твои!
Снегом выстелен, словно простынью,
Город в праздничном декабре.
Прямо к Господу, прямо к Господу
По седой пойду по заре!
Тайной вечною и прекрасною
Будет Божие нам родство!
Приходите все! Будем праздновать!
Будем праздновать Рождество!

- Сергей Витальевич, в чём заключается предназначение поэта?
-  Наверное, если ты себя назвал поэтом, то ты должен честно писать о том, что ты чувствуешь, о чём ты переживаешь. Поэзия тоже разная, кто-то пишет о политике, кто-то пишет о любви, кто-то пишет о природе и всё это – поэзия! Самое главное, чтобы это было талантливо.
– А ты исключаешь политику в поэзии? 
-  Нет, я абсолютно не исключаю.
- Я тоже считаю, что литература не должна быть вне политики. Разве можно писателю не влиять и не замечать того, что сегодня творится в стране. Это дикие реформы в образовании, средней и высшей школе. Это и в здравоохранении, когда даже в столице нашей Родины закрывается часть больниц и поликлиник, от безденежья прекратила своё существование, служившее почти девяносто лет верой и правдой России газета «Патриот», постоянно растут цены и на продукты питания, и на товары народного потребления, и на бензин...
Вот и сейчас мощный каток демократов подминает под себя и Союз литераторов.  Гиганты советской и русской литературы Валерий Ганичев, Юрий Лощиц, Лев Котюков, Владимир Крупин, Станислав Куняев, Валентин Распутин, заявляя о бедственном положении литературы в России, обращаются через Литературную газету (№11 2014г.), как в последнюю инстанцию, за помощью и заступничеством от наездов некоторых государственных чиновников к патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.
Ответственные представители власти решили лишить писательские организации всех юридических прав на существование и заодно всей собственности, созданной и приобретенной в советское время от каждой проданной авторской книги. Чиновники Минюста подали в Верховный суд РФ иск о ликвидации Литфонда России, основанного писателями - классиками XIX века для помощи нуждающимся литераторам, чтобы лишить писателей последнего имущества. 
…«Ваше Святейшество! Просим Вас защитить нас от алчного и неразумного чиновничества Минюста, а также приостановить решение Минкульта России об изгнании  Союза писателей России из особняка на Комсомольском проспекте. В случае лишения литераторов нашей собственности всякая литературная деятельность прекратится…»
 
                Пирует знать,
                Распяв за нефть и газ
                Мильоны нас,
                Простых, себе в угоду.
                Пирует знать,
                Не кроясь, не стыдясь,
                Пирует знать
                На кровные народа…
                Пирует знать,
                Бокалами звеня,
                Бросая кости
                Челяди дворовой.
                Пирует знать,
                Безжалостно доя
                Российскую
                Священную корову.
                Пирует власть
                В отстроенных домах,
                Хрустят в зубах
                И, тысячи, и сотни.
                Пирует знать,
                А чёрная чума,
                Внимательно глядит
                Из подворотни.

Сергей Витальевич Леонтьев одарённый, активный и публичный человек. Много выступает на сцене, создаёт новые замечательные произведения, пишет на них музыку. За короткое время издал уже две книги.  Первая книга «Первая Скрипка» издана «Интеллект-
Центром» в 2008 году тиражом в 500 экземпляров, в ней 231 страница, 43 стихотворения и 58 песен. Буквально через три года в 2011 году также в «Интеллект-Центре» вышла вторая
книга «Две луны» уже тиражом в 1000 экземпляров. В ней 151 страница,
41 стихотворение и 45 песен. Все эти книги пользуются большим спросом у читателей               
- Сергей    Витальевич, а какие у тебя творческие планы на ближайшую перспективу, поделитесь с читателями?
- Я готовлю третью книгу. В неё войдут лучшие произведения из двух книг и много нового. В первом диске «Листопад» получилось интересное авторское чтение под музыку.  Артём Фадеев специально писал её под каждое стихотворение. На клавишах и гитаре он сам сопровождал авторское чтение стихов.
