Окрыленная славой
Слава Истоминой вдохновляла и восхищала, она была ненадуманной, судя по всему балерина могла исполнять «Ballon»* , о чем свидетельствуют строки Пушкина из «Евгения Онегина»:
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет…»
Она не просто танцевала, но умела еще сочетать свое умение с драматической игрой. Авдотья была искренней и отзывчивой, ветреной и увлеченной девушкой, конечно, ей было не до серьезных отношений, ведь она только стала примой-балериной, стала царицей Петербурга и ей нравилось это, откуда же ей было знать, что её легкомысленность и кокетство могут привести к столь плачевным результатам.
Филигранная и полувоздушная она была создана для мира танца и балета. Издалека она была лесной нимфой, музой в сине-голубых, полувоздушных платьях, но только издалека, как это часто бывает при близком общении с человеком, которым восхищаешься, все оказывается несколько отличным от наивных представлений о нем до знакомства.
После знаменитой «Дуэли четверых», вдохновившей Пушкина на написание повести «Выстрел», которую он так и не закончил (тоже по роковой случайности, умерев из-за дуэли с Дантесом), карьера примы-балерины пошла на спад. Сама же Истомина хотела остаться в памяти как исполнительница главной роли из произведения все того же Пушкина «Кавказская пленница», той самой черкешенкой, которой когда-то в письме назвал её русский поэт, а не роковой женщиной, которой пыталось выставить ее светское общество Петербурга. Она решила залечь на дно, ей начали все меньше давать ролей, Авдотья Ильинична располнела и отяжелела. Сменилась и балетная эпоха, романтические балеты ушли на второй план, воздушные и легкие сине-голубые тона балерин с полотен Дега, сменились более тяжелыми малиновыми цветами. Автор статьи тоже попытался выставить балерину как волевую творческую личность, уводя в сторону читателя от ее легкомысленности и кокетства, пытаясь сосредоточить внимание на ее неповторимом таланте и все же сказать про нее особо нечего и все ее заслуги все равно перекрывает роковая дуэль.
Я думаю, что балерине было очень трудно смириться с тем, что ее звезда угасает, учитывая, что за нее бились одни из самых знаменитых светских людей Петербурга: Шереметьев, Грибоедов, Якубович, Завадовский. Конечно, судьба их тоже наказала всех по-своему, скорее всего, на дуэли они бились не только за честь балерины, но и пытались выяснить свои личные обиды или просто закрепить за собой авторитет дебошира и интригана, но речь не об этом. Судьба Истоминой – это яркий пример взлета и падения, незаконченный роман и быстрая смерть от чахотки. Авдотья Ильинична дорого заплатила за мгновения своей блистательной славы и сделала все, чтобы сохраниться в памяти людей в образе черкешенки, а не авантюристки-сердцеедки.
*Ballon (мяч, воздушный шар) – так называют умение танцовщика зависать в воздухе в момент исполнения прыжка. Одновременно фиксируя различные фигуры.
Свидетельство о публикации №221010300206