Рисунок памяти

Есть в жизни такие моменты, которые с годами не забываются.... Не то чтобы часто вспоминаешь или что - то об этом напоминает. Просто то событие само в голову лезет. Это потому, наверное, то, что произошло вызвало яркое впечатление или эмоцию. Время от времени перед глазами встают те самые события.
Как говорят психологи «не отработанные» переживания надо «отработать» - проговорить или вернуться – «проиграть» их. Я сделаю это с помощью пера.
Мне было тогда лет шесть. Себя хорошо помню только с семи. Фрагментами запомнились все два момента – связанные моей родной бабушкой, первый - когда она еще была жива. Хрупкая, небольшого роста со смуглой кожей, большими черными глазами и такими же волосами. Из – под платка виднелись пряди с редкой сединой.  По - моему она страдала болезнью сердца, хотя родила шестерых детей.
Во – второй раз, когда она умерла. Ушла из жизни не в старом возрасте. Ей не было и шестидесяти. Помню, как все родственники приехали на похороны и я с мамой. Стояла холодная зима. После похорон собрались дома на поминки.
В то время газовой плиты не было. Женщины на двух печках готовили еду, жарили баурсаки, кипятили самовар. Суматоха, беготня. Никто уже не плакал.
Перед моими глазами застыла такая картина (как картина художника) и периодически всплывает. Тусклый коридор, освещенная одинокой слабого накала электрической лампочкой. Маленькое окно покрытая ледяными узорами. У печки (на переднем плане) возятся несколько женщин в возрасте. Их лица и все внимание обращено в сторону печки. Печь глинобитная выбеленная белой известью.  Подальше к стене большая алюминиевая кастрюля, а из передней части печи через открытые кольца видны еле заметные языки пламени.  Так же рядом можно узреть груду полено и ведро с углем. Тут же среди женщин особо выделяется фигура юной девушки – высокая, стройная с светлой косой длиной ниже бедра. Если присмотреться ее плечи опустившийся, сама как будто съежилась.
Вдруг это немая сцена или картина начинает оживать...
Как на зло одна печка плохо тянула – плохая тяга. Огонь кое как с трудом разожгли. У этой печки возилась старшая сестра покойной бабушки. Помню я тоже находилась здесь же с мамой. В коридоре было холодно, тепло было только возле печки. Что – то пошло не так. Кастрюля с мясо долго не закипала. Опять началась суета вокруг печки. Так как не знали где, что находиться – где, что искать - позвали на помощь младшую дочь бабушки. Когда умерла ее мама она училась в 8 классе. Высокая, красивая с длинной светло рыжей косой. Черпая воду ковшом из кастрюли с плиты неудачно – пролила воду в открытую часть плиты без колец. Огонь зашипел и стал затухать. Это все увидела тетя сестра ее мамы. Тятя пришла в ярость. Столько возились розжигом – только справились, вот те на... Тетя оттолкнула племянницу со словами сквозь зубы «Блайтур... Жутынгой шенеды...» (отойди, до словно «проглотила мать»). Бедная девочка сразу так - то сникла, тихо заплакала, чуть отстранилась в сторону. Но услышав, повторное «уйди» сквозь душащие ее слезы прошептала – «апа!» и убежала в дом. Оттуда были долго будет слышен надрывной плачь – «апа, апа!» Она наверно только поняла, насколько она одинока без мамы, хотя до конца еще не осознала, что матери уже больше нет – что она умерла. Не один раз ей придется рыдать в подушку по ночам. Особенно когда будут ругать строгие старшие братья, не будут разрешать заниматься гимнастикой, прокалывать уши, носить брюки, юбки выше колен... Тогда она станет плакать, вспоминая маму – «если бы апа была жива – она бы разрешила» Это совсем юная девушка походила на одинокую, молоденькую березку с тонким стволом, слабыми еще не окрепшими ветвями среди многолетних сосен и дубов. Она наклонялась то в одну сторону, то в другую, когда просили подать со всех сторон – то соль, то поварешку, нож... как та самая березка гнулась до земли под порывом ветра. ... вместе с ней и коса падала на пол.
Позже беззащитная девушка вырастет сильной женщиной. Занимать руководящую должность. Около тридцати лет будет работать директором школы.
Как печально, когда взрослые в угоду взрослым ущемляют чувства детей.


Рецензии