В этом году у меня сразу выйдут два диска. Один – это мои песни в личном исполнении, часть – дуэтом с Еленой Зотовой.  Для второго диска осталось изготовить только обложку и отдать в тираж. Он будет называться «Песни на стихи Сергея Леонтьева».  Там будут разные артисты исполнять песни, которые созданы на мои стихи. В моём творчестве участвует много композиторов. Первый и основной это Рашит Киямов, много песен мы написали с Валерием Евдокимовым. Далее принимали участие в моём творчестве композиторы: из Москвы -   Илья Гребенюк и Анетта Руж , из Твери - Евгений Слепцов, из Башкирии - Александр Топольников, из посёлка Белоозерский - Василий Мусатов, из Краснодара - Сергей Черноусов, из Воскресенска - Владимир Брыкало, из Санкт-Петербурга - Владимир Фёдоров, из Германия - Георгий Фингер, из Малаховки - Александр Гаджиев, из Железнодорожного - Александр Басанов, из Самары - Денис Чураков.
В этом году должны произойти сразу три презентации. Что касается нашего с Алиной Серёгиной проекта «Остров», то мы хотим вернуть стихи на сцену. Мало того, что стихи отодвинуты из массовой литературы, сейчас стихов не найдёшь даже в современных книжных магазинах. А со сцены  они вообще исчезли. Если в шестидесятых годах поэты собирали на свои выступления чуть ли не стадионы, тогда был бум на поэзию, то сейчас она совсем в каком-то жалком упадке. И мы ищем авторов интересных и талантливых. Мы стараемся их публиковать, по крайней мере, в интернете. Мы делаем совместные концерты. У нас некоммерческий проект по оживлению нашей поэзии,  её соединении с музыкой, театром, другими жанрами. Мы пытаемся всё это поднять на новый уровень.
 
Трудовой и жизненный путь для поэта начинался обычным образом, как у миллионов советских молодых людей: учёба, направление на работу, вживание в рабочий коллектив. А потом, когда в стране начались большие перемены, то они полностью закрутили многих людей в свою коварную воронку.
После окончания средней школы Сергей Леонтьев поступил учиться в Ивановское пожарно-техническое училище. В этом учебном полувоенном заведении студенты жили в казарме, ходили в форме. Это училище он  окончил с красным дипломом и по распределению был направлен в город в пожарную часть в Фаустово. Здесь Леонтьев проработал год лейтенантом и поступил в пожарную Академию. Четыре года жил в Москве. После окончания Академии вновь вернулся в часть и был назначен заместителем начальника.  И проработал здесь четыре года.
- Ты работал в такой опасной отрасли, связанной с тушением пожаров, где каждый день связан с риском для жизни. Расскажи что-нибудь об этом?
– Ну, конечно, всякое было. В пожарном деле есть две основные службы. Одна непосредственно занимается пожаротушением, другая – профилактикой пожаров. Я работал в профилактике пожаров. Но, естественно, когда практиковались в училище,  опробовали всё. Мы дежурили в частях, и как бойцы выезжали на все пожары, которые происходили в городе. А город Иваново большой, сложный. Я много чего видел и вытаскивал людей сгоревших, тушил пожары, пару раз достаточно опасно было для жизни. А здесь в Фаустово работалось  хорошо, и остались самые прекрасные воспоминания…
            – А как ты относишься к совремённому положению в стране, Какое твоё отношение к 1991, 1993 годам и в это время как ты себя чувствовал?
 - Сложно все тогда себя чувствовали. На работе создались большие трудности, зарплату платили очень плохо, и я оттуда ушёл. Всё мы хлебнули тогда. Я на заре предпринимательства практически находился. Я же ведь не какой-то комсомольский работник, который приватизировал заводы или имел богатого папу. Мы вообще начинали с нуля, без денег, без всего. Пошла волна, стало можно заниматься бизнесом, и мы решили попробовать, открыли кооператив, заряжали огнетушители, устанавливали пожарную сигнализацию.
