С. К. Эфрон. О романе В. И. Крыжановской - Паутина
РЕЦЕНЗИЯ
В.И. Крыжановская (Рочестер). «Паутина», роман в четырех частях. Пгр. 1917.
В русской художественной литературе совсем не видно почти политических романов, и по одному этому уже «Паутина» заслуживает внимания, помимо даже художественных достоинств и важного значения разработанной автором темы для прояснения и укрепления русского национального самосознания. Наглядевшись на общественный разброд и вдумавшись в его хронические причины за много лет до войны (роман был закончен уже в 1906 г.), г-жа Крыжановская, как опытный врач-диагност, верно определила психо-патологический процесс, разложивший нашу «интеллигенцию». И на этом фоне духовно-нравственной немощи из-под пера ее вылилась картина того чудовищного немецкого засилия, которое ужаснуло наше беспечное общество только во дни войны, но которое издавна стремится к расшатыванию русского государственного уклада: путем планомерного заселения и захвата промышленно-финансовых сил страны, наряду с привитием народу «штунды», а интеллигенции обезличивающего космополитического мировоззрения, не говоря уже о всесильном, хотя и таинственном влиянии немецкой партии на «верхах». Перед читателем встают два мира: один - отмеченный беспечностью, разрозненностью, полным забвением исторических основ самобытной культуры и оторванностью от народных корней, а другой - спаянный продуманной, неустанной, исторически преемственной работой, направленной к единой цели - величию и превосходству родины. И эта именно культурная и государственная сила Германии заставила, в свое время, автора опасаться за судьбу дорогого отечества, что вполне оправдалось, когда грянула война. Словом, представив общественный развал и нарисовав русскую жизнь в ее наиболее типичных явлениях, г-жа Крыжановская выполнила очень сложную задачу. Богатство эпизодической части романа и, в связи с этим, разнообразие затронутых автором общественных вопросов лишают нас возможности привести наиболее характерные сцены романа. Эта грустная (увы) картина современного быта со всеми его хроническими недостатками естественно напоминает другую, вышедшую в прошлом году повесть автора, «Новый век», в которой обрисована ломка старого русского уклада, перекраивавшегося Петром по европейским и далеко не всегда удачным образцам. Перед читателем - занимающаяся заря того времени, когда мы, по выражению Чацкого, все отдавали
«....... в обмен на новый лад:
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую,
По шутовскому образцу».
Ответами, что из этого вышло, служит современная действительность, образно и ярко описанная г-жой Крыжановской.
(Исторический Вестник. 1917. Т. CXLVII. № 3 (март). С. 812 - 813. Подпись: С. Л-н).
Свидетельство о публикации №221010300202