Джеймс Тиссо Игра в прятки

На картине Тиссо «Игра в прятки» представлен богатый салон дома с высокими потолками, большими панорамными окнами, придающими комнате элемент сквозного пространства, стеклянными дверями, ведущими в крытую оранжерею с тропическими растениями, уютно и богато заставленный разнообразными элементами декора.

На антикварных окнах в белых рамах висят плотные, темные портьеры с ламбрекенами и подхватами, приглушая свет, исходящий от окон и создавая темные углы. В одном из таких углов сидит женщина с газетой в руках, судя по всему, гувернантка, которой нет никакого дела до играющих в комнате детей. Она сидит в удобном кресле, обтянутом выделанной шкурой какого-то животного. Рядом с ней на подъемном механизме висит зеркало в массивной золотой раме. В комнате есть еще одно зеркало, из-за того, что оно в темной раме из орехового или красного дерева его трудно различить в тени, отбрасываемой от штор, но по отблеску, который исходит от его амальгамной поверхности можно понять, что это зеркальная поверхность. Оба этих зеркала визуально меняют геометрию и освещение пространства комнаты.

Под одним из зеркал на подставке стоят три китайские вазы: две из них с цветочным орнаментом, а самая выделяющаяся выполнена в стиле гжель.

Нельзя не заметить роскошную керосиновую лампу с основанием из расписного фаянса, стоящей на резном столике из орехового дерева. Рядом с лампой на подносе стоит позолоченный чайник и две кружки, кажется, что в комнате, кроме гувернантки был еще кто-то взрослый и только что вышел.

Большую часть комнаты занимает мебель, застланная шкурами и мехами экзотических животных. В глаза бросаются два массивных кресла с кожаными подлокотниками, которые тоже застелены шкурами, а поверх шкур лежат массивные подушки из бархатной ткани. Возможно, кто-то в семье охотится на них и собственноручно убил всех этих животных. Охота в Африке являлась самым распространенным развлечением для английской буржуазии 19 века.

Вся мебель в комнате разнородная и расставлена беспорядочно. Отсутствует симметрия. Все стулья, кресла и лежаки сдвинуты со своих обычных мест. По комнате разбросаны игрушки. Возможно, вестибюль имеет более формальный характер в обычное время, но пока там находятся дети, он превращается в игровую комнату.

Паркетные полы устланы дорогими, скорее всего, персидскими коврами.

На стенах, рядом с высокой стеклянной дверью, ведущей в оранжерею можно заметить африканские маски, оберегающие дом от злых духов.

Дети тоже привлекают к себе внимание, очень похоже на то, что они играют в прятки. Центральной фигурой всей картины несомненно является златокудрая маленькая девочка в белом атласном платье с красными бантами и лентами, которая сидит на ковре и ищет своих более старших сестренок, спрятавшихся от нее за креслом, а еще одна стоит на стуле и наблюдает за всем из-за высокой ширмы. Ширма тоже ограничивает пространство комнаты и создает тень.

Особую роль играют ткани и текстуры, создается впечатление, что все как будто вышито нитками. Каждый уголок картины устлан или покрыт каким-то текстилем. Достоверно переданы кружева и шелка платьев, ощущается плотность и шероховатая поверхность выделанной шкуры тигра, мягкость и нежность мехов. Каждая вещь наделена своим естественным цветом и формой от этого создается ощущение чрезмерной реальности происходящего.


Рецензии