А потом со своим другом Георгием Благодатским организовали общество с ограниченной ответственностью «Олинта». В нашей команде стало работать много других людей: и водители, и продавцы, и экспедиторы.  Занимались торговлей, строительством, общественным питанием, набивали шишки, ошибались, теряли деньги.  Мы прошли путь, который я сейчас не решился бы повторить, потому что мы были и грузчиками, и водителями, и директорами, и экспедиторами. Да и семьи наши жили тоже нелегко. Я с семьёй снимал квартиру вплоть до того, когда сыну Артёму исполнилось уже восемь лет, то есть до 2000-го года. То есть всё вкладывалось в развитие, в будущее. Вместо того, чтобы где-то на Канарах отдыхать, мы пахали как лошади. Спины срывали. Ты не представляешь работу с молочными продуктами. Нужно с утра прийти, всё расписать, посчитать, весь товар распределить, загрузить, чтобы продавцы уехали. Вечером всех принять, опять свести баланс, сделать заказ на следующий день, вовремя направить машины на разные комбинаты.
Я даже сейчас не представляю, как же мы всё это делали практически вдвоём. У нас, конечно, народ работал. Однако было два собственника. Мы, с моим другом Георгием Благодатским проработали долго. К сожалению, пять лет назад он погиб. Он перевернулся на байдарке и утонул на Кавказе. Мы с ним начинали где-то с 1991 года. Мы все этапы бизнеса прошли вместе. В посёлке открыли ресторан «Место встречи». А сейчас бизнес у меня тоже пополам с его женой Татьяной и всё что есть, всю коммерческую недвижимость мы сдаём в аренду. Время было сложное, но интересное. Всё менялось, страна менялась.
– Если так, то, какое время тебе больше всего нравится, советское время или сейчас, которое есть?
- Сейчас мне страшно как-то. Сейчас у нас не знаю, что происходит. Но мне совершенно не нравится ситуация в стране в плане того, что мы сейчас фактически в одиночку опять зачем-то пошли против всего мира. Мне не нравится всё то, что происходит на Украине, мне не нравится всё, что происходит в экономике и, честно говоря, я не жду, что скоро всё наладится… 
- Сергей Витальевич, на твоём концерте я слышал от Главы Воскресенского района Александра Михайловича Калинникова про фонд «Синица», расскажите, пожалуйста, что это за организация и чем она занимается?
- Белоозёрский общественный фонд «Синица» был создан по инициативе главы поселения А.А. Жданова в 2007 году. Предполагалось, что в условиях отсутствия у поселения собственного бюджета он будет аккумулировать добровольные пожертвования физических и юридических лиц, и это позволит решать насущные проблемы посёлка.
 С апреля 2010 года я являюсь исполнительным директором этого фонда. И надо сказать, что за этот период сделано достаточно много добрых и полезных дел.
 
 - Сергей Витальевич, давай вновь вернёмся к поэзии. Мне известно то, что поэзия Леонтьева близка и дорога всем нашим слушателям и читателям. Ты, как поэт, композитор и исполнитель песен уже имеешь веское имя в нашем Подмосковье. Твои стихи уже перешагнули пределы нашей Родины. Расскажи, пожалуйста, подробнее, где тебе приходилось выступать?
- Я был на многих фестивалях авторской песни. Я получал гран–при, становился лауреатом, дипломантом. Выступал за границей в Праге, Вене, Болгарии,Черногории, через неделю еду в Израиль, Участвовал на различных отечественных фестивалях: в Смоленске, Рязани, Луховицах, Домодедове, Перславле-Залесском, Москве… Есть награды, которые мы вместе с Еленой Зотовой завоевали. Она директор музыкальной школы в посёлке Белоозёрский. Три года назад с ней образовали дуэт и до сих пор успешно выступаем на концертных сценах…   
 
Удивительная вещь, на воду и огонь можно смотреть часами и не уставать.  Тоже самое происходит на концертах Сергея Леонтьева. Его стихи и песни можно слушать бесконечно долго и наслаждаться поэтическим даром и необычайной его энергетикой и лирикой. В своём роде - это вообще уникальная и увлекающая личность.  Он совсем не употребляет алкоголя, интересуется спортом. Года три назад  я его впервые увидел на лыжне. Он шёл не уверенным и не умелым коньковым ходом. Настолько сильно он увлёкся зимним спортом, что почти каждый день приезжает тренироваться в район пионерлагеря «Дубравушка». И за  небольшой период времени вполне овладел спортивной техникой лыжника. Он всё делает основательно, и любое дело доводит до логического конца и на всё находит время. На днях я его встретил на перекрёстке лыжной трассы. Я сказал, что нельзя так долго стоять, можно остудиться, пойдём дальше.
