Деревянная сказка на Расстанной улице

Вторая половина декабря – для многих это время ожидания чудес! И вот в уже известном нам архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга в разделе фотографий Боровой улицы совершенно неожиданно удалось обнаружить две удивительные фотографии деревянного дома, который, как оказалось, находился на том месте, где Расстанная улица упирается в Боровую, чуть правее. Эти фотографии сделаны ленинградским фотолетописцем, сыном архитектора, – Кириллом Владимировичем Овчинниковым. Кирилл Владимирович по совету своего отца создавал уникальную фотоколлекцию архитектурных памятников нашего города, он фотографировал дореволюционные дома, балконы, решётки, его авторству принадлежат фотографии интереснейших кафельных печей, архитектурного декора. И вот, на фотографиях, датированных 25 марта 1979 года, мы видим на тот момент прекрасно сохранившийся деревянный двухэтажный дом с чудесными резными наличниками на окнах и деревянной резьбою, украшающей верхний карниз и углы дома! Вот уж, действительно, Рождественская сказка! К тому же фотография подписана так: «Вид двухэтажного деревянного дома на Боровой улице, 61 (бывший дом комплекса построек Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги), начало 20 века, архитектор Д. Г. Фомичёв»
Само по себе наличие деревянного дома дореволюционной постройки в 1979 году – это уже большая редкость, ведь во время Блокады практически все деревянные дома были разобраны. В кинофотоархиве находится много фоторабот, рассказывающих о том, как ленинградцы в сентябре-октябре 1942 года разбирали деревянные дома для заготовки дров на зиму, и есть даже фотография, где перевозят вещи жильцов деревянного дома в кирпичный. В нашем городе деревянных домов и особняков осталось чуть меньше десяти, среди них дом художника и музыканта Михаила Матюшина на Петроградской стороне, который сохранили во время войны только по особому распоряжению, полученному в результате просьбы писателя Всеволода Вишневского, который жил и работал в этом доме в 1942 году. Каким же образом просуществовал до 1979 года этот изумительный деревянный дом с резными наличниками? Ответ на этот вопрос, скорее всего, и находится в атрибуции фотографий, – дом принадлежал ведомству Октябрьской железной дороги, и его в суровые годы войны не имели право сносить или разрушать именно по этой причине. Долгие годы в здании находилась вечерняя сменная школа рабочей молодёжи Октябрьской железной дороги, а, далее, он был жилым.
Но, начнём всё по порядку: согласно Табели домов Санкт-Петербурга на 1875 год этот участок без номера на углу Боровой и нынешней Рыбинской улицы принадлежал Царскосельской железной дороге; к 1889 году он получил № 63 (Табель на 1889 год) и согласно справочникам «Весь Петербург» такое положение сохранялось по 1903 года. В том же 1904 году Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги указано владельцем участка №65 по Боровой, за Рыбинской улицей, а в издании на 1905 год Общество владеет и этим участком №63. Также на старых картах Санкт-Петербурга видно, что немного правее этого участка, вдоль железной дороги, находилось депо и, возможно, недалеко от дома был переезд, который впоследствии был смещён южнее по железной дороге, а рельсы депо продлили. Исходя из всего этого, и можно смело утверждать, что деревянный дом на Боровой улице, №63 (затем №61) принадлежал железной дороге. Самой же станции «Боровая» тогда не было, она появилась только в 1970 году.
История Боровой улицы нам гласит, что сразу после революции в соседнем жилом доме № 59 начал работать Железнодорожный райком РСДРП(б), а вот, что мы читаем далее: в конце улицы в двухэтажном деревянном особняке (д. № 61) размещалась вечерняя сменная средняя школа № 12 Октябрьской железной дороги. При ней было открыто и заочное отделение. В послереволюционные 1920-е годы в соседнем шестиэтажном доме был открыт железнодорожный кооператив, а в дворовом деревянном флигеле до середины 30-х годов помещался рабочий клуб имени Дзержинского Северо-Западной железной дороги. Таким образом, историки Боровой улицы совершенно справедливо называют эту постройку деревянным особняком.
В справочнике же школ на 1976 год это здание под номером 61 тоже указано как школа Октябрьской железной дороги №12, в разделе средних вечерних (сменных) школ. На фотографии Кирилла Владимировича Овчинникова, слева на доме, можно увидеть плакат, на котором, если приглядеться, прочитывается: «Объявляет приём…., адрес: Боровая, 61», видимо этот плакат и относится к вечерней школе.
И вот удивительные открытия ждали нас дальше на протяжении исследования: оказалось, что этот деревянный дом впоследствии стал жилым, или жилым стал его второй этаж, где вполне возможно, и находились ранее учительские квартиры. Дом этот отапливался печкой, в конце восьмидесятых его расселили, но расселённым, потерявшим свой былой цвет и облик, под зелёным навесом он простоял… до начала 90-х годов! Вот такая история.
На этом месте сейчас находится автомобильная стоянка и шиномонтаж, но прогуливаясь по Боровой улице направо, или же идя по Расстанной, можно увидеть много интересных и колоритных домов. История же этого деревянного дома, к сожалению, ушла в прошлое, но его облик сохранился благодаря фотографиям Кирилла Владимировича Овчинникова, которому удалось запечатлеть его неповторимое архитектурное очарование!

На иллюстрации: Боровая, дом №61, ЦГАКФФД СПб.


Рецензии