Логика любви. 1 Культура, как технология выживания
Жизнь человека часто сравнивают с дорогой. Действительно, приходиться крутиться, искать, двигаться в неизвестность. И каждый шаг на этом пути, каждое действие, поступок – это наш выбор. Выбор, где человеческий разум – лишь аналитический аппарат для достижения цели, поставленной чувством.
Чувство определяет выбор цели. Это тоже мозговой процесс, но интуитивный, подсознательный, присущий всему живому. А всё живое тем и отличается от неживого, что имеет выбор, степень свободы. И вся живая природа неизменно пользуется этим выбором.
Растения, и те выбирают, например, момент своего цветения. Животные, особенно высшие, обладают неизмеримо большей степенью свободы. Эволюция животных привела к появлению и развитию специального аналитического органа, позволяющего просчитывать вероятности тех или иных событий, находить выходы из запутанных ситуаций, выживать в невероятных условиях самому и выручать из беды своих соплеменников. Люди – самые свободные существа на Земле, но приносит ли она нам счастье, эта свобода?
У каждого – своя дорога, удачи и неудачи на ней сменяют друг друга, как повороты. Где лучше, а где хуже – решаем мы сами, мучаемся иногда над выбором, пытаясь угадать последствия своим поступкам. Особенно, если находимся на своеобразном перепутье, где словно на том камне высечено: «Налево – одна беда, направо – другая». Будущее покажет, конечно, где надо было соломки подстелить, но – пойди, угадай его, это будущее!
Оглядываясь на прошлое, можно делать какие-то выводы. Вот только поздно уже, ничего не исправишь. Видимо, в попытке поделиться своим опытом люди и придумывали притчи, сказки, песни. У каждого народа возникало целое наследие из наиболее доходчивых, удачных сказок. Возникала целая культура.
1.Культура как технология выживания
Словари определяют культуру, как степень развития. Культура конкретного человека может определяться уровнем его интеллекта и образованности, но этих двух составляющих явно мало. Например, вежливое хамство с культурой не вяжется, или является её изнаночной стороной. И наоборот, среди людей без образования встречаются иногда настолько чувствительные и светлые натуры, что поведение их можно принимать за некий эталон. С подражания таким «эталонам» и возникала, вероятно, культура. Однако подобная святость редка, большинство людей старается следовать проторённой дорогой общепринятых норм поведения. Правда, и тут кроме ритуальных слов и жестов всё равно остаётся индивидуальный образ мыслей и совесть.
Нормы, принятые в узкой группе, можно назвать субкультурой. Этнические же культуры возникали неизбежно как универсальный кодекс заповедей для условий жизни данного племени, изложенный прямо или косвенно в обрядах, песнях, сказках, пословицах и т.п., где обязательно расставляются приоритеты определённых способов поведения героев по сравнению с другими способами. Культура как бы отвечает на вопросы о границе добра и зла. Она – как Древо Познания, запретный плод с которого не избавляет от зла, а скорее утверждает неизбежность его присутствия из-за искушения, этакого интеллектуального эксперимента «а что, если…».
Таким образом, культура любого племени возникает, как крайне необходимый кодекс заповедей, где первая заповедь – «не убий», т.е. не убий своего, думай не только о своей жизни, но и выживании племени. Культура, получается, не только основа духовности, это в первую очередь принцип совместного выживания. Глубина истоков её безмерна. Даже муравей не будет нападать на сородича. Или у медведей: пестун, плохо следящий за медвежонком, получает от мамаши нагоняй. За этим «внушением» так и слышится заповедь – «возлюби ближнего своего как самого себя». У стаи шимпанзе имеются уже настоящие сторожа, регулярными обходами охраняющие покой остальных членов стаи. Тут на ум приходит нечто патриотическое, например – «раньше думай о родине, а потом – о себе».
