Окрыленная славой

Много ли мы знаем известных имен, связанных с той или иной эпохой, обычно нам на ум приходит одно или два имени, чаще всего это мужские, выдающиеся имена, реже же всего мы говорим о женщинах. Знаменитые красивые люди во все времена вызывают зависть. Сами звезды, достигнув славы, пытаются удержаться на заданной высоте, не замечая окружающих. Всеобъемлющая восторженность и успех туманит разум, а любое неверно сказанное слово или принятое решение способно навсегда загубить карьеру, ведь толпе больше нравится скандировать чьему-либо падению, нежели возвышению над остальными. Так и балерина пушкинской эпохи Авдотья Ильинична Истомина стала жертвой своего таланта. Безродная, выросшая на театральных подмостках, и уже в девять лет вынужденная танцевать водевиль, Истомина добилась небывалого успеха на сцене русского балета под руководством Шарля Дидло. Она стала музой для многих поэтов и писателей, ради нее устраивались самые громкие дуэли в российской истории, сам Пушкин посвящал ей целые строфы в своем бессмертном «Евгении Онегине». Безусловно, подобная слава вскружила совсем еще молодой девушке голову. Как это обычно и бывает у знаменитых и красивых, Истомина доверилась не тем людям, а если конкретнее, то не с тем кавалером отправилась пить чай; кавалером оказался Грибоедов, который пригласил Истомину на квартиру к своему другу Завадовскому, испытывавший к балерине страстную любовь. После этого случая сам Грибоедов распустил нелицеприятные слухи об Истоминой по Петербургу, которые дошли до ушей еще одного ее воздыхателя – Шереметьева. Так легкая и воздушная, пропитанная насквозь балетом и сценической жизнью девушка стала игрушкой в руках жестоких мужчин, которые в результате разрушили ее блистательную карьеру.

Слава Истоминой вдохновляла и восхищала, она была ненадуманной, судя по всему балерина могла исполнять «Ballon»* , о чем свидетельствуют строки Пушкина из «Евгения Онегина»:

И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет…»

Она не просто танцевала, но умела еще сочетать свое умение с драматической игрой. Авдотья была искренней и отзывчивой, ветреной и увлеченной девушкой, конечно, ей было не до серьезных отношений, ведь она только стала примой-балериной, стала царицей Петербурга и ей нравилось это, откуда же ей было знать, что её легкомысленность и кокетство могут привести к столь плачевным результатам.
 
Филигранная и полувоздушная она была создана для мира танца и балета. Издалека она была лесной нимфой, музой в сине-голубых, полувоздушных платьях, но только издалека, как это часто бывает при близком общении с человеком, которым восхищаешься, все оказывается несколько отличным от наивных представлений о нем до знакомства.

После знаменитой «Дуэли четверых», вдохновившей Пушкина на написание повести «Выстрел», которую он так и не закончил (тоже по роковой случайности, умерев из-за дуэли с Дантесом), карьера примы-балерины пошла на спад. Сама же Истомина хотела остаться в памяти как исполнительница главной роли из произведения все того же Пушкина «Кавказская пленница», той самой черкешенкой, которой когда-то в письме назвал её русский поэт, а не роковой женщиной, которой пыталось выставить ее светское общество Петербурга. Она решила залечь на дно, ей начали все меньше давать ролей, Авдотья Ильинична располнела и отяжелела. Сменилась и балетная эпоха, романтические балеты ушли на второй план, воздушные и легкие сине-голубые тона балерин с полотен Дега, сменились более тяжелыми малиновыми цветами. Автор статьи тоже попытался выставить балерину как волевую творческую личность, уводя в сторону читателя от ее легкомысленности и кокетства, пытаясь сосредоточить внимание на ее неповторимом таланте и все же сказать про нее особо нечего и все ее заслуги все равно перекрывает роковая дуэль.

Я думаю, что балерине было очень трудно смириться с тем, что ее звезда угасает, учитывая, что за нее бились одни из самых знаменитых светских людей Петербурга: Шереметьев, Грибоедов, Якубович, Завадовский. Конечно, судьба их тоже наказала всех по-своему, скорее всего, на дуэли они бились не только за честь балерины, но и пытались выяснить свои личные обиды или просто закрепить за собой авторитет дебошира и интригана, но речь не об этом. Судьба Истоминой – это яркий пример взлета и падения, незаконченный роман и быстрая смерть от чахотки. Авдотья Ильинична дорого заплатила за мгновения своей блистательной славы и сделала все, чтобы сохраниться в памяти людей в образе черкешенки, а не авантюристки-сердцеедки.

*Ballon (мяч, воздушный шар) – так называют умение танцовщика зависать в воздухе в момент исполнения прыжка. Одновременно фиксируя различные фигуры.


Рецензии