88 год. Гл. 30. Совет трудового коллектива

Глава 30. Совет трудового коллектива.

Надежда Васильевна Пильникова не просто бухгалтер, она всё в большей и большей степени становится моим настоящим помощником и по экономическим вопросам. Как и все бухгалтера по призванию, незаметная, вечно уткнувшаяся носом в бумаги никак не желавшая расстаться с обыкновенными деревянными счётами на столе, тем не менее, остро чувствует настроения в коллективе и совсем неравнодушна к происходящему вокруг.
По ходу событий, особенно в прошлом году, у меня довольно часто, на интуитивном уровне, возникали мысли, что не всё то, что настойчиво и последовательно внедряется в повседневную жизнь коллектива – приятно и приемлемо для всех, в частности, для экономиста Мурносовой.

Я всё-таки, немного уже научился разбираться в людях и вижу, отчётливо вижу, что не всё то, о чем говорит Мурносова, на словах, гармонично сочетается с её внутренними убеждениями. И долгое время, именно Пильникова, ближайшая подруга Мурносовой, – все у Мурносовой, подруги, – была наиболее активным её союзником. Словами свою солидарность выражала редко. Не очень, если сказать точно, – совсем не оратор Пильникова, но я, же видел по отстранённому выражению её лица, что не на моей она стороне. И при стычках с Сторожиловой – тоже, не на моей.
Вот такой, настороженный так и веющий холодом, сгусток льда. Бухгалтер таким быть и должен. В финансовых вопросах – бог и царь. И не приведи господь, если кто-то покусится на охраняемую им финансовую дисциплину, – даже, начальник.
А я и не покушался. На первых порах для Пильниковой это, похоже, было очень странным, она всё ждала, ждала нападок и замечаний на свой финансовый оплот, но так и не дождалась. Вот, уже годы прошли – устала ждать и постепенно, постепенно, лёд внутри её и растаял.

Честный, очень честный человек – бухгалтер Пильникова, совсем не глупа и видит, конечно же, видит, похоже, системную духовную отчуждённость Мурносовой от своего руководителя. Справедливый человек Пильникова и всё чаще и чаще я нахожу в её глазах одобрение моих действий.
Очень легко мне работается с Пильниковой. За два с половиной года, а всякое было, – но мы, ни разу не поговорили на повышенных тонах. Она, безусловно, знает – её начальник, тоже – человек честный. И мы доверяем друг другу – тем и сильны.
В феврале перед моей командировкой пришла недоумевающая, совершенно растерянная:
– Виктор Васильевич, говорят, что мы должны создать у себя Совет трудового коллектива и все решения администрации по управлению производством, да и по всем другим вопросам будут теперь действительны, только после утверждения этим  Советом.

Я отмахнулся.
– Да ладно, Надежда Васильевна, – у нас и так есть Совет. На общем собрании, трудовым коллективом, совместно с профсоюзами – два раза в год, все принципиальные вопросы рассматриваем и решаем.
– Э нет, Совет трудового коллектива – это совсем другое. Вот, например вы, как директор, – председателем этого Совета быть не можете. И ещё неизвестно как избранный коллективом Председатель Совета будет на ваши решения смотреть. И чьи решения тогда, я как бухгалтер, должна финансировать…

Мне понятна озабоченность Пильниковой. Действительно, а как же с принципом единоначалия? За всё, что происходит на предприятии – полностью отвечаю я. Но и моё слово является определяющим при принятии любого решения. А чтобы не дать мне впасть в узурпаторство и самодурство – очень органично работают рядом со мной профсоюзы, и они широко пользуются своими полномочиями и влиянием в коллективе, чтобы жизненные интересы этого коллектива, и отдельных его членов, отстаивать и охранять. Попробуй, накажи несправедливо, даже, самого нерадивого, – любой твой приказ отменят!
Но они не вмешиваются в хозяйственные вопросы, – а тут…

Надежда Васильевна понимает под Советом трудового коллектива – новую структуру управления предприятием, да ещё и коллективного. Прямо махновщина какая-то.
А что, если Председателем Совета выберут Мурносову, вот потеха-то будет. Нет, не смешно. Перед глазами, тут же, возникают картины из кинофильмов о давних революционных временах. Размахивающий на подмостке косноязычный председатель солдатского комитета и отдельной группой притулившиеся в сторонке офицеры, съёжившиеся и жалкие… В нашем случае – офицеры, это наверняка – инженеры…
Да ладно, – разруха была в те времена, война шла кровопролитная. Но сейчас ведь страна на подъёме – экономика перестраивается… Нежели, сейчас, самый эффективный способ управления ею, – с помощью голосования…

– Ну, хорошо, чтобы нам не потерять бразды правления, пусть будет Председателем Совета Макарычев. Нужен ещё и заместитель? – Вы, Надежда Васильевна им и станете. Как думаете, при таком раскладе будут соблюдены организационные условия… – будут, ну и ладно. 
Мы отчитываемся о создании Совета. Пока, только на бумаге. Это важно. Уже сейчас, главный бухгалтер без подписи Председателя СТК некоторые платежи проводить не может.

Для меня СТК  – не главная проблема. Без консультаций с Пильниковой и Макарычевым я и так не принимаю ни одного решения.
А вот ещё абсолютно свежее новшество – « …придать руководителям промышленных предприятий больше самостоятельности…». Связи это, наверное, тоже касается. Да это же здорово!
Продолжают дуть ветры перемен над страной. Перестройка… перестройка… перестройка. Гласность…


Рецензии