У человеческих племён культура находит своё развитие в религиях, также неизбежно возникающих, как и сама культура. Религия, как супер-сказка, в своих заповедях приоритетно расставляет убийство, предательство, насилие и другие так называемые грехи как неприемлемые для членов племени. Конечно, эти запреты нарушались всегда: чем меньше степень зла, тем больше находилось желающих совершить его, ибо тем меньшая кара сородичей ожидала их. И всегда параллельно культуре существовал противовес в виде субкультуры отщепенцев и преступников, т.е. всегда существовала некоторая свобода выбора среды, в которой человек находился.
Но если для отдельной личности определяющей для его выживания является его личная способность приспосабливаться к изменяющимся условиям природной и социальной среды, то для выживания племени необходим уже целый набор условностей, допущений и запретов, которые либо ставят общественный интерес выше личного, либо находят разумный компромисс между личным и общественным. Другими словами, культура разрешает противоречие между личностью и обществом, она обеспечивает выживание слабых за счёт сильных, и вообще - создаёт условия для управления, для власти. Проблема власти, получается, вторична по отношению к культуре. А кризис власти неизбежен везде, где попирается культура, нарушаются её заповеди.
Также несомненна первичность культуры, как духовного закона, по отношению к закону юридическому. Законы той или иной культуры, писаные или не писаные, выше писаных государственных законов. Культура несравненно гибче властного законодательства, совершеннее его и совершенствуется впереди него вместе с изменением условий жизни, развитием языка и общественных связей.
Невозможно отрицать и наличие обратной связи – влияния властного законодательства на культуру, но связь эта именно обратная. Бюджетные отчисления на культуру можно сравнить с листопадом, вернее с опаданием хвои, постоянно происходящим у вечнозелёной ели государственной пирамиды: слой опадающей хвои создаёт прекрасную почву для культурных корней, питающих древо государства.
Однако природа, если уж пытаться у неё учиться, не делит свои процессы на первичные и вторичные, она просто выстраивает их в бесконечном времени в цепочку, где каждое звено – не только причина или следствие, но и необходимое условие сохранения цепочки. Для выживания вида важны и корни - и листья, и материальное - и духовное, и культура - и закон, и яйцо - и курица.
Свидетельство о публикации №221010301812
Да, говорят, что жизнь - это дорога, а иногда - путь. Задумалась. Почему, в чем отличие? Видимо, по дороге идут, а путь прокладывают?
Но от выбора не уйти всё равно.
И вот вопрос: что в выборе первично?
Мне казалось, что если копнуть поглубже, то окажется чувство.
Есть разные точки зрения, но психологи все же говорят, что сначала ситуация, потом мысль, потом реакция...
И когда мы делаем осознанный! выбор, возможно, что роли чувства и разума имеют равные доли или у разума больше?
Что касается культуры, тут я слабый оппонент
И сразу вопрос: разве Гумилёву, Блоку, Цветаевой культура помогла выжить? Извините, за оссоциации...
Однако, соглашусь с Вами, что культ определяется не только уровнем развития интеллекта человека, степени образованности, но и ценностями, опытом, который ему транслировали родители, верой, социальной адаптацией. И ещё чем-то
"Законы той или иной культуры, писаные или не писаные, выше писаных государственных законов."
Для конкретного человека скорее -да
Вывод Ваш вне всяких сомнений:"Для выживания вида важны и корни - и листья, и материальное - и духовное, и культура - и закон, и яйцо - и курица."
Спасибо, Владимир, заставили же подумать!!!!
С уважением, Светлана
Лана Вальтер 23.11.2024 13:07 Заявить о нарушении
Вновь дивлюсь на глубокую рецензию! Не готов и ответить в полной мере. Нужно время. Тогда, в 1997-м, когда это сочинялось, я был шустрее мыслями. А вот теперь завис! Осталось одно: реверансы приглашения прогуляться по всей анфиладе "Логики")))
Владимир Деев 2 23.11.2024 17:36 Заявить о нарушении
Понемногу отхожу, вчера уже было 9 дней.
Владимир Деев 2 03.12.2024 16:44 Заявить о нарушении
Лана Вальтер 03.12.2024 16:52 Заявить о нарушении