Анализ образа Самсона Вырина

Анализ образа Самсона Вырина из рассказа А.С. Пушкина «Станционный смотритель».


А.С. Пушкин в прологе к своему рассказу пишет, что обо всех станционных смотрителях отзываются крайне негативно, называя чуть ли не диктаторами. Их называют бесполезными, грубыми и даже неисправными будто они какие-то инструменты, которые настроены на выполнение только одной функции и не имеющие право на сбой. В своем произведении автор описывает другую сторону медали. Он наоборот акцентирует внимание читателя на душевной составляющей этих служащих. Что они тоже не лишены человеческой морали и внутренних переживаний. Прототипом станционного смотрителя в его рассказе выступает Самсон Вырин, он и является центральной фигурой повествования.

Рассказ ведется от лица героя-рассказчика, который описывает центрального персонажа Самсона Вырина. Изначально мы знакомимся с ним со слов некоего мелкого чиновника, который проезжал по тракту Н губернии, которую уже уничтожили. Впервые он встречает Самсона «свежим и бодрым мужиком», судя по всему смотритель бывший военный в отставке, его жена умерла и теперь он живет с совсем юной дочерью Дуней, прямо на станции. Сразу бросается в глаза то, как мужчина весь буквально светится гордостью за свою красавицу дочь. Она наполняет его жизнь светом. Он находится в постоянной деятельности. Ведет себя со всеми услужливо и гостеприимно. Когда же герой встречает Вырина в следующий раз, спустя несколько лет, то перед ним уже предстает совершенно другой человек. Он видит его спящим под старым тулупом, куда-то улетучилась вся прежняя энергичность. Герой даже думает, что прежний смотритель умер, а на его место взяли кого-то другого, но нет это оказывается все тот же Самсон Вырин, но сильно постаревшим, осунувшимся и запущенным стариком, медленно спивающимся. Как выяснится из рассказа, то причиной на такие резкие перемены в облике станционного смотрителя, стал побег его дочери Дуни с гусаром Минским, который буквально похитил ее и увез к себе в Петербург. Несмотря на то, что уехала она, сильно не сопротивляясь, старик все равно собирался забрать свою дочь, но ему не хватило храбрости и смелости в противостоянии гусару, чтобы поставить его на место и отстоять честь дочери. Это полностью сломило его и превратило в бездушное подобие человека. Он начал медленно спиваться от горя, пока не умер.

Далее мы узнаем, что Дуня приезжала к нему на могилу только уже после смерти отца. И что когда она приезжала, то была похожа на настоящую барыню, а не на крепостную девку.

Из рассказа следует, что случилась самая настоящая социальная драма и центральной фигурой стал отец, предавшей его дочери, которая то ли из-за стыда, то ли из-за страха, так больше и не навестила отца до самой его смерти. Самсон Вырин самый настоящий мученик, который стал жертвой надменности и гордыни. Смотрителя погубило общество, которое его окружало. Его буквально отсекли, отрезали и указали на свое место. Такое обращение кого угодно заставить усомниться в собственных силах и смысле существования.

Судя по всему, в прошлом он был строевым военным, что воспитало в нем понятия чести и доблести. У него была жена, которая скончалась. Он в одиночку воспитывал свою единственную дочь, в которой души не чаял. Предательство было для него немыслимо, особенно со стороны самого близкого человека. Конечно можно встать на сторону дочери, ей подвернулся шанс, и она им воспользовалась, не могла же она вечно жить с отцом в нищете, но она бы могла хоть как-то попытаться вытащить отца из этой нищеты или хотя бы навещать его. Ни того, ни другого она конечно же не делала и отсюда ясно какова была ее роль в новом обществе. Скорее всего она так и осталась любовницей, дальнейшая ее судьба нам не известна. Это ожидаемый итог для глупой и необразованной деревенской девушки, которой посчастливилось примерить на себе роль Золушки. Можно только догадываться по тонкой метафоре, которая представлена в самом начале рассказа и отражается в картинах на стене, изображающих историю про блудного сына. Только вот когда пришло ее время вернуться обратно, отца уже не было в живых, потому что он спился с горя и умер совершенно поверженным и сломленным человеком, брошенным на одинокое увядание.

Внешность Самсона Вырина нам неизвестна, да она и не к чему. Это был маленький, слабовольный человек, который за всю свою жизнь ни разу головы высоко не задирал. Напрашивается аналогия с Акакием Акакиевичем из произведения Н. В. Гоголя «Шинель». Чем-то он даже напоминает Максима Максимыча из «Героя нашего времени». Да мало ли в классической литературе подобных униженных и оскорбленных маленьких людей?! Все они стали жертвой предательства и жестокого обращения общества. Самсон Вырин держался, благодаря дочери и терпел жестокое обращение к себе со стороны проезжающих чиновников и бояр, но начал быстро угасать, когда его лишили единственного смысла в жизни, а именно его дочери Дуни.

Самсон Вырин не способен на глубокомысленные внутренние монологи, язык развязывается только после нескольких стаканов алкоголя. Лишь однажды в нем закипела кровь, когда узнал, что Минский увез его дочь и решил отомстить ему, но оказался бессильным при виде совершенно другой дочери и сильного мужчины рядом с ней. Это окончательно лишило его последних остатков храбрости из-за чего с ним обошлись как с паршивым псом, выкинув на обочину жизни, как ненужный хлам.

С другой стороны, Вырин срастается с образом страдающего отца. Он не хочет выйти из своей замкнутой скорлупы и взглянуть на ситуацию по-другому. Да, несомненно, дочь его предала, сбежав с гусаром, который так мерзко с ним обошелся, унизив его, но эта ситуация не лишена своих достоинств. Нам достоверно не известно, что сталось с его дочерью, но Самсон был уверен в том, что ничем хорошим подобные отношения не закончатся, потому что именно такими были условности тех лет, хотя с другой стороны его дочери выпал шанс на те блага, которые он бы не смог ей предоставить и вместо того, чтобы хоть как-то заставить себя верить в светлое будущее дочери он смирился с ее и своим бесчестием. 

Судьба Вырина – это настоящая трагедия личности, причиной которой стал социум, в котором он жил. Не мало таких примеров и в современной жизни, когда старики умирают ненужными и забытыми, а ведь когда-то они тоже были молодыми и все могли. Этот круговорот жизни и времени обрекает человека на вечные поиски ответов, которые одних приводят к стоицизму и цинизму, а из других высасывает все жизненные силы и превращает в ничтожную тень.

В образе Самсона Вырина прослеживается сложная противоречивая организация. Критики называют его «маленьким человеком», в последствии этот образ будет использован многими классиками русской литературы. Его образ поднимает морально-нравственные, религиозные и социальные проблемы.

Начиная свое произведение с насмешки и в несколько юмористичной манере, А.С. Пушкин создает сложного и в то же время ограниченного социальными схемами персонажа. Проблемы и переживания, которого, остаются актуальными даже спустя столетия. Неравный брак, стремление молодых девушек выйти замуж за принца из сказки, покинув при это родительские дома где-нибудь в русской глубинке – все это конечно претерпело свои изменения, но суть осталась той же. Молодые люди не сидят на месте подобно старикам, даже, если их мотивы не всегда являются конструктивными и порождают лишь одно разрушение на своем пути.


Рецензии