Воспитание и социализация

  Введение

Если обратиться   к   Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения [3, 230-266], то увидим, что третья часть содержательного раздела составляет «Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования».
В ней алгоритмически, логично всё расписано: цели, задачи, принципы, содержание, виды деятельности, формы организации деятельности, планируемые результаты, мониторинги, методологический инструментарий при управлении процессами воспитания и социализации.
 А обращение к рекомендациям   по системе   воспитательной работы общеобразовательной школы [4, 15-25] показывает, что в содержании даже нет термина «социализация». Этот означает, что за полвека пришло понимание того, что воспитание и социализация – неразрывно взаимосвязанные процессы, определяющие развитие и личности и общества в целом.
Да, хотелось бы сказать словами русской пословицы: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Как видим, "сказка" – программа, рождалась длительное время; реализация требований, решения поставленных задач   займёт значительно больший период развития педагогической системы, при условиях стабильности политического и экономического развития общества.
Цель: осмыслить процессы воспитания и социализации, их взаимосвязи и воздействия на нравственное развитие личности.
Объект исследования: категории педагогики: «воспитание», «социализация»
Предмет: влияние факторов социализации и воспитания на духовно – нравственное становление поколений.
Задачи:
- рассмотреть понятия «воспитание» и «социализация», установить взаимосвязь между ними;
- поразмышлять над значимостью факторов социализации и воспитанием нравственного поведения личности.
Задание, написание работы в виде эссе, даёт возможность строго не обращаться к   определённым методам доказательства высказанных суждений. Поэтому можно обратиться, наряду с официальными документам образования, к информацию СМИ и собственному опыту педагогической   практической деятельности.



1.Воспитание и  социализация как факторы и процессы формирования, развития аксиологических ценностей личности.
1.1 Понятие и содержание процесса воспитания.
Рассмотрим определения воспитания и соотнесём с понятием социализация.
1) Воспитание в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в по¬коление социально-культурного опыта, норм и ценностей.
2) Вос¬питание имеет и узкое педагогическое значение: специально организован-ная деятельность, направленная на формирование определенных качеств чело-века, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.     [   5, 343]
3) Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;[  6,  ст.2]
 В определениях присутствует скрыто и явно понятие «социализация».
 Таким   образом, можно сделать вывод: -  одна из основных целей воспитательной деятельности  является социализация;  - воспитание  управляет социализацией на основе социальных факторов; - социализация – цель, факторы воспитания – средства и условия.
1.2 Понятие и содержание процесса социализации
Обратимся к определениям понятия «социализация»
1) Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация". Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
2) Социализация -  англ. socialization; нем. Sozialisierung. Процесс  становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соц. группе. Различают социализацию первичную ( детство ,  подростковый возраст ,  юность )  и вторичную (зрелый возраст).
3) Социализация -  становление личности в процессе  усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.
4) Социализация - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс  как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества, в результате которого люди накапливают социальный  опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах  и организациях ,  становятся личностями.

