Добренькие отношения
Во все времена средний статистический учитель стремится установить «добренькие отношения» с администрацией своей школы. Каким образом? Одни учителя рекламируют возможности отдохнуть на берегу моря или прославленного курорта, другие – возможность достать хорошие продукты (что долгие годы было значимо), третьи – свои урожаи с доставкой на дом, ещё - знакомства с первыми лицами города и родственными связями. И уж, что совсем «бальзам на душу» для администрации - это проценты в отчётах учителей по предметам за четверть, полугодие, год! Администрацию большие проценты особо радуют: это показатели работы школы, а значит и показатели работы администрации!
Администраторы школы выходят из учителей, и в основном, средних. Поэтому им понятна игра на основе педагогического маркетинга. Они её принимают, и лица, подносящие, не вызывают у них ни уважения, ни страха. Но вот в коллективе появляются, некоторые, так скажем, строптивые, которые не идут на контакт подобного рода и вообще неизвестно, что от них можно ожидать.
Можно наблюдать как строятся «добренькие» отношения. Во время небольших праздников и дня рождения администратора в кабинет тянутся определенные лица, по одиночке, кабы что-то решить по работе, а в действительности доставить определенный презент, ну и сказать нечто приятное своему контролёру.
Те и другие понимают, что данная игра идёт на время, пока они нужны друг другу. Для чего нужны?
Если с администрацией добренькие отношения? Услышите похвалу в свой адрес на совещании, увидите грамоты, ежемесячные выплаты из НТФ в приличном размере, и другие знаки поощрения, со временем переходящие в получение льгот от государства. Не такие уж большие, но на пенсии довольно значимые!
На основе «добреньких отношений» средний статистический учитель благополучно доживает в коллективе до пенсии, и уходит с почестями и наградами, званиями и медалями за «высокий профессионализм». И у него действительно высокий профессионализм, но только в науке выживания в образовательной системе на основе педагогического маркетинга!
Защитным средством от нападения администрации долгие годы была и маленькая, красная книжечка, говорящая, что её обладатель принадлежит к коммунистической секте, способной своих членов и пожурить и защитить.
По основному критерию отношений с администрацией редко кто закладывал «мины замедленного действия», и если он не обладал книжечкой красного цвета, то ситуация для него всегда становилась такой, что надо было уходить или из данной школы, или менять профессию. Одной из редких учителей, в начале педагогического пути, была и Людмила Ивановна, которая закладывала не только «мины», но и «бомбы» в отношениях с администрацией. Причудливое было то время! В администрации одной из школ четыре человека, рожденные в тридцатые годы. Заканчивается первое полугодие и надо сдавать отчёты. Завучи, в одном из учебных кабинетов, поставили стол и протянули к нему ковровую дорожку от двери. И получилось, в прямом смысле, вызывали на ковер по одному! За столом сидели трое: директор и два завуча, фамилии которых оканчивались на «ЫХ». Учителя заходят по одному, присаживаются на стул, напротив комиссии и начинается отчёт. Заседатели строго и серьёзно слушают, если их всё устраивало, то кивали головой и принимали листок с показателями, отпуская учителя. Если им что-то не понравилось, просили выйти и подумать, посоветоваться с коллегами. Выходили, советовались, договаривались и возвращались, уже с другими показателями. Администрация, барственно кивая, говорила учителю, предоставившего улучшенные результаты за минут двадцать «Ну, вот! Можете же работать, когда захотите!» и с миром отпускали учителя. Добренькие учителя практично подумают, подсчитают какой процент нужен, нарисуют его на бумаге и с чистой совестью – на каникулы и в отпуск! Всё шло хорошо: заходили, сдавали, выходили. И вдруг в кабинет стремительно входит Людмила Ивановна! Присев, она положила на стол листок с результатами полугодия по математике. Посмотрев на показатели, заседатели оцепенели, остолбенели, побледнели. Там стояли такие проценты, что для администрации означало: «застрелись»! Но, сохранив присутствие духа, одна из «ЫХ», попросила выйти и подумать учителя, не портить общую картину по школе. Выйдя из кабинета, Людмила Ивановна поправила результаты: если по просьбе «добреньких» учителей она и изменила показатели, то теперь вернула на место и поставила, то что заработали ученики. Поправила и зашла на отчёт! Администрация смотрела на неё с ожиданием и не поверила своим глазам, когда глянули в отчёт! Если у других учителей была успеваемость 100% и качество от 30 до 60%, то у неё – успеваемость в пределах 50 %, а качество 3 – 7%!
У них поднялось давление, возник «педагогический инсульт», при котором как мы знаем, отнимается речь. Одна из «ЫХ» сумела поднять руку и своим перстом указывала на дверь уже в спину уходящего учителя.
Отчёты с нужными показателями в Департамент администрация сверстала: тоже умеют думать и считать в нужных пределах! Школой остались довольны, а вот администрация с учителем установила такие отношения, что со временем, Людмила Ивановна перешла на работу в другую школу! Поменяла школу, другую, третью… Было всё похоже: администрация, «минные поля» и добренькие отношения. Людмила Ивановна поняла: в школе работают ни люди, а система! Так было, есть и будет! Как бы строй не назывался, педагогическая система будет работать по своим правилам! Каждый, поднявшийся в системе, лучше других знает, на чём она держится! Но кто будет рубить сук, на котором сидит?! Даже когда рухнул режим красных книжечек, система вздрогнула, но устояла! И даже преобразилась. Как сказал один классик «бессодержательную речь легко облечь в слова». Так и поступили с системой. В неё хлынул поток новых терминов и понятий из экономики, психологии, экологии, искусства! Учителя не успевали их заучивать и тем более понимать: инновации, апперцепция, аккредитация, адаптация, коммуникативность, компетенция, компетентность, креативность и т.д. Но это неважно, важно, что фасад системы изменили, ввели ЕГЭ и ОГЭ и остались собою горды и довольные преобразователи системы! По большому счёту повысили и качество добреньких отношений. В обществе красные книжечки исчезли, продукты появились, доступ открыт ко всем морям мира. Изменили уклад системы: появились процедуры лицензирования и аккредитации школ, которые вынуждают администрацию школ проявлять чудеса находчивости при сдаче ЕГЭ и ОГЭ и в установлении добреньких отношений от лиц зависимых, а для воздействия на учителей появился новый рычаг материального воздействия – НТФ!
В 90 – ые годы, когда менялась общественная формация, для учителей создалась ситуация на выживание. И большинство учителей нашли выход: репетиторство! И вот, более 25 лет, в квартире Людмилы Ивановны существует «мини школа», идут уроки математики! И на этих уроках действительно существуют добрые отношения. Репетиторство позволило Людмиле Ивановне жить параллельно системе
На телеканалах шёл фильм «Неподкупный». В нём рассказывают, как лучшие следователи Центральной Прокуратуры страны борются с приписками тонн хлопка, голов баранов.
Руководителям государства надо было посылать следователей ни в колхозы средней Азии, а в школы «от Москвы до самых до окраин»! Ибо там, на страницах классных журналов и в отчётах администрации, уже бегают несуществующие бараны и идут составы с несуществующим хлопком!
30 октября 2015 года
Свидетельство о публикации №221010300544