Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» была написана Клодом Моне в 1972 году в аванпорте Гавра и положила начало такому художественному направлению как «импрессионизм». Художника всегда интересовало состояние природы и его собственное впечатление от ее беспорядочного единства.

Для картины характерна разнообразная и резкая смена цвета. От бледно-розовых и серебристо-пепельных до угольно-черных оттенков. Палитра поражает своей гармоничностью. Переходами из одного оттенка в другой. Сам Моне говорил: «Я рисовал эту картину, едва поспевая за движением солнца».

На картине преобладают серые оттенки задымленного, промышленного города. Из-за грубых мазков и неряшливой манеры графики картина больше похожа на набросок, чем на цельное произведение. Но это не так. Картина имеет четкую и выверенную композицию. Со стороны художника открывается панорамный вид на порт. Перед зрителем предстают проплывающие мимо рыбаки на лодках, скрытые в тени восходящего солнца, из-за чего их фигуры кажутся такими размытыми, почти неосязаемыми, больше похожими на тень. Художник изображает рыбаков угольно-черными, тем самым выделяя их и придавая сюрреалистичным образам еще больший контраст с общей картиной, но одновременно с этим и вписывая его, пытаясь сделать единым с общей композицией. Он пытается с максимальной точностью передать игру света и тени.

За рыбаками мы видим размытые из-за предрассветного тумана, перемешанного с закоптелым дымом, исходящим из паровых труб, серо-голубые образы торговых кораблей, промышленных заводов и подъемных кранов. За густым дымом, из сумрака, едва различимыми контурами выступает высокая колокольная башня готического собора. Пики мачт едва различимого вдали фрегата устремлены в загазованное, грязное небо.

И уже перед самыми лодками рыбаков проходит алый луч солнца, играя и переливаясь бликами на мутной воде. И завершает картину уводящий вдаль разливающийся блеск нового дня.

Еще один элемент, который сразу приковывает к себе взгляд, это, конечно, холодный солнечный диск, немного неправильной формы. Это уже не первая картина, на которой Моне изображает солнце именно такой формы. Он выделяет его, искусственно вынося на первый план темно-серых облаков.

Все предметы на картине – это одно целое, потому что все изображенное на холсте, включая человека, помещено в пространство героя. Герой – это свет. Его вибрация. Свет, как отдельная цветовая субстанция. Определенного сюжета у картины нет. Задачей художника было поймать неуловимое. Каждая секунда была на счету.
 
Размашистые мазки придают картине незавершенность, но это лишь заблуждение, вызываемое попыткой художника угнаться за светом. Запечатлеть каждый оттенок и блик.

Изначально картина была принята с большим скепсисом как у критиков, так и у художников. Но со временем у нее все равно появились поклонники и последователи. Появились художники, которые начали называть себя «импрессионистами», что значит впечатление от момента.


Рецензии