- Нет, я уже закончил тренировку, - сказал Сергей, - мне надо спешить собираться. Я сейчас уезжаю в город Жуковский. В пионерском лагере ЦАГИ  собирается большая группа творческих людей, чтобы отдохнуть: поиграть в настольный теннис, походить на лыжах, а потом выступить в местном клубе со своими авторскими стихами и песнями. Меня тоже пригласили, и я согласился, стараюсь идти в ногу со временем. Я люблю спорт: люблю лыжи, летом катаюсь на роликовых лыжах, а зимой на обычных. Я достаточно много плаваю в бассейне, два раза в неделю уже третий год занимаюсь йогой, поддерживая в тонусе своё здоровье. У меня трое детей: две дочери и сын студент.               


                - III -

Сергей Леонтьев очень общительный, непоседливый, счастливый человек! В стихотворении «Счастье» он как - будто описал себя.               
                Со мной бывает очень часто,
                почти всегда бывает так:
                ищу, мятущийся чудак,
                неосязаемое счастье,
                гонюсь за славой, за рублём,
                всё мало мне, и злюсь, и маюсь,
                не успевая в дымке мая
                вдохнуть сирени за окном…
                И вдруг прострелит – горько, ярко,
                меж дел, звонков и накладных:
                когда же я своим родным
                последний раз дарил подарки?
                Как можно быть таким глупцом!
                Оно же рядом счастье это,
                в рубашки детские одето
                и пахнет вкусным пирогом…
                Здесь – мой исход, моё начало –
                в семье – где пристань и оплот.
                Пусть здесь всегда живёт тепло,
                И чтоб его на всех хватало!
  Сергей Леонтьев весьма доброжелательный и щедрый, организованный и ответственный человек. Он исключительно строго подходит к оценке и своих произведений, и творчеству других писателей. Какая огромная тяга, какая непреодолимая привязанность к поэзии и музыке! Когда он читает стихи, когда поёт песни на свои слова под гитару, его сердце переполняется радостью и торжественностью, лицо перевоплощается, становится светлым, чистым и добрым.
 Он обладает неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникают в его душе. Это мы наблюдаем в стихотворениях: «Анапский блюз», «Хижина», «Гроза» и некоторых других. В поэзии Леонтьева нас покоряет и всесильно захватывает удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью и душевностью. Высокой лиричностью проникнуто всё творчество поэта, его раздумья о судьбах родины, о назначении поэта, боль о сохранении поэтического слова в стране, сами стихи о любимой, волнующие рассказы о друзьях и товарищах.
Леонтьев яркий, самобытный, глубокий мыслитель. В его поэзии чувства и мысли слиты нераздельно. Всё очевиднее масштабы поэтического дарования литератора. Он находится не в начале своего творческого пути, а в самом зените писательской зрелости, приливе новых сил и возможностей поэтического начала. Идейность и звучание его лучших произведений, живая, неразрывная связь его творчества с народно- патриотическими традициями и русской классической литературой с каждой работой всё ощутимее, подтверждением тому является бурное увлечение сочинением народных частушек, которых написал он более двухсот.
