Многофункциональная печать Хоремхеба

В знаменитом парижском Лувре хранится огромная коллекция экспонатов со всего света. Чего там только нету! Можно весь день ходить по Лувру и любоваться экспозициями — да так и не увидеть всего того, что есть в закромах музея. Может, оно и к лучшему — вот вам и повод почаще посещать подобные музеи.

Весьма богато представлена коллекция артефактов Древнего Египта. Посетители музея могут воочию наблюдать статуи, стелы, керамику, украшения — и многое другое, ничуть не менее интересное и яркое.

Взглянем поближе на интересную вещицу, принадлежавшую фараону Хоремхебу — военачальнику, попавшему на трон Египта, можно сказать, почти случайно.

Он не приходился наследником предшествующему царю, даже родственником не был. Тут сыграло свою роль то, что перед Хоремхебом царствовал не кто иной как знаменитый Эхнатон, пытавшийся ввести в своём государстве единобожие в виде культа Атона (Солнца) вместо многобожия. Надо признать, что для той эпохи реформа Эхнатона была весьма прогрессивной задумкой, укрепившей бы единоличную власть фараона. Но вмешались жрецы других богов — и реформа зачахла, не успев толком начаться. А на трон жречество возвело полководца Хоремхеба, которому предстояло разгребать последствия затеи Эхнатона и восстанавливать стабильность в государстве.

Лувр хранит перстень Хоремхеба, применявшийся фараоном в государственных делах. Если приглядеться к кольцу — то станет ясно, для чего оно предназначалось.

Перстень изготовлен из золота. Формой он напоминает подкову с массивным низом, или веретено с круто загнутыми вверх концами. Такое кольцо не слишком удобно для носки, ибо своей широтой раздвигает пальцы. Изогнутые вверх «рожки» обмотаны спиралью из золотой проволоки. А меж концов, соединённых штырём, размещена самая интересная деталь перстня — вращающийся золотой брусок-параллелепипед (по форме скорее похожий на кирпичик) с гравировкой на четырёх вытянутых сторонах.

Сочетание гравировок содержит вроде бы и привычные для древних египтян символы, но их точное предназначение, увы, не до конца ясно.

Одной из гравировок является личное имя Хоремхеба (др.-егип. «Бог солнца Гор ликует»), вырезанное иероглифами. Кольцо-печатка с личным именем фараона вполне могло применяться для того, чтобы царь «приложил руку» к важному документу. Помните, как раньше было принято — начальствующее лицо обмакивало своё кольцо с личной печатью в горячий воск или сургуч и ставило оттиск на документе, заверяя его важность и подлинность. Так что Хоремхеб мог просто повернуть на своём перстне брусок с гравировкой нужной стороной вверх, с именем, и поставить царскую печать в нужном указе.

А вот с тремя другими сторонами вращающегося бруска интереснее. На оставшихся гранях печати выгравированы соответственно лев, крокодил и скорпион. Что бы это значило? Просто украшения, с привычными древним египтянам представителями фауны Та-Кемет? Или эти гравировки имеют религиозное значение? Ведь многие представители древнеегипетского пантеона богов изображались в зверином облике. Можно предположить, что например, лев с перстня Хоремхеба может быть изображением богини ярости и войны Сехмет. Крокодил вполне мог являться отсылкой к богу реки Нил Себеку. А скорпион может олицетворять и богиню-защитницу от злых духов Хедетет, и богиню-покровительницу мёртвых Селкет, и даже богиню женственности и материнства Исиду.

Но непонятно, ставил ли Хоремхеб печати с изображениями живности, (а не только с личным именем) или нет. А может, набожный фараон поворачивал брус на перстне нужным изображением в тот момент, когда нуждался в поддержке того или иного божества, чьи символы награвированы древнеегипетским ювелиром? Существуют разные версии на этот счёт.

Перстень фараона Хоремхеба не уникален в своём роде — учёным известны и другие подобные кольца с вращающимися печатями. К сожалению, большой временной промежуток меж нами и Древним Египтом оставил не так много ответов на вопросы, сколь хотелось бы. А золотое кольцо фараона по-прежнему представлено в Лувре, привлекая внимание посетителей и терпеливо ждущее, когда учёные разгадают все загадки печати Хоремхеба.


Рецензии