5) В традициях  американской социологии  социализация раскрывается через понятие "адаптация".. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
В гуманистической психологии (К. Роджерс ) социализация представлена
как процесс самоактуализации "Я-концепции".
Социализация может протекать стихийно, может быть и управляемым процессом. 
6) Сластёнин В.А. делает вывод:  «Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.  Социализация – усвоение, воспроизводство и изменение индивидом передаваемого ему социального опыта. [5, 237]
      В Программе воспитания и социализации обучающихся   есть   задачи, которые решались  и решаются в педагогической практике, в семье, создающие нравственный иммунитет личности:  . [3, 232]
- формирование  универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
 - укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
 - формирование основ нравственного самосознания личности (совести)
 - формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
 - осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; [3, 232]
Таким образом, мы видим, что воспитания и социализация – "две стороны одной медали", их не следует противопоставлять и ставить вопрос о преимуществе одного над другим.  По   целям: адаптации личности в общественной среде, адекватном восприятии действительности, и достижения   социальной позитивной  субъектности они идентичные. Они могут меняться по статусу взаимодействия: «причина – следствие», «цель-средство».
Нравственное  полноценное воспитание способствует успешности социализации ( воспитание – причина, социализация – следствие); благоприятные социальная среда, социальная ситуация развития ребенка, ведет к успешности воспитания.(социализация – причина, воспитание - следствие).Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития.
1. «Не так страшен чёрт, как его малюют» - русская пословица.
2.1 Факторы социализации старшего поколения.
Во все времена существовали позитивные и негативные факторы социализации.
 В предыдущем строе, режиме,  граждане были пассивно-ожидающими: зарплаты, квартиры, очереди в дошкольное учреждение. Существовала партийно – государственная цензура информационных потоков, содержания образования, шло бесцеремонное вмешательство в личную жизнь граждан со стороны государства – всё это не способствовало  развитию духовности и нраственности, а люди приспосабливались, чтобы выжить.  Жили по потребительской корзине, рассчитанной на выживание, не дающей возможностей на активный образ жизни
Режим коммунистической партии,    по большому счёту, был искусственным и негативным по своему характеру. Когда он упал, то именно партийные и преступные группировки захватили и приватизировали государственные предприятия.  Россия устояла, потому что большая часть населения страны, понимала, что надо на своём месте выполнять честно свой долг: работать и воспитывать детей. И когда появился сильный, нравственный лидер, заработали законы Конституции, появилась стабильность, позволяющая позитивно функционировать системе образования и позитивно решать поставленные задачи по воспитанию и социализации личности. В настоящее время как раз создаются условия для духовного роста поколений.
   С малых лет человек слушает сказки о добре и зле. Ребёнок,   большей частью, в семье усваивает, что такое "хорошо" и что такое "плохо", получает нравственный иммунитет, поэтому негативные факторы социализации, тем более стихийные, вряд ли повлияют на большинство подростков и взрослых людей.
Последние десятилетия строится много храмов, церквей, в которых идут проповеди о гуманном, христианском отношение друг к другу.
СМИ дают массу примеров нравственного поведения. Общество стремится выстроить модель позитивной личности. Информация о постоянном включении служб МЧС; спортивные достижения и победы молодых людей; победы на международных олимпиадах по физике, информатике; строительство космодромов, мостов; работа волонтеров; служение на ниве культурного просвещения и помощи молодым талантам ( например иркутянин  Денис Мацуев и его проект «Звёзды на Байкале». У телевидения
 исчезли маски комментаторов и появились нормальные, человеческие, интеллектуальные лица. Ряд просветительных и развлекательных программ знакомит действительно с богатствами жизни России (каналы «Культура», «Россия 1», «Первый канал») Старшему поколению повезло меньше в плане условий позитивных факторов воспитания.
  Президент России Владимир Путин вступает в диалогическое общение с рядовыми гражданами, даёт пример высокой работоспособности и продуктивности работы: Россия преображается во всех сферах деятельности. Население занято на больших промышленных предприятиях, в среднем бизнесе, где дисциплина работников поддерживается не только финансовыми механизмами, но и самосознание личности.
На местах губернаторы, мэры городов, Главы администраций поселений имеют программы и ресурсы  помощи образовательным учреждениям в воспитании гражданского самосознания порастающего поколения.
Развитие  личности  обусловлено влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
 Подростки включены   в самые разнообразные виды социальной, информационной, коммуникативной активности. Компьютеризация открыла информационные виртуальные миры для человека. Там очень противоречивая информация, мало фильтруемая, и порой опасная для подростков. Надо заметить, что только в первое время появление новых средств связи: мобильного телефона, интернета подростки ринулись туда всем поколением, но вот прошло время, практически двадцать лет, и большая часть подростков стали относиться к интернету как к инструменту, помогающему получать информацию, усилившую коммуникативную сторону жизнедеятельности, но не сумевшую заменить им общение в социуме с родными и сверстниками.
Таким образом, можно сказать следующее:
- факторы, влияющие на социализацию личности, противоречивы: имеющие характер и   позитивный, и негативны;
- при любом строе, в любом поколении были и герои и преступившие законы человеческого общества;
- семья, школа и общественные организации способствовали формированию нраственного иммунитета личностей, который для огромного  большинства молодых люде стал хорошим фильтром при воздействии негативных факторов


Заключение.
Таким образом, рассмотрение  процесса воспитание и социализации и его воздействия на духовное развитие личности и поколений, можно сделать следующие выводы:
- ценности объективно существуют при любом строе, любой формации и субъективизаация ценностей идёт непрерывно;
-  процесс воспитания и социализации определяет содержание нравственного самосознания личности и поколения в целом;
 - реализация «Стандартов» должна привести к формированию общей культуры, духовно - нравственному, личностному развитию, саморазвитию и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность.
Литература
1. Даль В.И. "Пословицы русского народа", (1853 г.) в разделах "Присказки"
2.Материал из Википедии — свободной энциклопедии
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.- (стандарты второго поколения).
4.Примерное содержание воспитания школьников / под ред. И.С.Марьенко – М., Просвещение, 1976. – 143с
5. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.заведений/ Под ред.В.А. Сластенина – М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 576с.
6.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)


Рецензии