Леонтьев неподражаем. Он великолепен. Он действительно настоящий мастер слова и хранитель большого искусства. Он человек большой культуры. Превосходно владеет языком, струнным инструментом и приятным голосом. Превосходно владеет композицией, превосходно распоряжается сценическими атрибутами, Леонтьев знает, что такое сцена. Он умеет ею владеть и знает, как увлечь зрителя. Он обращается не только к чувствам, но и душам своих слушателей. Является человеком насыщенным и всех нас волнует своими неповторимыми стихами и песнями. Он волнует ещё и потому, что является передовым человеком.            
За последние годы талант Леонтьева раскрылся особенно полно  и многогранно. Его стихи, его песни приближают нас к есенинскому творчеству. Высокую оценку удивительного творчества Сергея Леонтьева дали общественные деятели и известные члены Союза писателей России.               
Александр Калинников, Глава Воскресенского района, поэт:
 
                Сергей, скажи, зачем тебе «Синица»
                Ведь ты достоин журавля.
                Тебя поёт, тобой гордится
                Вся Подмосковная земля.
                И ты, Сергей, хоть не Есенин,
                Но также женщиной любим.
                Как он одной лишь музе верен
                Кудряв, талантлив и раним!
                И пусть тебе судьбу иную,
                Дал Бог на радость нам.
                Удачу, славу, аллилуйю
                Твоим потомкам и стихам.
 
Леонид Дудин, член-корреспондент Академии Российской словесности, лауреат Всероссийской литературной премии им. М.Ю.Лермонтова:
 «Стихи Сергея Леонтьева, несущие неожиданную освежающую тональность и неподдельную откровенность, чуть стесняясь, светло вошли в огромный мир Поэзии, подарив ей от чистого сердца русский слог, собственную динамику строки, нерв и голос.
 Сергей Леонтьев - поэт нашего времени. И как поэту, и как искреннему исполнителю собственных песен и песен своих коллег, -  ему самой судьбой назначено через стихи и музыку беззаветно дарить людям свет и радость, ничего не требуя от них взамен.
Сергей Леонтьев – одна из тех ярких личностей, кто решительно открыл двери русской литературы и стремительно вошёл в её поэтические просторы, обновив стихотворное слово неожиданной ритмичностью и динамичностью образа. Резкий переход из одной тональности в другую, душевные надломы литературного звукоряда, непримирение собственных устоев со злом и  несправедливостью – не выдумка автора, не игра. Всё исходит от глубинных источников исконно русского начала, от которого, благословив, отправила своего сына в нелёгкий творческий путь древняя ивановская земля». 
Александр Винницкий, гитарист, композитор: «Поэтический сборник Сергея Леонтьева «Две Луны» - это талантливая эмоциональная Поэзия и в мире, нас окружающем, о людях, о становлении художественной личности к этому миру, о желании его постигнуть, почувствовать, найти «свои струны», свою ноту. Художник может увидеть и почувствовать необычность и суть окружающего события, страдать, переживать, и радоваться тому, что для большинства является обычными буднями, обычными вещами. Хочу поздравить вас всех – любителей Поэзии, читающую аудиторию с замечательным поэтическим сборником нашего современника одарённого поэта Сергея Леонтьева».
 Вячеслав Клименков, продюсер, композитор, поэт: «Сергей Леонтьев – один из лучших совремённых поэтов новой России. В его стихах точная сюжетная линия, никаких излишне высокохудожественных образов, которыми очень часто грешат поэты, и которые подчас мешают пониманию стихотворной строки. Практически любое стихотворение Сергея Леонтьева – это готовая песня, что очень важно. Но, в тоже время, он не поэт – песенник. Он, действительно, настоящий поэт. Лёгкость, доступность, красота его текстов говорят о большом таланте этого человека. Я думаю, что Сергей еще в самом начале своего творческого пути и ему под силу взять много поэтических вершин, которые у него впереди».
