Анализ стихотворения Благодарность

Анализ стихотворения Евгения Евтушенко «Благодарность»

Творчество Евгения Евтушенко относится к поэзии периода «оттепели» и приходится на 50-е – 60-е годы прошлого века. Поэт относился к новой волне писателей, в которую входили Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский. Они воодушевили многих любителей поэзии, их стихи казались свежими и независимыми. Их выступлениях собирали целые концертные залы, от чего вскоре поэтов стали называть «эстрадой».

Стихотворение «Благодарность» Евтушенко написал в 1968 году в возрасте 36 лет. В этот период своей жизни поэт много путешествовал по миру. Он побывал в таких странах, как Австралия, Америка, Бразилия. Его сильно волновали политические кризисы на Кубе и в Чехословакии. Ему было что сказать и про убийство Р. Кеннеди. Многие события того времени нашли свой отклик в его стихах.

Но стихотворение «Благодарность» уходит от тем на политические события в различных странах и касается более интимной и житейской сферы жизни. В нем воспевается хрупкость сильной женщины.

В стихотворении два лирических героя: герой и она. Сначала женщина говорит, почти исповедуясь, про свою жизнь и усталость от чрезмерной самостоятельности, где она становится практически мужчиной. Затем после услышанного главный герой начинает анализировать все сказанное ею. Его одолевает целая буря эмоций. По началу он просто наблюдает за ней. Сцена начинается банально, кажется, что женщина укладывает ребенка спать, но затем она раздевается и ложиться в кровать к мужчине. Этот мужчина должно быть ее муж, но, нет, как выясняется позже, это всего лишь любовник, с которым она решила снова почувствовать себя женщиной.

По началу герой ищет тепла и покоя в объятиях этой доверчивой женщины, испытывает чувство благодарности, но после ее слов: «Мужчина в юбке», «Ломовая лошадь», - он испытывает чувство смятения вперемешку с восхищением и собственной беспомощности. Он понимает, что искал поддержки и защиты у беззащитного существа, которому для счастья всего-то и нужно было, что внимание мужчины. Ему становится стыдно от того, что он испытывает чувство благодарности к той, которая сама его благодарит за то же самое. 

Лексика стихотворения энергичная, просторечная и прозаичная. В стихотворении много восклицательных предложений. Почти все предложения сложносочиненные.
Стихотворение написано ямбом, имеет 10 строф в каждой по 4 строки. Рифма опоясывающая и смешанная.

Основные выразительные средства, которыми пользуется автор – это олицетворение, сравнение и метафора. О каждом по подробнее:

- метафоры: «Доверчивый сугроб ее постели», «щеки обшептала», «окружить блокадой рифм», «глаза неведомого пола», «глаза мерцали тихими свечами».

- сравнение: герой сравнивает незначительный дефект речи женщины с «катанием виноградины за белою оградою зубов», что намекает на то, что он хоть и иронично, но все равно с нежностью относится к ней. Себя же он сравнивает с «зафлаженным волком», т.е. с загнанным волком, которого обступили со всех сторон охотники, а затем и женщину сравнивает с «загнанным волчонком».

- олицетворение: «съежившись, халат упал на стул».

Для придания стихотворения еще большего колорита, автор прибегает к использованию фразеологизмов: «Мужчина в юбке», «Ломовая лошадь».

Так же есть оксюморон: «студеным обжигало».

Почти в само конце герой производит некоторое умозаключение, он дает определение этому буйству чувств, которое одолевает его на протяжении всего произведения:

Мужчины стали чем-то вроде баб,
А женщины – почти что мужиками. - афоризм

Именно это сравнение преследует героя все стихотворение.

Идея стихотворения, к сожалению, банальна и является актуальной по сей день. Как метко автор прочувствовал веяние времени и его дальнейшее развитие. Он окончательно поставил точку в романтизации отношений между мужчиной и женщиной.

Данное явление цитировалось неоднократно в современных фильмах, книгах и песнях. Женщины действительно благодарны мужчинам за то, что те хоть иногда позволяют им почувствовать себя желанными. Раньше это было само собой разумеющееся. Раньше женщины были «дамой сердца», все делалось во имя воспевания этой самой любви. Больше никто не испытывает чувство стыда и неловкости за неожиданно вспыхнувшую любовь. Теперь это естественная нужда, обусловленная нашей физиологией. Женщины и не заметили, как постепенно приобретают черты мужчин. Со временем, после революций вместе с гражданскими войнами из олицетворения вселенской любви и несбыточного идеала, женщины превратились в затерянные островки посреди бескрайнего моря, об острые скалы которых время от времени разбиваются сбившиеся с пути кораблики.


Рецензии