И. И. Левитан Над вечным покоем

На картине знаменитого художника Исаака Ильича Левитана «Над вечным покоем» изображен пейзаж, написанный им в 1893 году близ Тверской губернии, в районе озера Удомля, который является одной из самых масштабных картин мастера. Картина вызвала бурную реакцию у искусствоведов Серебряного века. Споры о том, что же за озеро и церковь изображены на картине, ведутся до сих пор. Картина находится в Третьяковской галерее, но периодически посещает международные выставки. Картина экспонировалась в музеях Ватикана в 2019 году.

Картина вызывает волнение с первого взгляда на нее. Это очень экспрессивная работа, имеющая глубокий символический и философский смысл.

Большую часть пейзажа занимает огромное многослойное небо, оттенки которого чередуются от холодных, серо-фиолетовых на дальнем горизонте до маслянисто-золотого ореола в более верхних слоях атмосферы. Чувствуется динамика грозового неба: порывы ветра, стремительно скручивающие воздушные массы небывалых размеров в огромные причудливые формы, слышится раскатный гром вдали, ведь до зрителя гроза еще не дошла и видятся ливневые потоки, которые художник мастерски изобразил на контрасте лилово-серого полотна неба при помощи светотени.

Ничто не может иметь только светлую или темную сторону, так или иначе вещи, люди, даже природные явления совмещают в себе как светлые стороны, так и темные – Левитан превосходно изобразил эту особенность, вписав в объемное пространство неба.

При взгляде на эти облака кажется, что там какой-то другой мир, отличный от нашего. Он многоэтажный и бесконечно меняющийся. Каждый момент этого мира уникальный. Его метаморфозы напоминают нам о быстротечности и непостоянстве жизни. Эти тяжелые свинцовые облака лишь кажутся недвижимыми айсбергами, навечно застывшим в пространстве, но это лишь миг и художник запечатлел это кистью: от общей массы облаков уже начали отделятся небольшие лоскуты, похожие на оторванную ткань и рассеиваться, испаряясь в воздухе над огромным озером.

Вода и небо кажутся одним целым. В воде отражается бликами золотистый ореол проясняющегося от грозовых туч неба. Если бы не тонкая зеленая полоса, разделяющая на горизонте небо и земную твердь, и не полузатопленный остров посреди озера, то различить где верх, а где низ у картины было бы трудно – все бы слилось в одно единое шарообразное царство воздуха и света.

Картина бы была действительно неземной, если бы не финальный штрих; на фоне этой грандиозной панорамы стоит игрушечная церквушка на самом краю высокого холма. Она маленькая и хрупкая, как пряничный домик, того гляди ее тоже снесет ураганным ветром. Чуть заметная, спрятанная за склоненными из-за сильных порывов ветра деревьями – деревянная церквушка, выступает в виде портала в Царство Божие на земле. Она похожа на ветхого зрителя, который с высоты смотрит на торжество природы и стихии, над человеческим хрупким миром, о чем свидетельствует, спрятавшееся за стенами церкви заброшенное кладбище, с накренившимися и поваленными крестами, на то, как массивные облака сталкиваются друг с другом, чтобы растворится и явить миру долгожданные лучи солнца. Церковь изображена очень реалистично и сильно выделяется на фоне почти сказочных лилово-фиолетовых тонов полотна.

Церковь кажется заброшенной, но это не так, в ней кто-то есть, о чем свидетельствует свет в маленьком окне и протоптанная в траве дорожка. Опять же людей на картине нет, но все свидетельствует о присутствии человека.

И так, рассматривая картину, мы проходим целый цикл от вечно возрождающегося торжества природы к бренному и увядающему миру.

С высоты птичьего полета до самого горизонта простираются бесконечные равнины русской земли с низинами и топями. Эти ничем непримечательные зеленые долины, обильно поливаемые дождем, дарят душевное умиротворение, невзирая на беспокойный общий тон картины. На ум приходят строки из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!


Рецензии