Сергей Крылов, один из классиков авторской песни: «Среди тех, кто пишет стихи, не так уж много Поэтов. Быть большим Поэтом – особое свойство. У поэта ощущение впереди зрения. За видимыми глазом и материальными оболочками предметов и явлений ему соответственно  открываются их невидимые волшебные сущности. Эту тайную симфонию жизни он способен воплотить в музыку слов и поселить её на наши сердца и души. Об этом думал я, читая стихи Сергея Леонтьева. Сергей без сомнения, -  поэт. Он видит мир, как Поэт. У него прекрасный поэтический слух. У него прекрасный поэтический голос. Ему не надо напрягаться, чтобы сочинять стихи. Он просто получает то, что ощущает в своей поэтической натуре. А мы ощущаем то, что ощущает он. И наш мир становится больше на его мир. Читайте, слушайте Сергея Леонтьева, и вы станете богаче».
Ирина Полонина, поэт, член Союза писателей России, лауреат международного конкурса «Серебряный стрелец»: «Часто бывает, если в человеке много света, рано или поздно он вырывается  наружу, И тогда мир согревает ярко вспыхнувшая звёздочка какого - то  нового таланта. Будь то художник, музыкант, поэт. Да если это сочетается в одном человеке, таком как Сергей Леонтьев это уже не звёздочка, а настоящая звезда. И не так важно, будет ли это считаться вкладом в литературу сейчас, завтра, или через сто лет, важно, что для кого - то его Поэзия станет необходимостью, его голос – родным , а его тепло – лекарством от одиночества или отчаяния». 
Рада Рай, певица: «Чтобы рождать стихи на свет, немало трудится поэт,
                Мы все рифмуем, но при этом не каждого зовут поэтом.
                Сергей Леонтьев, что скрывать, умеет слово ввысь поднять.
                Его талант не видит край. С большой любовью, Рада Рай».   Наталия Родионова, поэт, член Союза писателей России, руководитель
Проекта «Москва Поэтическая» Союза писателей России МГО, член - корреспондент Петровской Академии Наук и Искусства: «Для меня – голос Сергея Леонтьева, поэта, композитора, исполнителя - его особый голос…Его произведения наполнены любовью и болью, радостью и светлой печалью, верой и надеждой. Он ведает нам о простой и безыскусной правде каждого буднего дня, о подвигах и жизни наших соотечественников, дедов и прадедов. Он верен  себе и своей Любви - а это, я считаю, главное предназначение Человека на Земле!»
Сергей Леонтьев был удостоен многих призов и наград. 
Лауреат радио «Подмосковье» за лучшие стихи к песне о семье (2008 г.),
лауреат фестиваля авторской песни «Открытие» в Переславле-Залесском (2009 г.),
победитель в номинации «Лучший поэт» и серебряный лауреат в номинации «Атланты» на фестивале «Домодедово-2009»,
обладатель гран-при Шатурского фестиваля 2009 г.,
лауреат фестиваля "Воскресенская заря" в номинации "Лучший поэт" (2011г.),
лауреат Всероссийского заочного конкурса фестиваля "Гринландия-2011" в номинации "Лучшая песня о малой Родине" и "Лучшие стихи о России",
бронзовый лауреат в номинации "Атланты" фестиваля" Домодедово-2011",
победитель конкурса поэтов "Стиходелика-2011" (клуб "Альма-матер, Москва),
дипломант фестиваля авторской песни "Смоленская дорога" (г. Смоленск) в номинации "Поэт" (2012 г.),
Гран-при фестиваля "Кижанские ключи-2012 г. (Владимирская обл.),
лауреат фестиваля "Бабье лето"-2012 г. (Рязанская обл.),
лауреат фестиваля "Луховицкие озёра-2012 г.",
лауреат литературной премии имени Елены Слободянюк 3-й степени в номинации “Мастер” (2011 г.),
обладатель гран-при конкурса на лучшую песню о Воскресенске (совместно с Рашитом Киямовым),
дипломант фестиваля "Господин ветер – 2013 г." (Московская обл, Пески) в номинации "Автор музыки" и специальный приз оргкомитета фестиваля за песню "Земляника", 
Гран-при фестиваля в Домодедово - 2013 г. (в дуэте с Е.Зотовой) и лауреат в номинации "Лучший поэт".
Лучший поэт фестиваля "Литературная Вена-2013 г." (Австрия)
Лауреат 3-й степени и обладатель приза читательских симпатий 1-й степени конкурса литературного сообщества "Четыре строки плюс". Москва, 2013 г.
Публиковался в сборнике «Золотая строка Подмосковья» (2007 г.),
поэтическом сборнике «Белоберёзовый мир» (2009 г.),
журнале «Поэзия», №1 за 2009 г.,
в литературном альманахе «Воскресенск – моя родина светлая…» (2008, 2012 г.г.),
в международном журнале «Форум» (декабрь 2009 г.),
в литературном альманахе «Москва поэтическая» (2010, 2011,2012, 2013 г.г.),
в альманахе международного литературного салона «Фелисьон» «Инкарнация счастья» (2011 г.),
в антологии писателей Болгарии и России "Созвучие" (2011, 2013 г.г.)
в библиотеке современной поэзии "Краски жизни" (2012 г.),
в международном сборнике поэзии "Артален" (2012 г.)
в альманахе "Венский литератор" (2013 г.)
в центральной и местной периодике.
Член редакционного совета детского литературного альманаха «Ручеёк» (2008 г.), поэтического сборника «Белоберёзовый мир» (2009 г.) 
Автор слов песен, исполняемых известными артистами – «Старожилы любви», «Навеки с тобой» (Витас), «Ты не стой на моём пути», «Прости, мама», «Протяни ладонь», «Всё сбылось», “Только ты” (Рада Рай).
Член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы. Награждён Золотой Есенинской медалью, медалью имени А.П.Чехова, медалью имени Е.А.Слободянюк.
               
Р.S. Во второй половине февраля в Израиле состоялся Международный поэтический фестиваль русскоязычных поэтов и бардов «Арфа Давида». Он проходил четвёртый раз в городе Назарет. Его организаторами являются бывшие наши соотечественники Людмила и Михаил Чеботарёвы. Они много лет уже живут в Израиле и занимаются пропагандой русской поэзии. Этот фестиваль стали уже активно поддерживать мэрия Назарета и несколько богатых спонсоров. 
Организация фестиваля проходила так. Сначала через интернет запрашивались работы на тему: «Сотворение мира». Одно стихотворение или песня обязательно должно было посвящено этой теме. Специальная комиссия отбирала финалистов, а потом им высылала приглашение. Были приглашены авторы из разных стран мира:  США, Германии, Испании, Норвегии, Украины, Белоруссии, Эстонии, России. Много участников было из Израиля. Россию представляли шесть человек, московский регион - двое, из области – Леонтьев и из Москвы  - молодая женщина – бард. Всего в  конкурсах приняло участие шестьдесят поэтов.
По приезде на место каждому выдавался сборник произведений. В изданную книгу вошло несколько стихотворений и нашего земляка. Кроме того там проводился очный бардовский конкурс. Он происходил открыто. Обычные граждане – слушатели концерта на специально выданных бумажках, отмечали полюбившихся им авторов. Сергей Леонтьев там выступил превосходно, занял второе место в бардовском конкурсе и завоевал Приз зрительских симпатий...       
Вот Вы, уважаемый читатель, и закрыли последнюю страницу жизнеописания Сергея Леонтьева, большого друга, любимого поэта и дорогого мне человека. Я попытался в своём очерке рассказать о его поэзии, труде и общественной жизни. Попытался представить  творчество настоящего самородка - открытого, честного и мудрого человека, обладающего гражданской позицией. Поведать всё о нём, поскольку сегодня он достойно олицетворяет в себе самые лучшие человеческие качества. 
Множество призов, дипломов, медалей и успешное его выступление в Израиле ещё раз говорит о его большом природном даровании. В конечном счёте, занять второе место в поэтическом конкурсе на Международном фестивале среди большого количества поэтов - финалистов зарубежных стран и завоевать зрительские симпатии у подготовленной аудитории - это многое значит!
Больших дальнейших творческих успехов Вам, уважаемый Сергей Витальевич!
.               
                2 марта 2015 года                Михаил Коробов


Рецензии